Картотека дидактических игр по экологии для детей подготовительной группы
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Шкара Татьяна Григорьевна

Картотека дидактических экологических игр: "Воздух, земля, вода", "Угадай, что в мешочке", "Чего не хватает животным?", "Природа и человек", "Звери, птицы и рыбы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по экологии для детей подготовительной группы.

  1. Дидактическая игра с мячом «Воздух, земля, вода».

Дид. задача: закреплять представления детей об объектах живой природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Игр. задача: Дети, Незнайка опять перепутал все в своем домашнем задании и получил «2», он просит нас помочь ему исправить ошибки. Послушайте, какое задание у него было: для слов «земля», «воздух» и «вода» надо было подобрать животных. которые обитают на земле, в воздухе или в воде.

Игр. действия: дети ловят мяч и называют животное, обитающее в воздухе, на земле или в воде.

Игр. правила: я буду называть слово и бросать вам мяч. Если я скажу слово «земля», вы должны назвать животное, которое обитает на земле. Если я скажу слово «воздух», то надо назвать животное, которое обитает в воздухе. Если я скажу слово «вода», вы должны будете назвать животное, обитающее в воде. Играть будем все вместе, я буду называть вам слово и бросать мяч, тот у кого мяч, должен подумать и ответить, не подсказывать. Кто ошибся, выходит из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

Оборудование: мяч

Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

  1. Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».

Дид. задача: развивать навык детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам (форма, материал, структура поверхности и т.п.)

Игр. задача: К нам гости пришел зайчик и принес подарочки в мешочке, но просто так он нам их не отдаст, он хочет поиграть с нами в игру с мешочком. вы знаете игру «Чудесный мешочек»?, играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки. А мы должны будем угадать, что это.

Игр. действия: ребенок определяет форму игрушки в мешочке, описывает характерные признаки, а затем дети угадывают, что это.

Игр. правила: играть будем все вместе, но по очереди, кто отгадал предмет, тот и водит. Дослушиваем до конца все характеристики, не выкрикиваем ответ.

Оборудование и материалы: мешочек с природным материалом (шишки, листья, желуди, каштаны и т.п.)

Ход игры: Первый предмет описывает воспитатель, тот ребенок, который угадывает, что это за предмет, становится водящим. Воспитатель следит за тем, чтоб дети не выкрикивали ответ, если водящий еще называет признаки.

  1. Дидактическая игра «Чего не хватает животным?».

Дид. задача: вызывать у детей интерес к животным, к деятельности по уходу за обитателями уголка природы.

Игр. задача: К нам в группу пришло письмо, в нем нас баба Шура просит помочь ей, она захворала и попала в больницу, а дома у нее остались питомцы, за которыми надо ухаживать, она попросила последить за ними и поухаживать, чтоб им было хорошо. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, чего не хватает животным для того, чтоб им было хорошо.

Игр. действия: дети определяют недостающие животным условия, и отвечая, зарабатывают фишки.

Игр. правила: быть внимательными, описывать оптимальные для жизни животных условия, отвечать, только тогда, когда спросит воспитатель, не выкрикивать. За правильный ответ воспитатель дает детям фишки, у кого будет в конце игры больше всех фишек, тот выиграл.

Оборудование и материалы: планшеты с изображением животных уголка природы и места их содержания (клетка с попугаем, террариум с черепахой, клетка с хомяком); картинки с изображением различных условий для животных (чистый песок, грязный песок, баночка с чистой водой, баночка с мутной водой, кормушка с зерном, листья, трава), фишки, ширма.

Ход игры: Играющие дети сидят за столами. У воспитателя на столе ширма, за которой находятся планшеты с изображением клетки с попугаем, террариума с черепахой, клетки с хомяком. Воспитатель за ширмой изменяет какие-либо условия для птицы, животного. Например, в специальный карманчик на планшете с клеткой для птицы вставляются картинки с изображением чистого песка, чистой воды, но убирается картинка кормушки с зерном. Дети должны внимательно осмотреть клетку и определить, каких условий сейчас не хватает птице.

Или, например, вместо картинки с изображением баночки с чистой водой вставляется картинка с мутной водой, в которой плавают перья и шелуха. Дошкольники должны определить, что надо срочно налить чистую воду, птицы не любят грязную. Тот ребёнок, который правильно определяет недостающее животному или птице условие, получает фишку.

  1. Дидактическая игра «Природа и человек».

Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Игр. задача: Незнайка, опять просит у нас помощи. Ему необходимо выполнить задание по экологии и ответить на вопросы «Что создано человеком?» и «Что создано природой?». Поможем ему? Я буду задавать вам вопрос «что создано природой?» или «что сделано человеком?» и бросать мяч, а вы должны ответить на вопрос.

Игр. действия: Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Игр. правила: играть будем все вместе, но по очереди, говорить будет тот, у кого мяч, если вы не можете ответить, вы пропускаете ход и возвращаете мне мяч.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

  1. Дидактическая игра «Звери, птицы, рыбы».

Дид. задача: закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.

Игр. задача: Маше в школе задали такое задание: ей надо вспомнить как можно больше названий птиц (рыб, зверей). Она долго пыталась вспомнить, какие же есть птицы, но ей  удалось вспомнить только 3 птиц. Она просит помочь ей и подсказать название птиц, которых вы знаете.

Игр. действия: дети стоят в кругу, тот у кого мяч, задает вопрос соседу и  передает ему мяч, ребенок получивший мяч, отвечает на вопрос.

Игр. правила: Ваша задача будет спросить у своего соседа «Вот птица. Что за птица?» и передать мяч соседу справа. А ваш сосед должен быстро ответить на вопрос, назвать птицу. Вопрос задает только тот ребенок, у которого мяч, и отвечает на вопрос только тот ребенок, у которого мяч. Повторять ответы нельзя. Не подсказывать. Кто не может ответить на вопрос, выходит из игры. Выигрывает тот, кто останется.

Оборудование: мяч или любой предмет, который удобно передавать.

Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Кто не отвечает на вопрос, выходит из игры, передав предмет следующему ребенку. Предмет передается по кругу до тех пор, пока не выявится победитель.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экологии для детей первой младшей группы

Картотека дидактических игр по экологии для детей первой младшей группы....

Картотека дидактических игр по экспериментированию для детей подготовительной группы

Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года....

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей подготовительной группы

КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР  ПО  ФЭМП  В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23440597","attributes":{"alt":"","class":"medi...

Картотека дидактических игр по конструированию для детей подготовительной группы

Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей инт...