Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в горы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пенкина Елена Викторовна

Формировать познавательное отношения к окружающему миру, расширять кругозор детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_miro1.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

«Путешествие в горы»

Цель: формировать познавательное отношения к окружающему миру, расширять кругозор детей.

Задачи:

- продолжать знакомство детей с неживой природой, дать начальные сведения о горах;

- познакомить детей с профессией вулканолог;

- формировать навык работы с географической картой;

- развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

- воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор и учить ею любоваться;

- учить правильному поведению в природной среде.

Материалы: компьютерная презентация, глобус, географическая карта России, макет горы, материалы для проведения опыта «Извержение вулкана», листы бумаги, цветные карандаши, дневники наблюдений.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь:

Если скалы и хребты

Гордо смотрят с высоты,

Речки быстрые бегут,

Камнепады там и тут.

Ну, какие разговоры -

Знаешь ты, что это … (горы)

Воспитатель: Да, это горы. Сегодня, вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы.

Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? Что обозначает каждый цвет? (Ответы детей)

А каким цветом обозначают горы на карте? (Жёлто-коричневым. Чем темнее цвет, тем выше горы.)

Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

Воспитатель: Ребята, а где мы ещё можем рассмотреть поверхность земли?

(Ответы детей: географическая карта)

Воспитатель: Давайте посмотрим на карте, где в России есть горы?

Воспитатель: Ребята, пора отправляться в путешествие!

Отправляемся в путь!

Мы готовы для похода,

Поднимаем выше ноги.

Скоро до горы дойдем,                                                                                                           Там немного отдохнем. (Дети двигаются «змейкой»)                                                              

                                                                                                                                       Воспитатель: Вот мы с вами и в горах. Назовите какие вы знаете горы? (Уральские, Кавказ, а еще есть Гималаи, Алтай, Альпы) (СЛАЙД)

Воспитатель: Ребята, а что же такое горы? (Ответы детей)

Горы – это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, из чего состоят горы? (из камней).                                       А как образуются горы? (Предположения детей)

Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет.

Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается (СЛАЙД)

Воспитатель: Посмотрите, какие бывают горы? (большие и маленькие, со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни) (СЛАЙДЫ)

А что есть у всех гор? (вершина, склон, подножье). Вершины и склоны гор бывают разными. Вершины гор могут быть плоскими, округлыми или остроконечными. Часто горы располагаются рядами.

(рассматриваем схемы строения гор).

Воспитатель: Ребята в горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему там холодно? (Ответы детей)

Воспитатель: Тепловое излучение, идущее от Земли, способно прогреть воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли. (СЛАЙД)

Воспитатель: А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов; в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).

Воспитатель: А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер). (СЛАЙД)

Воспитатель: Горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить) (создаем схему правил поведения) 

Воспитатель: Обратите внимание на вершину этой горы: что здесь есть? (Яма, углубление, воронка, отверстие). Эта часть называется кратер. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красно – оранжевая часть – это жерло – дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (СЛАЙД)

Воспитатель: Вулкан - это гора, внутри которой горные породы еще не остыли, и поэтому они периодически извергаются, изливая на поверхность земли кипящую лаву. Такое название эти горы получили в честь римского бога огня и металла Вулкана. Послушайте, я расскажу вам одну легенду. 

(Предложить детям сесть на стулья)

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами». (СЛАЙДЫ)

Вот такая интересная легенда.

Физ.минутка.

А сейчас все дружно встали,

Отдохнули на привале.

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вниз,

Руки в бок, и на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Воспитатель: У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах, на этой карте вулканы обозначаются звездочкой. (Дети находят их на карте России).

Воспитатель: Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он может натворить много бед.

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. Вулкан спит, лишь изредка выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.

Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей). Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. (СЛАЙДЫ)

А как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Воспитатель: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?

В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия? 

Воспитатель: Вулканологи – это люди, изучающие строение земли и то что, происходит внутри под земной корой. Они изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и оповещение. (СЛАЙДЫ)

Воспитатель: Ребята, как хочется взглянуть на извержение вулкана!

Давайте подойдем к вулкану, и попробуем его разбудить. 

                                                                                                                                       

(Проведение опыта «Извержение вулкана»)

Вулканы начали «вулканить» -                                                                                         Из жерла лаву извергать.                                                                                                        По склонам лава потекла                                                                                                                          И Землю сильно обожгла.                                                                                             Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!                                                                                     Как грозен он сейчас на вид!                                                                                                Но вот он начал уставать –                                                                                                Огонь в нем начал угасать.                                                                                    Последний раз огнем дыхнул                                                                                                                 И на десятки лет уснул.                                                                                              Пройдут века…                                                                                                                           И вновь вулкан проснется,                                                                                                               И лава из нутра его польется.

Воспитатель: Нам пора возвращаться домой. Вам понравилась наше путешествие? А что больше всего вам запомнилось? 

Давайте на память о нашем путешествии придумаем и нарисуем флаг, который мы хотели бы оставить на вершине горы, как делают все путешественники.

Конспект НОД по формированию

элементарных математических представлений

в подготовительной группе

«Путешествие в страну «Математика».

Цель: формирование элементарных математических представлений.

 Задачи:

Образовательные:

- закреплять знание детей о последовательности дней недели;                                                                        - закреплять умения пользоваться порядковым и количественным счетом;                                                   - закрепить умение детей решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10;                                                                                                                                                                           - уточнить представления детей о геометрических фигурах;                                                                                    - формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги.

Развивающие:

- развивать связную речь;

- умение высказывать и обосновывать свои суждения путем анализа и синтеза;

- развивать ориентирование в пространстве и на бумаге, применяя графический навык рисования;   

- способствовать развитию логического мышления, внимания.

Воспитывающие:

- воспитывать усидчивость, умение слушать;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе использования поисковых решений;                         

- закреплять умение справедливо оценивать свои успехи.

Оборудование и материалы

Доска, карточки с заданиями; магнитные буквы; математические наборы, «Танаграм» по количеству детей; магнитные геометрические фигуры для составления и решения задач; карточки для игры «Внимание»; тетради для выполнения графического диктанта.

Ход занятия

В: - Сегодня утром почтальон принес письмо к нам в детский сад, адресованное нашей группе. Как вы думаете, от кого оно?

(ответы детей)

- Давайте откроем конверт и прочитаем его.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

  Я узнала, что в подготовительную группу №3 26 детского сада ходят очень сообразительные и дружные дети, которые скоро пойдут в школу, и решила вас проверить. Отправляйтесь в путешествие по моей стране «Математике». В пути вас ждут интересные математические задания, вы должны их выполнить, показав свои знания, умения и сообразительность. Если вы выполните все задания, вы узнаете какое слово я для вас загадала. Выполнение каждого задания будет приближать вас к цели. Будьте внимательны. Желаю удачи!»                                                            Фея страны «Математика»

В: - Ну, что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие?                                               Давайте узнаем о первом задании.

Задание №1 «Назовите правильно»                                                                                                                                 В: - Ребята, давайте правильно назовём дни недели, их соседей и ответим на вопросы:                                                                                                                        Сколько всего дней в неделе?                                                                                                                     Сколько рабочих дней?                                                                                                                                                                             Сколько выходных дней?                                                                                                                                                                                    Какой сегодня день недели?

Назовите второй день недели, пятый, седьмой; предыдущий и последующий день; какой день был вчера, сегодня, завтра…

В: - Молодцы, с первым заданием успешно справились. Смотрите, с обратной стороны карточки буква. Кто ее назовёт? (Буква М)

Задание № 2 «Постройте корабль»  

Чтобы отправиться в путешествие, нам нужен корабль

(дети из танграмма выстраивают корабли)

- Из каких фигур построен корабль?

- Сколько треугольников, а квадратов, каких фигур больше?

В: - Вы постарались, успешно выполнили второе задание Феи. Посмотрим, какая буква на карточке, кто ее назовет? (Буква О)

Задание № 3 (составление задач на сложение и вычитание)

«В этом конверте заданье для вас. Задачи все дружно составьте сейчас» (повторяем: главное в задачах - условие, вопрос)

1. На столе лежало 5 яблок. 2 яблока съели. Сколько яблок осталось?

- Повторите сколько яблок было.

- Повторите вопрос.

- Как мы узнаем сколько осталось яблок. Какой знак нужно поставить между числом 5 и 2, чтобы получилось 3.

2. У Миши было 4 веселые книжки, ему подарили еще 4 книги. Сколько книг стало у Миши? (разбираем задачу) 

3. Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей,

Сколько всего в воде малышей?

4. Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет,

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук?

- Молодцы и с этим заданием успешно справились. Смотрим и называем букву «Л»

Физ. минутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо встать.

Задание № 4 «Пока мы с вами разминались волшебные цифры нам повстречались» 

Выполняется задание «Составь число из двух меньших»

Дети показывают все варианты состава чисел 5 и 7.                                                                                                                                В: Открываем следующую букву. (Буква О)

Задание № 5 «Вы смекалку проявите и задачи все решите!»

1. Сколько ушей у 3-х мышей? (шесть)

2. Сколько ног у мальчика и его кота? (две ноги, у кота - лапы)

3. Кто старше 3-х летний Петя или 5-ти летний Саша?

4. На березе 3 толстых ветки,

     На каждой по 2 тоненькие веточки.

     На каждой тоненькой веточке по 1 яблоку.

     Сколько всего яблок?               (нисколько, на березе яблоки не растут)

 5. Кто быстрее плавает цыпленок или утенок?

 6. На столе лежат 2 яблока и 3 груши. Сколько всего овощей лежат на столе?

(ни одного, потому что яблоки и груши – фрукты)

 7. В феврале на нашем участке расцвели 3 ромашки и 2 розы. Сколько всего цветов расцвело на нашем участке?

 8. На крыльце играли 5 мышат. Прибежала кошка и села на крыльцо. Сколько всего зверят оказалось на крыльце?

 9. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

- Вы постарались, успешно выполнили задание Феи. Посмотрим, какая буква на карточке, кто ее назовет? (Буква Д)

Задание № 6 «Вы внимание проявите и что лишнее уберите?»

На доску вывешиваются различные геометрические фигуры. Дети называют их.                                   Далее убирается лишняя фигура. Дети объясняют свой выбор.

В: - Нужно ответить на вопросы:

Сколько фигур? Посчитайте по порядку.

Какая фигура 3-я, 7-я, 4-я.

Каким по счету стоит квадрат; овал; треугольник?

В: - Ребята, какие вы внимательные. Я не сомневаюсь, что и с этим заданием вы легко справитесь. Давайте посмотрим, какая буква спрятана на конверте «Ц».

Задание № 7 «Графический диктант «Корабль»»

В: - Что получилось?

С таким сложным заданием справились вы, потому что были внимательны. Смотрим последнюю букву (Буква Ы). Читаем какое слово получилось? (МОЛОДЦЫ)

В: - Ребята, я вами горжусь. Если мы выполнили с вами все задания Феи, мы еще раз доказали, что мы хорошо знаем математику и готовы к обучению в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»

Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»

Продолжить знакомство с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей (дать возможность применять в игре подлинные предметы), вызвать интерес к русским традициям; поз...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Путешествие по Земному шару"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Путешествие по Земному шару"...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Путешествие в осенний лес"

Дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью....