История колеса
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ольга Николаевна Перевозникова

Тип занятия: познавательно - исследовательская деятельность. Задача: актуализация знаний детей о колесе, как изобретение человека через создание условий для самостоятельной познавательно - исследовательской деятельности. Расширение знания о применении колеса в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_kolesa.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

                  Конспект занятия «История колеса»

         

Познавательно - исследовательская деятельность детей подготовительной группы

 

 Тема«История колеса»

Тип занятия – знакомство с новым учебным материалом через познавательно-исследовательскую деятельность

Интеграция«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Актуализация знаний детей о колесе как изобретении человека через создание условий для самостоятельной познавательно - исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Дать представления об истории изобретения колеса и расширить знания детей о применении колеса в жизни человека;

- Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

Развивающие:

- Развивать умение формулировать проблему, анализировать информацию, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

Воспитательные:

формировать умение детей договариваться в процессе работы в парах.

Методы и приемы:

Словесные методы: слушание, беседа, инструкция к выполнению практических действий детей;

Наглядные методы: просмотр мультфильма, диафильма, использование таблиц, символов, иллюстраций;

Практические методы: - поисково - исследовательский метод (проблемные вопросы, проблемная ситуация, решение проблемной ситуаций, наблюдение, метод проб); продуктивные, коммуникативные.

 

Ход:

Осмысление проблемной ситуации

Под мелодию интеллектуальной телевизионной игры «Что? Где? Когда?» вносится черный ящик.

Воспитатель: Дети, вы хотите узнать, что лежит в этом ящике?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть фрагмент диафильма, который вам поможет узнать, что находится в черном ящике.

Просмотр фрагмента диафильма - «Сказка про колесо»

Воспитатель: Вы догадались, на изобретение чего натолкнула кругляшка древнего человека? Значит, что находится в черном ящике?

Ответы детей(колесо)

Воспитатель достает колесо из черного ящика.

Воспитатель: Какой формы колесо изобрел человек?

Ответы детей(Человек изобрел колесо круглой формы.)

Воспитатель: Как вы считаете, почему человек изобрел колесо именно круглой формы?

Ответы детей(Если колесо круглое, то оно хорошо катится.)

Воспитатель: Но может быть древние люди ошибались и колесо могло бы быть любой другой формы?

Ответы детей(Может быть.)

Постановка задачи исследования.

Воспитатель: Я предлагаю вам как настоящим ученым это проверить. Согласны?

(на мольберт выставляется объект исследования – иллюстрация колеса)

Выбор способов решения проблемной ситуации и их фиксация.

Воспитатель: Как вы считаете, какими способами можно узнать и проверить могло ли колесо быть другой формы?

Ответы детей: (Можно прочитать в книгах, посмотреть в компьютере, спросить у кого-нибудь, вспомнить, провести эксперимент)

(Обсуждение методов исследования: на мольберте выставляются символы методов исследования).

Формулировка гипотез детьми.

-Предполагаемые ответы детей: (колесо может быть только круглой формы;

колесо может быть любой другой формы) (На мольберте выкладываются символы предполагаемых форм колеса)

После выдвижения гипотез детям предлагается разделиться на пары по парным картинкам (изображения разных колес). Цветовой символ на картинке указывает и направляет детей к методу исследования.

Проверка предположений (гипотез).

(Самостоятельная исследовательская деятельность детей.)

Воспитатель: Чтобы ничего не забыть в ходе исследования, вы можете фиксировать все, что узнаете, в таблицу с помощью знаков «+» или «-».

(На мольберте - таблица со схемами методов исследования и символами геометрических форм)

Педагог в ходе деятельности подходит к каждой паре, наблюдает за действиями детей, направляет, помогает.

Выводы детей.

Воспитатель предлагает детям подойти к таблице и рассказать докладчику от каждой пары о своих результатах исследования.

Воспитатель(обращается к мольберту с изображением гипотез) Какая из гипотез подтвердилась?

Дети делают выводколесо может быть только круглой формы.

Воспитатель: Давайте вспомним сказку, которую вы слушали. Кругляшка натолкнула древнего человека на изобретение колеса. Для чего он его изобрел? Как вы думаете?

Ответы детей(Для поднятия тяжести, для передвижения и т. д.)

Воспитатель: Я знаю, дети, что о колесе написаны сказки. Например, Владимир Сутеев написал сказку «Разные колеса», по которой снят мультфильм. Я предлагаю посмотреть небольшой фрагмент из этого мультфильма, чтобы вы могли узнать еще больше о применении колеса в жизни человека и рассказать об этом своим друзьям и родителям.

Просмотр фрагмента мультфильма «Разные колеса».

Воспитатель(Звучит музыка )Дети, оказывается, в черном ящике есть еще что – то (достает картинки с изображением предметов и механизмов, в которых используются колеса). Что мы можем сделать с этими картинками?

Ответы детей.

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать коллаж, который поможет вам рассказать историю колеса своим товарищам.

Продуктивная деятельность детей – коллаж «История колеса».

(На большом листе ватмана дети делают коллаж. В центре – герой истории – колесовокруг него машины, механизмы и предметы).

Рефлексия:

Воспитатель:

- Узнали ли вы сегодня что-то новое?

- Что было особенно интересно?

- Что вызвало затруднение?

- Как вы думаете, знания о колесе вам где- то пригодятся?

- Что понравилось?

Приложение 1

«Сказка про колесо» фрагмент:

«Жил-был когда-то давно на свете человек. Валил он в лесу толстые деревья, выдалбливал из них лодки. А из деревьев потоньше делал разные другие вещи. Однажды осталась у него от бревна коротенькая кругляшка

- «Брошу ка я ее в костер»- сказал человек.

И вдруг кругляшка откатилась и закричала«Не догонишь, не поймаешь!» Удивился человек, что дерево разговаривает, и уронил бревно. Упало бревно на кругляшку и вдруг само по ней покатилось, поехало. Испугался человек, что кругляшку придавил, все-таки она живая, разговаривает… А кругляшка с бревном катится - «Догадался, какая от меня польза?». Тогда человек сделал каток, чтобы не таскать на себе тяжести».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию на тему :"Колесо истории".

Выявиь и закрепить знания детей об историческом прошлом г. Альметьевска ; воспитывать интерес  и любовь к родному городу; развивать творческое вооброжение , память, речь....

Интеллектуальная игра "Колесо истории"

Закрепить знания о родном городе, государственных символах (герб), о многонациональности нашей Родины. Воспитывать патриотические чувства у детей, любовь к родному краю....

"Колесо истории: город Екатеринбург"

Викторина для детей подготовительной группы как итоговое мероприятие в комплексно-тематическом планировании. тема "Наш город"....

Игра "Колесо истории"

Знакомство  родителей с историческим прошлым поселка,  с основными  историческими событиями, памятными местами родного поселения....

ГМО 2012 Конспект по развитию речи "Колесо истории"

Познакомить детей с историей г Подольска,  1. История создания г Подольска,2. Русские Богатыри.3. Ночной таран В Талалихина4. Героический подвиг подольских курсантов.5 Именной указ Екатерины...

Презентация: "История создания колеса" в рамках проекта "Катится, катится колесо"

Простым, но великим достижением стало изобретение колеса....

Презентация "История колеса"

Колесо основа прогресса, с колеса закрутилась наша цивилизация. Так что истоия колеса - это история человечества!...