"Быт русского народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фалалеева  Елена Ивановна

"Быт русского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_russkogo_naroda.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 г. Сердобска

КОНСПЕКТ

организации НОД по познавательному развитию в   группе общеразвивающей направленности с детьми 5-6 лет на тему:

«Быт русского народа»

                                                   

                                                                   Подготовила: воспитатель 1 категории МДОУ детского сада а №13 г.Сердобска.                              Фалалеева Елена Ивановна

Сердобск, 2019

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Познавательное развитие

- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, сито, горшок т.д.);

- закрепить знания о кухонных принадлежностях, которые там находились: чугунок самовар, деревянные ложки,

Речевое развитие

- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами, образование прилагательных

 - развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь, горница, чугунок, половик, сундук, прялка, рушник.

- развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог

Физическое развитие

- Развивать интерес к старинным играм, и забавам;

Художественно-эстетическое развитие

-развивать умение играть на русских музыкальных инструментах, правильно отбивать ритм музыки.

-закреплять умения работать с глиной, раскатывать комочек между ладонями прямыми движениями и лепить горшок.

Социально-коммуникативное развитие

- воспитать любовь и уважение к истокам русской народной культуры: к своему народу, его обычаям, традициям.

Оборудование: русская печь (сделанная из бросового материала), чугунки, деревянные ложки, прялка, половики, дрова, сундук, рушник, самовар, сито, горшок, ухват, повседневный народный костюм. Запись русской народной песни.

Методы: словесные, наглядные, практический.

Приемы:

сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме);

рассматривание предметов быта русской избы; рассказ, показ, беседа;

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

-Как вы думаете, что служило домом человеку раньше? (пещера, землянка, изба)

-А вы знаете, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой? Да, деревянный. В деревянных домах всегда было тепло и уютно. —

 А из какого дерева люди раньше могли построить себе дом?

— Почему же из сосны, дуба, ели строили дома?

Потому что, эти деревья самые крепкие, самые прочные.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном метель, вьюга, дождь.

- Посмотрите во что я одета?

В русский народный костюм: сарафан, рубаха, кокошник.

- А как вы думаете где хранилась одежда?

 В сундуке.

- Найдите сундук в моей избе, хотите посмотреть, что там лежит?

(разглядываем, одеваемся)

Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила? Правильно! В горницу! А что означает это слово? (Горница - это самая лучшая комната в деревенских домах).

Какие же предметы еще находились в избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Ножек 4, а шляпа одна

Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)

 Давайте посмотрим на стол в моей избе. Подойдите к столу. Присядьте, на что вы сели, а еще для чего еще нужны были лавки

Чтобы спать, потому что семья была большая место было мало

В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.

-Посмотрите на убранство дома. Ребята, а что это лежит на полу? Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами. А с помощью какого орудия труда пряли нитки найдите его в моей горнице.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

-Печь- это сердце дома. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?

 Детей: в печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.

-  Правильно, дети! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.

А сделана печь из кирпичей, значит она, какая? (Кирпичная)

 Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье

Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

А в моей избе очень много предметов. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

-Новая посудина, а вся в дырках. (сито)

Правильно, это сито. Как вы думаете, для чего оно было нужно хозяйке?

Дети: муку сеять.

- давайте попробуем просеять. Вот мука, насыпем ее в сито, и просеем. Мука получается рассыпчатой, пушистой. Из такой муки получаются пышные пироги. В сите муку сеяли и пшеницу веяли.

Воспитатель: - Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?

Предполагаемые ответы детей: - Чугунок.

Воспитатель: - Правильно, чугунок! Были в избе и чугунки

Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился! Давайте рассмотрим его и попробуем его поднять. Тяжёлый?

А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник! Послушайте загадку:

Черноват, худоват без копыт, а рогат. (ухват)

Воспитатель: - Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.

Хозяюшка: чугунок с пищей ставили на стол, все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду.

Маленький черпачок,

 Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется. (ложек.)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой.

А как вы думаете люди использовали ложки по- другому

Игра на ложках

Воспитатель: - Любили люди почаевничать, т. Е. Чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, о каком предмете идет речь?

- Выпускает жаркий пар,

древний чайник ….

Предполагаемые ответы детей: Самовар.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: - Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюльки. В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделке. Нарядные — те, что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп. Посмотрите какие разные горшки, похожи они? Чем отличаются? Оказывается, горшки раньше были мужские и женские. Женские горшки были изящные и по звуку звонкие, а вот этот мужской – пузатый, толстый и по звуку глухой. Молоко в таких горшках не скисало и жучки не заводились.

Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете кто делал такие горшки? А вот горшки раньше делали гончары. Они лепили их из глины и обжигали в печи. А хотите сегодня побыть гончарами и слепить свои горшки?

Берем кусочек глины, лепим шарика, делаем лепешку – донышко. Затем берем еще кусочки глины, делаем длинные полоски и присоединяем их донышку все выше и выше. Но на наших горшках есть дырочки и щелочки. Их мы замажем шликером, как настоящие мастер, а с помощью губки выравниваем стенки горшка.

Дети лепят горшки.

-теперь наши горшки необходимо поставить в печь, что бы они били прочными и служили своему хозяину много лет.

Русские люди говорили: делу время, а потехи час предлагаю поиграть в игру. На Руси всегда играли в народные игры. –

Подвижная игра «Горшки»

Выбираются 2 водящих: "продавец" и "покупатель". Дети садятся в круг на коленки. Это "горшки". "Покупатель" и "продавец" идут за кругом навстречу друг другу.

Диалог при встрече:

— Почем горшки?

— По денежке!

— А не дырявые?

— Сам попробуй!

«Покупатель" идет по кругу, выбирая «горшок". Когда "покупатель", наконец, выбрал "горшок", он останавливается и говорит: "Вот этот беру!". Бьют по рукам и бегут в разные стороны. Кто первым добежал до "горшка", становится "продавцом", а "горшок" — "покупателем". Проигравший садится в круг, он "горшок".

- Я очень рада что вы ко мне пришли в гости.

- Ребята, что вам запомнилось, что нового вы узнали? Что еще хотели бы узнать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...