Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Как человек ночь победил"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Белан Галина Иосифовна

Цель – уточнить представления детей об источниках света; о свете как источнике тепла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_chelovek_noch_pobedil.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87

компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт- Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Как человек ночь победил»

(личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми, технологии:  игровые, здоровьесберегающие, ТРИЗ)

                                                                                                                             Воспитатель: Белан Г.И.

Санкт – Петербург

2019 год

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Как человек ночь победил»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция: «Речевое  развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

Цель – уточнить представления детей об источниках света; о свете как источнике тепла.

Программные задачи:

Обучающие:

1. Систематизировать знания об источниках света и их значении в жизни человека.

2.Уточнить представления о рациональном освещении помещения.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы.

2. Развивать зрительное  внимание и восприятие.

3.Развивать скорость и полноту зрительного восприятия.

6.Развивать мелкую моторику.

7.Продолжать учить разрешать противоречия.

Воспитательные:

1.Создать положительный эмоциональный фон.

2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

3. Воспитывать культуру потребления источников света и тепла.

Методы и приемы:

1.Наглядный

2. Игровой

3. Словесный

4. Практический

Материалы и оборудование. Филя и Степашка (игровые персонажи); картина с изображением ночной реки, поляны, костра и палатки; макет комнаты с различными осветительными приборами; лучина, свеча.

Предварительная работа. Беседы и НОД на темы: «Различные источники света»; «Свет как источник тепла»; «Экономь электроэнергию»; чтение соответствующей литературы.

Ход НОД:

Воспитатель. Поздняя осень, холодно, сыро… Приятно вспомнить о лете. Расскажите, кто где отдыхал. ( Рассказы детей). Значит, многие из нас в жаркие летние дни ходили на речку. Отдых у реки – это хорошо, потому что…

Дети. Можно купаться и загорать, ловить рыбу; даже в жару прохладно.

Воспитатель. Но отдых у реки – это и плохо. Почему?

Дети. Комары кусают; можно обгореть; ночью темно, страшно.

Воспитатель. В этом убедились и Филя со Степашкой, отправившись на рыбалку. Когда стемнело, им стало холодно и грустно. Но ведь ночью должно быть темно. Как вы думаете, почему?

Дети.  Ночью все спят, поэтому должно быть темно – иначе свет будет мешать.

Воспитатель. В тоже время ночью не должно быть темно. Почему?

Дети. Чтобы не было грустно и страшно тем, кто не спит. Свет дает тепло, так необходимое в ночное время.

Воспитатель. Что же делать Филе и Степашке?

Дети. Развести костер – будет светло, тепло и весело.

Воспитатель. Филя и Степашка так и сделали. Но свет разбудил птиц, рыб, деревья, траву. Они стали выражать свое недовольство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошел дождь. Все живое обрадовалось ему, потому что…

Дети. Костер погаснет, Филе и Степашке придется перебраться в палатку, станет тихо и природа опять погрузится в сон.

Воспитатель. В палатке было холодно. Филя решил разжечь в ней костер, но Степашка начал бурно возражать…раз идет дождь, рыбалку придется отложить, поэтому можно спать – свет не нужен. А вот тепло необходимо. Как его добыть?

Дети. Нагреть камни, ведро с водой – они обогреют палатку. Перенести палатку на то место, где разжигали костер. Поставить печку с трубой.

Воспитатель. Друзья так и сделали и спокойно проспали до утра. Вернувшись на следующий день домой, они решили и в своей городской квартире поставить печку. Печка должна быть, чтобы было тепло, ее не должно быть, потому что…

Дети. Некрасиво, если из окна будет выглядывать труба. Дым, копоть, гарь – все это неприятно.

Воспитатель. Чем же заменить печку, чтобы в доме было тепло? Костер разжечь нельзя, ведра с горячей водой дом не обогреют…

Дети. В квартире есть трубы и батареи, по которым течет горячая вода.

Воспитатель. А поступает она в дома из котелен или теплоэлектростанций…Но вернемся к Филе со Степашкой. Костер, который они разожгли на берегу реки, давал им не только тепло, но и свет. Если сидеть в палатке вечером, то свет нужен. Значит костер в палатке – это хорошо?

Дети. Хорошо. Светло; дым отпугивает комаров.

Воспитатель. Но костер в палатке – это и плохо. Почему?

Дети. Может начаться пожар. От дыма глаза слезятся.

Воспитатель. Значит, источник света, достаточный для палатки, должен быть намного меньше. Что бы вы могли предложить Филе и Степашке для освещения палатки?

Дети. Свечу, лучину зажечь.

Воспитатель (зажигая свечу и лучину, наблюдая вместе с детьми за тем, как они горят). Счета и лучина – это хорошо. Почему?

Дети. Огонь меньше, чем у костра, - света достаточно, а вероятность пожара – минимальна. Их можно переносить с места на место.

Воспитатель. Свеча, лучина – это хорошо, потому что…

Дети. Они быстро сгорают. При малейшем ветре могут погаснуть.

Воспитатель. Дома у Фили со Степашкой было светло. Да и вы обходитесь без свечей и лучин, потому что…

Дети. Есть электрические лампочки.

Воспитатель. Действительно, много лет назад было открыто электричество и была изобретена электрическая лампочка. Лампочка – это хорошо. Почему?

Дети. Безопасный источник света.

Воспитатель. Лампочка – это плохо, потому что…

Дети. Может перегореть. Ослепляет.

Воспитатель. Лампочка должна ярко гореть, чтобы в помещении было светло, и не должна ярко гореть, чтобы не слепить в глаза. Как быть?

Дети. Спрятать ее в плафон.

Воспитатель. Наступил вечер – Степашка уселся перед телевизором, а Филя улегся спать. Ворочался, ворочался, никак заснуть не может: свет мешает. А Степашка все телевизор смотрит, и свет не выключает, чтобы глаза не испортить. Друзья даже чуть не поссорились. Итак, свет должен быть и его не должно быть.

Дети. Света должно быть меньше, можно включить настольную лампу, торшер.

Воспитатель. Степашка так и сделал, и Филя быстро заснул. Посмотрите на их комнату (показывает макет), сколько у них разных осветительных приборов (рассматривают). Зачем?

Дети. Каждый светильник нужен для своих целей: настольная лампа, чтобы читать; ночник, когда спать ложишься…

Воспитатель. Если все светильники разместить рационально, то в помещении всегда будет светло и электроэнергию можно сэкономить.( дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и познанием себя . (4-ый год жизни) Тело человека.

План- конспект предназначен для ознакомления и уточнения знаний детей 4-ого года жизни о частях тела человека и о роли органов чувств ....

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Вода в жизни человека"

Совершенствовать представления детей о значении воды в жизни человека....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Что человек делает из глины"

Что человек делает из глиныЦель: Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Рассказать о том, что глина разная по цвету и к...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Я – человек» во II младшей группе

Цель: Формирование представления детей о строении тела. Задачи: 1. Уточнять и обобщать знания детей о строении тела человека, о различных его функциях. 2. Закреплять навык общения детей друг...

Сценарий совместной деятельности по решению противоречий «Как человек ночь победил»

Сценарий совместной деятельности с родителями и детьми по решению противоречий«Как человек ночь победил»...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Древний человек и современный человек»

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предме...