Познавательное развитие:экологическое воспитание.
занимательные факты по окружающему миру
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
“Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В.Сухомлинский.
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения дошкольников.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.
Природа – это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а “человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира”.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
– связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
– многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
– человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
– использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.
Третья позиция берет начало, в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по познавательному развитию ( экологическое воспитание) в старшей группе " В царстве природы""
конспект занятия...
НОД по познавательному развитию (экологическому воспитанию) на тему «Дуб и его жители» в старшей группе
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе...
Познавательное развитие. Экологическое воспитание. Стихи "Азбука лечебных трав". г.Кропоткин МАДОУ ЦРР д/сад №14 Федотова Ольга Павловна.
Познавательное развитие . Экологическое воспитание. "Азбука лекарственных трав"....
Познавательное развитие. Экологическое воспитание. Исследовательская деятельность с элементами рисования. Беседа"Тюльпаны в горшочке" старшиый возраст.
Цели: закрепление знаний о растениях,условиях роста. Рассказать,что с приходом весны растения начинают быстрее расти. Систематизировать знания о комнатных растениях,способах ухода за ними, способов вы...
Конспект открытого занятия ОО «Познавательное развитие» (экологическое воспитание) Тема:«Зимующие птицы»
Программное содержание: закрепить знания детей об уже известных им зимующих птицах и познакомить поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитывать чувство любви ко всему ж...
Конспект НОД по познавательному развитию экологическому воспитанию во второй младшей группе «Какие жители живут в лесу?»
конспект по экологическому воспитанию...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе ОО « Познавательное развитие»: Экологическое воспитание. Тема: «Экологическая пирамида»
ЦЕЛЬ: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе осенью, учить устанавливать взаимосвязь между осенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и ...