Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Весна. Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 В этом занитии у детей формируется  элементарные представления о жизни птиц в весенний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna._pereletnye_ptitsy_v_starshey_gruppe.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы"Школа № 1349"

Конспект НОД по познавательному развитию  на тему: «Весна. Перелетные птицы»

        

                                                                                     Подготовила и провела

                                                                                         Воспитатель:

Костина М.И.

                                                       

 Цели:

  • Формирование элементарных представлений о жизни птиц в весенний период;
  • Уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах, об их образе жизни в весенний период;
  • Развивать интерес к жизни птиц, воображения, мышления, речь, обогащать словарный запас детей;

Материалы и оборудование: Картины с изображением  весны, предметные картинки птиц, таблички с приметами весны. 

Ход занятия.

Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна.

 Назовите признаки весны?

Дети называют и выставляют на доску таблички с признаками весны.

Весна – это когда светит ярко солнце;

Весна – это когда цветут цветы;

Весна – это когда теплый дождик и бегут ручьи;

Весна – это когда распускаются листочки на деревьях;

Весна – это когда щебечут птички.

Воспитатель:  Ребята представим себе, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу все оживает, просыпается и наполняется тысячами различных запахов и звуков.

Совсем скоро на деревьях распустятся новые зеленые листочки, а на лужайке вырастет молодая весенняя травка. Такие чудеса происходят только весной. А хотите узнать о самом главном чуде, происходящем в весеннее время?

- А самое главное чудо – это то, что из далеких южных краев к нам на Родину возвращаются наши пернатые друзья.

- Кого мы называем пернатыми друзьями? (птиц).

- Почему их называют пернатыми? (Пернатые потому, что тело птиц покрыто перьями. А друзья потому, что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни, щебечут и радуют нас своими голосами).

- А как называют птиц перелетающих весной с юга на север? (перелетные)

- Кто сможет объяснить, почему птицы, которые нам прилетают называются перелетными?

Дети: Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой.

Воспитатель:  - Почему птицы осенью покидают родные края? (ответы детей)

- Да. Они устраивают себе зимовку в более теплых краях. Но наступает весна и великое переселение птиц на Родину началось.

Летят птицы из далеких стран. Летят через широкие моря, где некуда присесть, если устанут крылья. Летят через высокие горы, где от снежных вершин веет холодом. Летят через пустыни и степи, через леса и реки. Усталые измученные прилетают птицы в родные места.

- Куда весна приходит раньше в поле или в лес? (в поле снег тает быстрее, чем в лесу)

- Как только в поле появятся проталины первыми прилетают кто? (Грачи).  Грачей так и называют вестники весны.

- Кто прилетает вслед за грачами? (Скворцы)

- Что означает прилет скворцов? (Это верный признак весны)

- Что делают скворцы после прилета? (Чистят домики – скворечники, носят в клювах былинки и мягкую подстилку, устраивают уютное гнездо).

- А чем питаются грачи и скворцы? Снег еще не растаял, где они добывают себе еду. (На проталинах выуживают из земли личинок, червячков, паучков и различных насекомых.)

- Вслед за скворцами прилетают жаворонки, они начинают радовать нас своим звонким пением. Голубое небо звенит от звонких музыкальных трелей. В этот период для жаворонков очень мало корма, но они находят семена различных растений и этим питаются.

- В небе на большой высоте красивым клином пролетают журавли. Станут на зоре в круг, а посередине хоровода два плясуна приседают, кланяются, трудятся, вытянув шеи привлекая тем самым внимание самочек, как только найдут себе пару, начинают устраивать гнезда для выведения потомства.

- Вслед за журавлями прилетают более теплолюбивые птицы: гуси, лебеди, утки, цапли, аисты и т. д. (показать картинки птиц).

Воспитатель: А теперь отгадайте мои загадки. О каких птицах я буду рассказывать. Найдите их на картинках.

1. Хочет - прямо полетит, хочет в воздухе висит

    Камнем падает с высот, а весной в полях поет (Жаворонок)

2. Длинная носатая целый день стоит как статуя

    На одной ноге стоит в воду пристально глядит

    Тычет клювом наугад ищет в речке лягушат. (Цапля)

3. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели?

    Голосистее, нежней – кто же это? (Соловей)

4. Спереди шильце сзади вильце

    Сверху – черное суконце снизу белое полотенце

    Прилетает к нам с теплом, путь проделов длинный

   Лепит домик под окном из травы и глины. (Ласточка)

Физкультминутка

Воспитатель: Не все птицы улетают на юг. Некоторые остаются зимовать. Вспомним одну из них и отгадаем загадку про эту птичку:

С желтой грудкой у окошка собирает шустро крошки

Отгадайте, что за птица называется … (Синица)

Скачет шустрая синичка - (прыжки на 2 – х ногах)

Ей на месте не сидится – (прыжки на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок – (прыжки на право ноге)

Завертелась, как волчок – (кружимся на месте)

Вот присела на минутку – (присели)

Почесала клювом грудку – (наклоны головы вправо и влево)

И с дорожки на плетень – (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири – (прыжки на правой ноге)

Тень – тень – тень – (прыжки на двух ногах).

Воспитатель:- А какой птичке шла речь в физкультминутке? (О синичке)

- А это перелетная птичка или зимующая? (зимующая птичка)

- каких еще зимующих птиц вы знаете? (дети называют зимующих птиц)

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

- Ребята, я буду называть перелетных и зимующих птиц. Если вы услышите название зимующих птиц то присядьте, а если название перелетной птицы – машите руками.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.

Игра «Назови птиц ласково»

- Назовите птиц ласково, скажите, что они делают. Отвечая на вопрос измените слово «летает» - на противоположное.

Скворец – скворушка (вылетает)

Соловей – соловушка (улетает)

Журавль – журавушка (подлетает)

Грач – грачик (подлетает)

Кукушка – кукушечка (прилетает)

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, что случиться, если вдруг птицы не вернуться к нам весной?

- Произойдет экологическая беда. Не кому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые седеет всю растительность, уничтожат все урожаи, некому будет, разносит семена ягод и растений, мы ни когда не услышим их чудесных песен.

- Что мы должны сказать птицам?

- Спасибо вам наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою Родину и защищаете наши лесса от вредителей.

Итог занятия.

- О ком мы сегодня говорили? (о перелетных птицах)

- Что нового вы узнали об этих птицах? (ознакомились с перелетными птицами)

- Было ли вам интересно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического подгруппового занятия по теме: "Весна.Перелетные птицы"

Конспект логопедического подгруппового занятия по теме: «Весна. Перелетные птицы».Цели и задачи:Образовательные:1. Работать над слоговой структурой слова,  обозначающие перелетных пти...

Конспект логопедического подгруппового занятия по теме: "Весна.Перелетные птицы"

Конспект логопедического подгруппового занятия по теме: «Весна. Перелетные птицы».Цели и задачи:Образовательные:1. Работать над слоговой структурой слова,  обозначающие перелетных пти...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет Тема: «Весна. Перелетные птицы» Образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)

Данный материал поможет педагогам систематизировать представлений детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о перелетных птицах.Реализовать и выполнить следующие задачи.Обра...