"Знакомство с костюмом Пензенской области"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Фалалеева  Елена Ивановна

"Знакомство с костюмом Пензенской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_detey_s_kostyumom_penzenskoy_oblasti.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №13 г. Сердобска

Конспект НОД

по познавательному развитию на тему:

«Знакомство детей с народным костюмом Пензенской  области»

для детей подготовительной группы

Подготовила: воспитатель 1 категории МДОУ детского сада  №13 г. Сердобска.                              Фалалеева Елена Ивановна

г. Сердобск

2016г.

Цель: Формировать представление детей о культуре и быте русского народа посредством знакомства с русским народным костюмом Пензенской области.

Задачи:

  1. Познавательное развитие: познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида Расширять и закреплять знания детей о родном крае. Знакомить с элементами русского национального костюма: мужского, женского, детского.
  2. Речевое развитие: учить детей сравнивать, описывать предметы одежды, делать выводы. Закрепить умение образовывать название профессий с помощью суффикса. Способствовать диалогическому общению. Ввести в активный словарь детей слова: рубаха – косоворотка, понева, порты, сорока кушак, передник.
  3. Социально – коммуникативное развитие: формировать умение работать в коллективе, готовность принимать общий замысел, стремление к согласованию действий, умение поддержать партнера.
  4. Физическое развитие: вызвать интерес к народным играм.
  5. Художественно–эстетическое развитие: познакомить детей с элементами узора народной вышивки. Закрепить знания об абашевской игрушке. Вызвать у детей желание украсить одежду своими руками, с помощью печаток, создавая узор из знакомых элементов. Развивать художественные навыки, творчество.
  6. Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к культурному прошлому  русского народа, формировать чувство привязанности и любви к своему краю, чувство гордости за пензенских умельцев. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной, речевой и творческой деятельности. Воспитывать отзывчивость, дружелюбие.

Демонстрационный материал: презентация « народный костюм»,  сундук, народные игрушки, корзина с цветами, куклы в народных костюмах, рубаха, сарафан, лапти, белая рубаха, печатки, белая тесьма, белая рубаха, манекен.

Ход:

Введение в образовательную ситуацию.

В.- Здравствуйте, гости дорогие! Гости званые, желанные! Хорошим гостям и хозяюшка рада! Хоть и не богата, а гостям рада!

Добрые молодцы, красные девицы добро пожаловать в мою деревенскую избу. С давних времен на Руси все люди были вежливы, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. А что означает слово «здравствуйте»?

Дети…

В.  Здравствуйте -  значит доброго здоровья, здорово ли живешь. Предлагаю и нам поздороваться друг с другом и поклониться, как в старину.

Девочки: (с поклоном) – Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики: (с поклоном) – здравствуйте, красные девицы!

В.  Ребята, а вы знаете, что означит: добрые молодцы и красные девицы?

Дети…

- В. На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепким, здоровым, добрым. А красные девицы, потому что слово «красная» означало «красивая». Если «красная девица», значит – красивая девушка. Что же делает девушку красивой?

Дети…

присаживаются

Создание проблемной ситуации, мотивирование к деятельности.

-В. Красивая одежда. Посмотрите на мой наряд, во что я одета?

Дети: Сарафан, рубаха, кокошник, сапоги.

В.   Как вы считаете, это современный наряд, или так одевались в давние времена. Люди какой национальности носили такую одежду?

Дети: русские

В. Правильно. Я нарядилась в русский народный костюм. Скажите, в какой стране живет русский народ? А в какой области мы живем? Раньше область называли губернией. Люди каких национальностей живут в нашей губернии?

В. А в каком городе живем мы? А какие российские  города вы знаете?

Дети:

В.  Как вы думаете, во всех ли городах люди в давние времена одевались одинаково?

Дети:

В. Ребята, в разных частях нашей большой страны люди одевались по-разному. В каждой губернии были свои традиции и обряды. Посмотрев на одежду, можно было сказать из какого края этот человек, чем занимается.  Вы хотите узнать, как одевались люди в нашей области раньше?

В Пензенской губернии у русского народы  был свой наряд.

Презентация

В.  Главная часть женского костюма – это рубаха с косыми плечевыми вставками, поликами. Это длинная, ниже колен одежда. Поверх рубахи, в основном замужние женщины, одевали поневу. Это прабабушка юбки. Шили ее из клетчатой шерстяной ткани синего или черного цвета. Поверх поневы надевали передник (фартук). На голову женщины надевали головной убор – сороку кичкообразной формы, украшенную золотыми узорами. Самой распространнёной обувью были лапти. У богатых людей – сапоги. Обязательно подвязывались кушаком.

В.  Основой мужского костюма тоже была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или с боку. Поэтому рубаху называли – косоворотка. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Они были синего или черного цвета. Штаны заправляли в сапоги или обертывали узкими длинными кусками ткани – онучами и поверх одевали лапти.

В.  Ребята, а вы любите играть? А в какие игры  играли дети в старину?

Дети:

В.  Хотите поиграть в русскую народную игру?

Игра «Цвет – первоцвет»

Дети стоят в кругу, в центре круга корзина с цветами. дети убирают руки за спину и закрывают глаза.

 Говорят слова: Цвет, Цвет первоцвет.

                         Собирайся букет.

                         Ни говори ни да, ни нет,

                        а неси цветы в букет.

В это время ведущий идет за спинами детей и вкладывает в руки цветок (2 детей).

Водящий: У кого цветы?

Дети: У меня (поднимают вверх)

Все: Раз, два, три беги.

Дети бегут по кругу до своего места и стараются быстрее поставить свой цветок в корзину.

Кто победил  - становится водящим

В. Есть ли у вас любимые игрушки? Посмотрите на столе среди игрушек есть не обычные. Что это за игрушки? Кто знает? Как можно про них сказать одним словом? (народные) Игрушки сделанные из глины как можно назвать – глиняные, из соломы – соломенные, дерева – деревянные.

В.  А какая игрушка родилась на нашей Пензенской земле?

Дети: абашевская.

В. Обратите внимание вот на эти куклы. Я их сделала своими руками. Куклы одеты в русские народные костюмы  Пензенской губернии. Как вы считаете, какие куклы одеты в праздничный наряд, в какой ходили каждый день.

В.  Как вы думаете,  в чем хранили раньше одежду?

Дети:

В. В моей избе тоже есть сундук. Хотите узнать что там?

Подходим к сундуку

В. (достаю рубаху) Что это? Кто хочет примерить?

В. (достаю сарафан) Как называется эта одежда?

Дети: сарафан, ленточка на голову. (примеряем)

В. (достаю кушак) Что это? А вы знаете, что пояс или кушак обязательный атрибут мужской, женской и детской одежды. Его повязывали поверх рубахи,  сарафана. Считалось, что кушак оберегал человека от бед и болезней. Кушаки плели из ниток или вязали.

В. Лапти примеряем.

В. Дети, обратите внимание, что на рубахах есть интересные узоры. Как вы думаете, для чего они?

Дети:

В.  Наши предки считали, одежда должна не только согревать, но и оберегать. По преданию вышитые узоры оберегали людей от болезней, сглаза, наговоров. В орнаменте каждый рисунок имеет свой смысл.

Показ

В. Волнистые линии означали символ воды

Красные круги – символ солнца

Ромб, квадрат – символ земли, плодородия

Квадрат с точкой внутри – богатство

Даже цвета имели значение:

Красный – благополучие

Желтый – тепло и ласка

Синий – радость

Черный – богатство

В.  Из этих элементов выстраивался узор. Украшая этими узорами одежду по вороту, рукаву, подолу, люди надеялись, что это принесет им счастье, хороший урожай, спасет от злых сил.

Проектирование проблемной ситуации

В. В моем сундуке что – то еще лежит (достаю белую рубашку)

В. Скажите, чем отличается эта рубаха от моей и…

Дети: рубаха не украшена узорами.

В. Как вы считаете, если  эту рубаху надели люди в давние времена. Она могла их защитить?

Дети: нет.

-В.Скажите, а кто раньше шил и украшал одежду?

Дети: женщины с малых лет учились сами шить и украшать одежду.

В.  А вот для богатых людей шили одежду портные.

В. В наше время люди каких профессий шьют одежду?

Дети..закройщик , швея.

 В. А  кто занимается украшением одежды?

Дети: дизайнер

-В, Вы хотите побывать в роли дизайнеров?

Дети:

В. Давайте подумаем над дизайном рубахи. Чем можно ее украсить?

Дети: узорами.

В. А чем  раньше окрашивали ткань?

Дети: натуральными красителями. Свекольным соком , морковным, листьями березы, луковой шелухой.

А узоры мы будем печатать вот такими интересными печатками, изготовленными из картофеля.

В. Для нашей рубахи нужен кушак. Кто умеет плести? Кто может ему помочь?

В,  Подумайте, кто украсит тесьму для ворота, для рукавов, подола. Чтобы правильно подобрать длину тесьмы можно приложить к рубахе.

(дети выбирают тесьму и украшают, повязывают кушак)

Подведение итогов

В. Славно мы потрудились. Теперь в этой рубахе и в мир, и в пир, и  в добрые люди. Как вы думаете, когда мы можем надеть эту рубаху.

Дети: когда празднуем русские народные праздники.

В. Я надеюсь, вам понравилось у меня в гостях? Что больше всего вам запомнилось?

В.  На Руси после работы люди отдыхали, чай пили с пирогами.

И я вас приглашаю пройти и попить чай, вспомнить русские народные праздники. За чашкой чая вы со мной поделитесь, что вам больше всего запомнилось и понравилось у меня в гостях.

Используемая литература:

 

  1. Народный костюм Пензенской губернии конца XIX –начала XX века. Фотоальбом. ИФ «Пеликан».
  2. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. СПб., 1998
  3. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.,1978.
  4. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1978
  5. http://xreferat.ru/18/1423-1-penza.html
  6. http://kpnemo.ws/ebook/2011/06/25/narodnyiy_kostyum_penzenskoy_gubernii_kontsa_xix_/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-игровой викторины "Знатоки родного края" в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет (К 80-ти летию Пензенской области)

На протяжении всей недели дети знакомились с историей образования Сурского края,  с главными достопримечательностями и символами, приобщались  к народному быту и культуре народов Пензенской ...

Моя Родина - Пензенская область

Пе́нзенская о́бласть — субъект Российской Федерации. Регион расположен в центре Европейской России, входит в состав Приволжского федерального округа.Административный центр области...

Ознакомление с национальностями Пензенской области

4 апреля 2018 года в группе №10 воспитатели провели вечер по ознакомлению  детей с национальностями Пензенского края. Дети познакомились с татарскими, чувашскими, мордовскими, русскими народными ...

Пензенской области 80 лет

проект "Пензенской области 80 лет". Гости из" Краеведческой библиотеки " рассказали нам много нового и интересного.Мы рассмотрели элементы народных костюмов и поиграли в народные и...