Эколого-эстетическое воспитание дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)
Современные методы работы экологического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo-esteticheskoe_vospitanie_.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
ХЛЕБНИКОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Воспитатель высшей категории МБДОУ-детский сад «Золотой петушок» с. Бутырки Лысогорского района, Саратовской области
e-mail: i-xlebnikova@mail.ru
В современной системе дошкольного образования важное место занимает экологическая культура дошкольников. Как никогда остро стоит перед нами угроза экологического кризиса. Стремительно исчезают с лица Земли редкие виды растений и животных, гибнут экосистемы. Как это ни ужасно, но никого не удивляют новости о загрязнении окружающей среды. Если в ближайшее время люди не изменят своего отношения к природе, то живая планета погибнет. Пришло время остановить столь бездушное варварское отношение к окружающей среде. И начинать воспитывать экологическую культуру в человеке надо с самых малых лет. В дошкольном возрасте усвоение экологических знаний происходит наиболее эффективно, так как в этом возрасте ребёнок очень восприимчив, эмоционален, способен восхищаться красотой природы, умеет видеть, слышать и удивляться тому, на что взрослый даже не обратит внимание. Дети относятся к животным как к равным себе, они разговаривают с ними, сочувствуют, сопереживают. В минуты разочарований, чтобы успокоиться нередко дети обращаются к природе, где наслаждаются тишиной, покоем. И это очень ценно. Именно эта особенность должна быть использована для эколого-эстетического образования дошкольников.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО формирование экологической культуры, ставит перед нами такие цели и задачи:
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
- Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Существует множество форм и методов работы по экологическому образованию дошкольников. Самыми эффективными формами образования считаются те, в которых дошкольники имеют прямой контакт с природой. Общение с природой – это основа экологического и эстетического образования. Так дети могут получить и знания, и опыт. Психологи доказали, что самые прекрасные картины и фотографии не могут развить познавательный интерес, пробудить эмоции, сформировать правильное отношение к окружающему нас миру. Важно увидеть хрупкость весеннего листика, нежность первого весеннего цветка, пробивающегося из-под снега, восхищаться сказочным и таинственным миром в сумерках или тумане. Сформировать полное представление о богатстве мира природы мы можем только с помощью всех органов чувств. Вот почему актуально объединить экспериментирование и наблюдение в природе, изобразительную, музыкальную, речевую и театрализованную деятельность. Интегративный подход побуждает педагогов вместо традиционных занятий использовать форму образовательных проектов. Эколого-эстетический проект – это эффективны способ получения знаний ребенка по экологии. Проект успешно реализует себя, если в нем разные виды деятельности тесно сплетены. Занимаясь экологическим проектом мы можем:
- Ходить на экскурсии в природную зону.
- Беседовать о природе.
- Слушать классическую музыку.
- Петь песни о природе, родном крае.
- Рассматривать иллюстрации.
- Заниматься изобразительной деятельностью.
- Знакомиться с литературными произведениями соответствующего содержания.
- Экспериментировать.
- Наблюдать за природными явлениями на прогулке.
- Посещать краеведческие музеи, выставки в художественных музеях.
- Устраивать экологические праздники, театральные постановки и т.д.
При ознакомлении с природой часто используется рассказ воспитателя или беседа. Без этого не обойтись. Ведь есть такие природные явления, которые дети, не смогут увидеть лично: половодье, образ жизни животных в лесу и т.д. И тогда взрослый знакомит детей с новыми знаниями, уточняет, объясняет причины природных явлений и взаимосвязь. Чтобы информация запомнилась надолго и вызвала определенные чувства, речь педагога и содержание повествования должно быть ярким, эмоциональным, иметь яркий динамичный сюжет. Например, можно рассказать о заповедниках нашей страны, где запрещается уничтожать растения и животных, охотиться на зверей и птиц. Поймут, зачем люди создают для обитателей заповедников условия, близкие к тем, в которых животные и птицы жили раньше. Можно познакомить детей с книгой Ю. Крутогорова «Рассказы про «Тигровую балку». Автор интересным, простым и понятным языком рассказывает о сером варане, о красавице кобре, о петухах-фазанах и других жителях джунглей. Детям будет интересно узнавать о жизни неизвестных обитателей. Они не только поймут, зачем кобра ночью сторожила лодку, но и почему важно беречь и охранять леса.
Утолить интерес к природе различных уголков нашей планеты и животному миру родного края поможет такая форма работы, как посещение краеведческих музеев. Те впечатления, которые дети получают на просмотре экспозиций, перерастают в чувство любви, доброты, сострадания, повышают их общий культурный уровень.
Но сколько бы мы ни проводили бесед, объяснений, слова могут остаться словами. Мы не достигнем желаемого результата, пока не будем на своем примере ежедневно показывать образец бережного и заботливого отношения к природе. Экологические акции являются эффективным средством воспитания дошкольников в данном направлении. В основе акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск. Это игра «всерьез». Детям необходимо знать, что они делают, для чего и что их результат важен для общества и природы. Приведем примеры акций, которые будут интересны дошкольникам. Это, «Каждому певцу по дворцу», «Птичья столовая», «Батарейки», закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» и т.д.
Одним из самых любимых средств экологического воспитания остаются экскурсии и наблюдения в природе. Позовем природу к нам в союзники. Каждый день в природе происходит что-то интересное. Каждое время года манит и зачаровывает. Нет такого периода, когда бы не хотелось наслаждаться природной красотой. Находясь на экскурсии можно бесконечно наблюдать за разнообразием растительного и животного мира: рассматривать растения, насекомых, иногда животных, находить объяснения их названиям, поведению, выстраивать логические цепочки в рассуждениях о прекрасном. Любуясь красотой деревьев в зимнее время года можно прочитать стихотворение С. Есенина «Береза» или Н. Павлова «Деревья зимой. А сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» закрепит знания детей о том, что зимой под снегом трава не гибнет. На летней экскурсии можно вспомнить ранее прочитанное произведение о жизни насекомых из сказки В.Бианки «Приключения муравьишки» и понаблюдать за ними. Проговорить ранее разученные пословицы и поговорки, например, «Мал муравей телом, да велик делом». Уместным здесь будет чтение произведения С.Михалкова «Прогулка». А вернувшись в ДОУ с экскурсии рассказать ребятам историю о мальчике, который ради веселья сжег муравейник (С. Михалков «Будь человеком»). Это помогает подвести итог увиденному, углубить знания, настроить детей на дальнейшее общение с природой.
Через некоторое время воспитатель спросит детей, настраивая их на восприятие нового произведения: «Куда мы с вами ходили и что видели»? Продолжить разговор можно рассказом о дятле М.Пришвина «Лесной доктор», который находит пищу, спасая лесные деревья от вредоносных личинок. Так дети поймут, что экосистема леса – это мудрая система, в которой все живое взаимосвязано, что жизнь одних зависит от жизни других.
Чтение природоведческой литературы может предшествовать экскурсии. Таким образом воспитатель создает интригу от ожидания встречи, подогревает интерес к предстоящему «путешествию». Наблюдая за объектом, дети пытаются найти доказательства словам, сказанным автором книги.
Большое влияние на формирование эстетического вкуса ребёнка оказывают книжные иллюстрации. Как говорила Е.А Флерина: «Картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово». Дети любят рассматривать иллюстрации. Иногда картинка имеет большее значение, чем текст. Плохо иллюстрированная книга – нечитаемая книга. Зная о том, что восприятие текста без иллюстраций снижается почти наполовину, многие писатели охотно иллюстрировали свои книги сами. Это Е.И. Чарушин, М. П. Митурич, Л. А. Токмаков, Н.А. Устинов, Е. М. Рачев и многие другие. Иллюстрации вызывают эмоции, развивают воображение, воспитывают культуру восприятия. Таким образом, обращаясь к чувствам малыша, мы формируем его нравственное отношение к природе.
Некоторые дети свои эмоции выражают в рисунках. Такая форма работы помогает закрепить материал, развивает наблюдательность. Это может быть определённый объект природы, за которым идет наблюдение или который находится на экологической тропе, или иллюстрация к художественному произведению. Важно, чтобы это нравилось ребёнку. Передать настроение в рисунке дети могут с помощью краски. Так, чистый водоем и загрязненный, чистый воздух и, пахнущий неприятно, буду закрашены разными тонами и оттенками. Так по каждой теме мы можем создавать целые альбомы-впечатления самодельных книг, тематические выставки, книжки-гармошки.
Находясь на экскурсии, мы не всегда можем подробно и внимательно рассмотреть какое-либо явление природы. Кроме того, некоторые из них просто опасны для здоровья детей. Увидеть красоту пейзажа, натюрморта, учиться любоваться природой мы можем, посещая музеи или картинные галереи. Такая форма работы помогает воздействовать на чувства дошкольников, формирует у детей эстетическое отношение к природе. Наиболее эффективно использовать произведения живописи в сочетании с прослушиванием музыкальных произведений и восприятием произведений художественной литературы. Возьмём тему «Краски осени». Например, при просмотре картины И.И. Левитана «Золотая осень» слушаем произведение А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». А концертом А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» будем наслаждаться вместе с живописным творение К. Я. Крыжицкого «Ранний снег». Прочитав стихотворение, мы можем предложить ребёнку выбрать из несколько предложенных ту картину, которая наиболее точно отражает содержание прочитанного. Или, рассмотрев подробно иллюстрацию, предлагаем для прослушивания 2-3 музыкальных произведения. Выбираем то, которое наиболее точно отражает суть. Необходимо чаще обращать внимание детей на то, как богата природа красками, как много оттенков одного цвета она использует в своей палитре.
Вернувшись с экскурсии, предложите детям прослушать различные музыкальные произведения, изображающие настроение детей. Попросите их назвать произведения, изображающие характер погоды: солнечная, пасмурная, дождливая. Перед прогулкой дайте детям прослушать музыкальные отрывки: один или два, не больше. Во время наблюдения напомните детям о прослушанной музыке, попросите их подумать, какие из окружающих предметов или явлений наиболее точно выражают характер музыки. Формируйте у детей умение слушать звуки природы. Весной – звуки тающих сосулек или пение птиц, журчание ручейка. Летом – звуки летающих насекомых, «шёпот» травы. Осенью послушайте шум дождя. Можно дать прослушать детям голоса животных: крик чаек, рычание тигра, «разговор» обезьян и т.д. Можно прослушать «голоса» моря, саванны, джунглей. Такая форма работы не может не вызвать у детей бурю положительных эмоций, впечатлений.
Для реализации задач экологического образования значимой формой работы является театр. Дети его очень любят. Это могут быть как небольшие инсценировки, так и сложные представления. Особое удовольствие доставляют кукольные спектакли. Можно предложить детям сочинить собственную экологическую сказку на определенную тему. А можно изменить концовку уже хорошо известной всем сказки. Использование приема «Старая сказка на новый лад», «Перевирание» сказки, сказка «наизнанку», «А если бы…» тоже всегда получает отклик у детей. Последнее время очень большой популярность пользуются тренинги по содержанию изучаемой сказки, например: «Цветок, пробивается сквозь асфальт».
Эколого-эстетическое образование дошкольников только в самом начале пути. Это только начало осознанного отношения к миру природы, попытка понимания своего места в этом мире. Хочется верить, что любовь к природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром. И что мы заложим в детскую душу сейчас, какими мы воспитаем наших детей, таким и будет наше будущее.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008 – 326 с.
2.К. Ельникова Роль литературы в ознакомлении детей с природой//Дошкольное воспитание 1979 № 6 С 23-25
3.Николаева С.Н. «Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников» Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-96 с.
4.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-336 с.
5.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА
СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в процессе эколого-эстетического воспитания детей
Статья о проекте работы с педагогами в инновационной деятельности...
Консультация для воспитателей " Игра как средство эколого-эстетического воспитания"
Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место....
Эколого-эстетическое воспитание дошкольников
Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место.Выявление в процессе эколого-эстетического воспитания прекрасного в разных сферах(в труде, поведении и т.д.), наслаждение им с...
Воспитание эколого-эстетических ценностей у дошкольников через общение с природой.
В настоящее время работе по эколого-эстетическому воспитанию отводится особое место. Для оптимизации этого процесса используются разные формы работы. Общение с природой - основное условие ...
Региональный компонент в эколого - эстетическом воспитании дошкольников.(Из опыта работы).
Посмотри , как всё красиво ,Посмотри , простор какой.Словно мать ,склонилась иваНад уснувшею рекой...ПРИРОДА ! Как много вмещает в себя это слово .И леса , и реки , и птицы...Можно перечислять до беск...
Эколого-эстетическое воспитание дошкольников средствами изодеятельности
Материал для педагогов...