Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в горы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формировать познавательное отношения к окружающему миру, расширять кругозор детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_miro1.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по ознакомлению с окружающим миром
в подготовительной группе
«Путешествие в горы»
Цель: формировать познавательное отношения к окружающему миру, расширять кругозор детей.
Задачи:
- продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах;
- познакомить детей с профессией вулканолог;
- формировать навык работы с географической картой;
- развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
- воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;
- учить правильному поведению в природной среде.
Материалы: компьютерная презентация, глобус, географическая карта России, макет горы, материалы для проведения опыта «Извержение вулкана», листы бумаги, цветные карандаши, дневники наблюдений.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь:
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это … (горы)
Воспитатель: Да, это горы. Сегодня, вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы.
Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? Что обозначает каждый цвет? (Ответы детей)
А каким цветом обозначают горы на карте? (Жёлто-коричневым. Чем темнее цвет, тем выше горы.)
Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).
Воспитатель: Ребята, а где мы ещё можем рассмотреть поверхность земли?
(Ответы детей: географическая карта)
Воспитатель: Давайте посмотрим на карте, где в России есть горы?
Воспитатель: Ребята, пора отправляться в путешествие!
Отправляемся в путь!
Мы готовы для похода,
Поднимаем выше ноги.
Скоро до горы дойдем, Там немного отдохнем. (Дети двигаются «змейкой»)
Воспитатель: Вот мы с вами и в горах. Назовите какие вы знаете горы? (Уральские, Кавказ, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы) (СЛАЙД)
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы? (Ответы детей)
Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, из чего состоят горы? (из камней). А как образуются горы? (Предположения детей)
Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет.
Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается (СЛАЙД)
Воспитатель: Посмотрите, какие бывают горы? (большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни) (СЛАЙДЫ)
А что есть у всех гор? (вершина, склон, подножье). Вершины и склоны гор бывают разными. Вершины гор могут быть плоскими, округлыми или остроконечными. Часто горы располагаются рядами.
(рассматриваем схемы строения гор).
Воспитатель: Ребята в горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему там холодно? (Ответы детей)
Воспитатель: Тепловое излучение, идущее от Земли, способно прогреть воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли. (СЛАЙД)
Воспитатель: А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов; в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).
Воспитатель: А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер). (СЛАЙД)
Воспитатель: Горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить) (создаем схему правил поведения)
Воспитатель: Обратите внимание на вершину этой горы: что здесь есть? (Яма, углубление, воронка, отверстие). Эта часть называется кратер. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красно – оранжевая часть – это жерло – дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (СЛАЙД)
Воспитатель: Вулкан - это гора, внутри которой горные породы еще не остыли, и поэтому они периодически извергаются, изливая на поверхность земли кипящую лаву. Такое название эти горы получили в честь римского бога огня и металла Вулкана. Послушайте, я расскажу вам одну легенду.
(Предложить детям сесть на стулья)
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами». (СЛАЙДЫ)
Вот такая интересная легенда.
Физ.минутка.
А сейчас все дружно встали,
Отдохнули на привале.
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вниз,
Руки в бок, и на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
Воспитатель: У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах, на этой карте вулканы обозначаются звездочкой. (Дети находят их на карте России).
Воспитатель: Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.
Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он может натворить много бед.
Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)
Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. Вулкан спит, лишь изредка выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей). Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. (СЛАЙДЫ)
А как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?
Воспитатель: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?
В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия?
Воспитатель: Вулканологи – это люди, изучающие строение земли и то что, происходит внутри под земной корой. Они изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и оповещение. (СЛАЙДЫ)
Воспитатель: Ребята, как хочется взглянуть на извержение вулкана!
Давайте подойдем к вулкану, и попробуем его разбудить.
(Проведение опыта «Извержение вулкана»)
Вулканы начали «вулканить» - Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла И Землю сильно обожгла. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Но вот он начал уставать – Огонь в нем начал угасать. Последний раз огнем дыхнул И на десятки лет уснул. Пройдут века… И вновь вулкан проснется, И лава из нутра его польется.
Воспитатель: Нам пора возвращаться домой. Вам понравилась наше путешествие? А что больше всего вам запомнилось?
Давайте на память о нашем путешествии придумаем и нарисуем флаг, который мы хотели бы оставить на вершине горы, как делают все путешественники.
Конспект НОД по формированию
элементарных математических представлений
в подготовительной группе
«Путешествие в страну «Математика».
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знание детей о последовательности дней недели; - закреплять умения пользоваться порядковым и количественным счетом; - закрепить умение детей решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10; - уточнить представления детей о геометрических фигурах; - формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- умение высказывать и обосновывать свои суждения путем анализа и синтеза;
- развивать ориентирование в пространстве и на бумаге, применяя графический навык рисования;
- способствовать развитию логического мышления, внимания.
Воспитывающие:
- воспитывать усидчивость, умение слушать;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе использования поисковых решений;
- закреплять умение справедливо оценивать свои успехи.
Оборудование и материалы
Доска, карточки с заданиями; магнитные буквы; математические наборы, «Танаграм» по количеству детей; магнитные геометрические фигуры для составления и решения задач; карточки для игры «Внимание»; тетради для выполнения графического диктанта.
Ход занятия
В: - Сегодня утром почтальон принес письмо к нам в детский сад, адресованное нашей группе. Как вы думаете, от кого оно?
(ответы детей)
- Давайте откроем конверт и прочитаем его.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Я узнала, что в подготовительную группу №3 26 детского сада ходят очень сообразительные и дружные дети, которые скоро пойдут в школу, и решила вас проверить. Отправляйтесь в путешествие по моей стране «Математике». В пути вас ждут интересные математические задания, вы должны их выполнить, показав свои знания, умения и сообразительность. Если вы выполните все задания, вы узнаете какое слово я для вас загадала. Выполнение каждого задания будет приближать вас к цели. Будьте внимательны. Желаю удачи!» Фея страны «Математика»
В: - Ну, что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие? Давайте узнаем о первом задании.
Задание №1 «Назовите правильно» В: - Ребята, давайте правильно назовём дни недели, их соседей и ответим на вопросы: Сколько всего дней в неделе? Сколько рабочих дней? Сколько выходных дней? Какой сегодня день недели?
Назовите второй день недели, пятый, седьмой; предыдущий и последующий день; какой день был вчера, сегодня, завтра…
В: - Молодцы, с первым заданием успешно справились. Смотрите, с обратной стороны карточки буква. Кто ее назовёт? (Буква М)
Задание № 2 «Постройте корабль»
Чтобы отправиться в путешествие, нам нужен корабль
(дети из танграмма выстраивают корабли)
- Из каких фигур построен корабль?
- Сколько треугольников, а квадратов, каких фигур больше?
В: - Вы постарались, успешно выполнили второе задание Феи. Посмотрим, какая буква на карточке, кто ее назовет? (Буква О)
Задание № 3 (составление задач на сложение и вычитание)
«В этом конверте заданье для вас. Задачи все дружно составьте сейчас» (повторяем: главное в задачах - условие, вопрос)
1. На столе лежало 5 яблок. 2 яблока съели. Сколько яблок осталось?
- Повторите сколько яблок было.
- Повторите вопрос.
- Как мы узнаем сколько осталось яблок. Какой знак нужно поставить между числом 5 и 2, чтобы получилось 3.
2. У Миши было 4 веселые книжки, ему подарили еще 4 книги. Сколько книг стало у Миши? (разбираем задачу)
3. Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей?
4. Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет,
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
- Молодцы и с этим заданием успешно справились. Смотрим и называем букву «Л»
Физ. минутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо встать.
Задание № 4 «Пока мы с вами разминались волшебные цифры нам повстречались»
Выполняется задание «Составь число из двух меньших»
Дети показывают все варианты состава чисел 5 и 7. В: Открываем следующую букву. (Буква О)
Задание № 5 «Вы смекалку проявите и задачи все решите!»
1. Сколько ушей у 3-х мышей? (шесть)
2. Сколько ног у мальчика и его кота? (две ноги, у кота - лапы)
3. Кто старше 3-х летний Петя или 5-ти летний Саша?
4. На березе 3 толстых ветки,
На каждой по 2 тоненькие веточки.
На каждой тоненькой веточке по 1 яблоку.
Сколько всего яблок? (нисколько, на березе яблоки не растут)
5. Кто быстрее плавает цыпленок или утенок?
6. На столе лежат 2 яблока и 3 груши. Сколько всего овощей лежат на столе?
(ни одного, потому что яблоки и груши – фрукты)
7. В феврале на нашем участке расцвели 3 ромашки и 2 розы. Сколько всего цветов расцвело на нашем участке?
8. На крыльце играли 5 мышат. Прибежала кошка и села на крыльцо. Сколько всего зверят оказалось на крыльце?
9. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
- Вы постарались, успешно выполнили задание Феи. Посмотрим, какая буква на карточке, кто ее назовет? (Буква Д)
Задание № 6 «Вы внимание проявите и что лишнее уберите?»
На доску вывешиваются различные геометрические фигуры. Дети называют их. Далее убирается лишняя фигура. Дети объясняют свой выбор.
В: - Нужно ответить на вопросы:
Сколько фигур? Посчитайте по порядку.
Какая фигура 3-я, 7-я, 4-я.
Каким по счету стоит квадрат; овал; треугольник?
В: - Ребята, какие вы внимательные. Я не сомневаюсь, что и с этим заданием вы легко справитесь. Давайте посмотрим, какая буква спрятана на конверте «Ц».
Задание № 7 «Графический диктант «Корабль»»
В: - Что получилось?
С таким сложным заданием справились вы, потому что были внимательны. Смотрим последнюю букву (Буква Ы). Читаем какое слово получилось? (МОЛОДЦЫ)
В: - Ребята, я вами горжусь. Если мы выполнили с вами все задания Феи, мы еще раз доказали, что мы хорошо знаем математику и готовы к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»
Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»
Продолжить знакомство с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей (дать возможность применять в игре подлинные предметы), вызвать интерес к русским традициям; поз...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Путешествие по Земному шару"
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Путешествие по Земному шару"...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»
Материал по ознакомлению детей с бытом в старину....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Путешествие в осенний лес"
Дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью....