"Быт русского народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 г. Сердобска
КОНСПЕКТ
организации НОД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности с детьми 5-6 лет на тему:
«Быт русского народа»
Подготовила: воспитатель 1 категории МДОУ детского сада а №13 г.Сердобска. Фалалеева Елена Ивановна
Сердобск, 2019
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Познавательное развитие
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, сито, горшок т.д.);
- закрепить знания о кухонных принадлежностях, которые там находились: чугунок самовар, деревянные ложки,
Речевое развитие
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами, образование прилагательных
- развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь, горница, чугунок, половик, сундук, прялка, рушник.
- развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог
Физическое развитие
- Развивать интерес к старинным играм, и забавам;
Художественно-эстетическое развитие
-развивать умение играть на русских музыкальных инструментах, правильно отбивать ритм музыки.
-закреплять умения работать с глиной, раскатывать комочек между ладонями прямыми движениями и лепить горшок.
Социально-коммуникативное развитие
- воспитать любовь и уважение к истокам русской народной культуры: к своему народу, его обычаям, традициям.
Оборудование: русская печь (сделанная из бросового материала), чугунки, деревянные ложки, прялка, половики, дрова, сундук, рушник, самовар, сито, горшок, ухват, повседневный народный костюм. Запись русской народной песни.
Методы: словесные, наглядные, практический.
Приемы:
сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме);
рассматривание предметов быта русской избы; рассказ, показ, беседа;
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает детей у входа.
— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
-Как мы себя чувствуем дома?
— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
-Как вы думаете, что служило домом человеку раньше? (пещера, землянка, изба)
-А вы знаете, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой? Да, деревянный. В деревянных домах всегда было тепло и уютно. —
А из какого дерева люди раньше могли построить себе дом?
— Почему же из сосны, дуба, ели строили дома?
Потому что, эти деревья самые крепкие, самые прочные.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном метель, вьюга, дождь.
- Посмотрите во что я одета?
В русский народный костюм: сарафан, рубаха, кокошник.
- А как вы думаете где хранилась одежда?
В сундуке.
- Найдите сундук в моей избе, хотите посмотреть, что там лежит?
(разглядываем, одеваемся)
Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила? Правильно! В горницу! А что означает это слово? (Горница - это самая лучшая комната в деревенских домах).
Какие же предметы еще находились в избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Ножек 4, а шляпа одна
Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)
Давайте посмотрим на стол в моей избе. Подойдите к столу. Присядьте, на что вы сели, а еще для чего еще нужны были лавки
Чтобы спать, потому что семья была большая место было мало
В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.
-Посмотрите на убранство дома. Ребята, а что это лежит на полу? Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами. А с помощью какого орудия труда пряли нитки найдите его в моей горнице.
— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
-Печь- это сердце дома. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?
Детей: в печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.
- Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.
А сделана печь из кирпичей, значит она, какая? (Кирпичная)
Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье
Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
А в моей избе очень много предметов. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
-Новая посудина, а вся в дырках. (сито)
Правильно, это сито. Как вы думаете, для чего оно было нужно хозяйке?
Дети: муку сеять.
- давайте попробуем просеять. Вот мука, насыпем ее в сито, и просеем. Мука получается рассыпчатой, пушистой. Из такой муки получаются пышные пироги. В сите муку сеяли и пшеницу веяли.
Воспитатель: - Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?
Предполагаемые ответы детей: - Чугунок.
Воспитатель: - Правильно, чугунок! Были в избе и чугунки
Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился! Давайте рассмотрим его и попробуем его поднять. Тяжёлый?
А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:
Черноват, худоват без копыт, а рогат. (ухват)
Воспитатель: - Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.
Хозяюшка: чугунок с пищей ставили на стол, все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду.
Маленький черпачок,
Красненький колпачок.
Три раза в день берется
И опять на место кладется. (ложек.)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой.
А как вы думаете люди использовали ложки по- другому
Игра на ложках
Воспитатель: - Любили люди почаевничать, т. Е. Чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, о каком предмете идет речь?
- Выпускает жаркий пар,
древний чайник ….
Предполагаемые ответы детей: Самовар.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель: - Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюльки. В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделке. Нарядные — те, что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Посмотрите какие разные горшки, похожи они? Чем отличаются? Оказывается, горшки раньше были мужские и женские. Женские горшки были изящные и по звуку звонкие, а вот этот мужской – пузатый, толстый и по звуку глухой. Молоко в таких горшках не скисало и жучки не заводились.
Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете кто делал такие горшки? А вот горшки раньше делали гончары. Они лепили их из глины и обжигали в печи. А хотите сегодня побыть гончарами и слепить свои горшки?
Берем кусочек глины, лепим шарика, делаем лепешку – донышко. Затем берем еще кусочки глины, делаем длинные полоски и присоединяем их донышку все выше и выше. Но на наших горшках есть дырочки и щелочки. Их мы замажем шликером, как настоящие мастер, а с помощью губки выравниваем стенки горшка.
Дети лепят горшки.
-теперь наши горшки необходимо поставить в печь, что бы они били прочными и служили своему хозяину много лет.
Русские люди говорили: делу время, а потехи час предлагаю поиграть в игру. На Руси всегда играли в народные игры. –
Подвижная игра «Горшки»
Выбираются 2 водящих: "продавец" и "покупатель". Дети садятся в круг на коленки. Это "горшки". "Покупатель" и "продавец" идут за кругом навстречу друг другу.
Диалог при встрече:
— Почем горшки?
— По денежке!
— А не дырявые?
— Сам попробуй!
«Покупатель" идет по кругу, выбирая «горшок". Когда "покупатель", наконец, выбрал "горшок", он останавливается и говорит: "Вот этот беру!". Бьют по рукам и бегут в разные стороны. Кто первым добежал до "горшка", становится "продавцом", а "горшок" — "покупателем". Проигравший садится в круг, он "горшок".
- Я очень рада что вы ко мне пришли в гости.
- Ребята, что вам запомнилось, что нового вы узнали? Что еще хотели бы узнать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...
Консультация для родителей на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Традиции русского народа...
«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...