«Как наши предки, славяне, трудились в старину»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.doc | 42 КБ |
Конспект занятия и презентация | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Как наши предки, славяне, трудились в старину»
Цель занятия:
Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей славянского народа.
Знакомим детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).
Видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.
Ход занятия.
Нетрудно, ребята, нам песенку спеть.
Нетрудно, а всё таки, надо уметь.
За что ни возьмись, нужно мастером стать,
И дело любое уметь выполнять.
Должны всё делать сами умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
- Сегодня, ребята, наше занятие посвящёно людям труда. Но это не обычное занятие, мы с вами побываем в прошлом.
Ребята, нашим предкам (людям, которые жили давно и очень давно до нас с вами), приходилось много трудиться для того, чтобы обеспечить себя едой и жильем.
Как только наступала весна, наши предки начинали работу.
Наши предки, славяне, были умелыми мастерами, они изготовляли большое количество различных инструментов. Которые облегчали и ускоряли их труд (слайд1)
Борона - сельскохозяйственное орудие для обработки почвы. Боронование предохраняет почву от высыхания, выравнивает её поверхность, разрушает почвенную корку, уничтожает сорняки.
Соха- орудие для вспахивания земли с широкой рабочей частью из дерева, оснащённой железной лопаткой. В соху запрягали лошадь.
Серп ручное сельскохозяйственное орудие. Обычно использовалось для уборки зерна, резки трав.
А теперь отгадайте загадку:
И загадку отгадайте.
Здесь не погреб, не чулан
Не растет за ним тюльпан
Есть там светлая светлица
Есть там русская девица
Есть и печка и труба
Это русская ….
Изба.(Слайд )
- Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба?
( Это деревянный дом)
Кто жил в избах?
(Люди, семья) Слайд «Семья»
Ребята, вы обратили внимание, какие были большие семьи. Кого вы увидели на картине.
( Бабушку, дедушку, папу, маму, братьев, детей и т. д.)
- Каждая такая большая семья занималась своим ремеслом.
Давайте познакомимся с ремеслами наших предков.
Осмотрите на слайд:
- «Хлеб всему голова»
- О чем эта пословица?
(Эта пословица о хлебе…)
Чтобы вырастить хлеб нужно сначала вспахать землю.
Кто пахал землю?
Я вам скажу. Землю пахал пахарь (СЛАЙД)
Большая семья занималась земледелием и выращивала пшеницу, рожь, а потом пекли хлеб.
Кроме хлеба на столе у славян было: мясо, ягоды, грибы. Как же они попадали на стол?
(Люди ходили в лес, охотились на зверей, собирали ягоды и грибы)
- Как называли славян, которые охотились на зверей?
(Их называли охотниками ( слайд)
У охотника были: острый нож, стрелы с металлическими наконечникам. Были семьи, которые занимались этим ремеслом.
Металлические предметы для охотников ковали кузнецы. (слайд)
В славянской семье, этим ремеслом занимались только мужчины.
Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец должен быть сильным, чтобы держать тяжелый молот, как богатырь.
Мужчины поработали, и им нужно хорошо поесть.
Посмотрите на картинку,кто на ней изображен?
Слайд «Хозяйка избы»
Чтобы готовить еду, хозяйке нужна посуда.
Ребята, а как вы думаете, из чего сделана эта миска?
(Миска сделана из глины)
Сделал эту миску гончар. (СЛАЙД ГОНЧАР)
- Гончары лепили из глины миски, кувшины, горшки на гончарном круге,а затем обжигали их в горячей печи.
А были семьи, которые занимались ткачеством.(Слайд «Ткачиха)
На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна».
Итак, ребята.
О чем мы сегодня с вами узнали?
( Славянские семьи были очень большие и дружные. Мы сегодня вспомнили, где и как они жили и познакомились с их ремеслами)
- Названия каких ремесел вы запомнили?
( Пахарь, охотник, кузнец, ткачиха, гончар)
А чтоб закрепить знания,
Отгадаем загадки:
Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое….
(ГОНЧАР)
Нужен вам половик
или ткань красивая,
изготовлю в один миг.
Управляюсь лихо,
Ремесло мое
ТКАЧИХА)
Надо лошадь подковать,
Изготовить ключ к замку,
Что угодно – все смогу.
Даже меч – кладенец,
Ремесло мое - ….
(КУЗНЕЦ)
Очень меткий я стрелок: Будь то волк иль колонок (животное, похож на хорька) Попаду я в миг.
Кто же я ?
(ОХОТНИК)
Молодцы! Вы все хорошо усвоили!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»
Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси, с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....
«Как наши предки – славяне защищали Русь от врагов»
Программное содержание :1. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;причины и предпосылки образования единого государства.Дать представление об укладе жизни древних славян.2....
Наши предки - славяне
Задачи:Расширять знания детей о первых исторических фактах зарождения Руси (причины и предпосылки образования единого государства). Моделирование карты древнерусских поселений.Знакомство с картиной В....
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе Тема : Наши предки — славяне!
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группеТема : Наши предки — славяне!Провела Оленченко Т.Г. МДОУ «Ромашка» 2009г. Программное содержание1....
Наши предки - славяне.
Конспект-занятие по позновательному развитию в старшей группе....
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему: " Наши предки славяне".
Календарно -тематический план на день для старшей группы по ФГОС...
Конспект НОД «Как наши предки-Славяне защищали Русь от врагов»
Цели: - Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси; - Дать представление об укладе жизни древних славян; - Объяснить детям этимо...