Россия - Родина моя
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
- Развивать познавательный интерес к своей Родине.
- Дать основные понятия о символах государства, истории происхождения российского герба и флага, их функциональном предназначении, символьном значении цветов и образов.
- Воспитывать у детей уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Интеграция образовательных областей: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, музыка, чтение художественной литературы.
Оборудование: изображение флага и герба России, географическая карта, монета с изображением герба, текст и музыка гимна, пословицы о Родине, использование ИКТ.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц о Родине.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине. Поэты по-разному воспевают Родину в своих произведениях. Послушайте, какое стихотворение о Родине написала З. Александрова.
Если скажут слово - Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседской фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная
Золотая целина.
Родина бывает разная
Но у всех она одна.
В: Вот такие замечательные слова подобрала поэтесса в описании Родины. А вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что означает это слово для каждого из вас? (Ответы детей).
В: Ребята, посмотрите, вот веточка березы. Береза – это дерево, которое олицетворяет символ России, доброты, нежности, любви. Ребята, сейчас мы с вами будем передавать веточку березы друг другу, и произносить одно слово, которое для вас олицетворяет Родину. Я скажу слово – леса. (Воспитатель передает веточку березы детям).
(Ответы детей: поля, луга, деревья, небо, облака, мой дом, двор, мои родители, друзья и т.д.).
Ребята, а сейчас давайте посмотрим, какие замечательные картины были написаны многими известными художниками. (Демонстрация слайдов о природе).
Ребята, сейчас нам Софья прочитает еще одно стихотворение о Родине.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
М душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды –
Звезды мира над Кремлем.
В: Ребята, а как называется наша Родина? (Ответы детей: Россия, Российская Федерация).
В: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. На карте России много голубого цвета – это реки, озера, моря. Очень красива и богата полезными ископаемыми наша страна. В недрах нашей земли есть и нефть, и уголь, и глина и много других полезных ископаемых, необходимых людям. А сейчас, давайте немного отдохнем.
Физминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде – «раз»!
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде – «два»!
А в траве нескошенной шелестят цветы
Приседаем весело по команде – «три»!
На «четыре» дружно пошагать нам нужно.
И назад вернуться по команде - «пять»!
В: Каждая страна имеет свой герб, флаг, гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, сигнал, пароль.
Герб – это отличительный знак государства, города. Его изображают на флагах, монетах, печатях и других документах. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим герб нашей Родины.
Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе – державу. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный резьбой, золотом, драгоценными камнями. Держава представляет софой золотой шар с крестом наверху. Крылья орла похожи на солнечные лучи, сама золотая птица на солнце. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами синий плащ, в руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла.
Есть такая легенда о Георгие Победоносце.
В некотором царстве – государстве случилось горе – несчастье. Напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Стали жители того царства – государства молить змея о пощаде, чтобы не жег он их земли и дома. И змей потребовал, чтобы кормили его досыта свежим мясом, ведь он был прожорлив и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз. Тогда змей повелел приводить к нему каждый день одного человека на съедение. Бросили жители жребий и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. С тех пор стали люди его называть Георгий Победоносец.
Символ нашего государства – флаг. Флаг имеет свою историю. Раньше использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток. Называли это сооружение стягом, что означало «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Позднее знамена стали делать из материи, они были разного цвета – зеленого, желтого, белого, красного.
Наш российский флаг – трехцветный.
Белый символизирует мир и чистоту совести,
Синий – небо, верность и правду,
Красный – огонь и отвагу.
А на каких зданиях нашего города можно увидеть Российский флаг? (Ответы детей: на администрации, на Доме культуры и т.д.)
На праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню «гимн». Гимн слушают стоя. (Дети встают и слушают куплет гимна).
А какой самый главный город нашей страны? (Москва). Да, ребята, Москва – столица нашей родины. А символом Москвы является Кремль. (Рассматривание слайдов с изображением г. Москвы, Кремля, Красной площади).
А сейчас давайте вспомним пословицы о Родине.
- Всякая птица свое гнездо любит.
- Всякому мила своя сторона.
- Кто где родился, там и пригодился.
- Дома и стены помогают.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
И в завершении нашего занятия Полина прочтет нам стихотворение К. Синицына «Берегите Россию».
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой.
За небо и солнце
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию
Нет России другой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение к занятию Россия - Родина моя | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к дню России "Россия родина моя"
Работа с детьми и их родителями. Выставка рисунков, аппликаций...
Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....
Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия – родина моя!»
Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия – родина моя!»...
Праздник. Фестиваль патриотической песни, стихов о Родине «Россия – родина моя»
Воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине; приобщение обучающихся к песням, поэзии, наполненными идеями гражданственности, чувством любви к Отечеству, родному краю....
Наглядный дидактический материал для патриотического уголка "Россия - Родина моя!", "Тыва - малая Родина моя!"
Неотъемлемая часть становления личности ― патриотическое воспитание с малых лет. Ребенку нужно с раннего детства прививать чувство любви к Родине, гордости за ...
Презентация "Россия - Родина моя!"+ Дидактические игры по теме "Родина моя"
Цель: воспитание в детях нравственно – патриотических чувств, любви и уважения к Родине.Задачи:Закрепить знания детей о государственных символах России;Воспитывать чувство любви к своей Родине ...
Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Россия-родина моя. Малая родина»
Данный проект - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину....