Рабочая программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Дунина Татьяна Владимировна

Программа расчитана на 2 года развития дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_ekolog.docx46.88 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное   автономное   дошкольное  образовательное учреждение

                                    «Детский  сад  № 32 «Счастливое детство»  

                                                         города  Рубцовска

                                   658213, Алтайский край, г. Рубцовск,  ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61

                                                                                 e-mail: altaidetstvo@mail.ru

СОЛАСОВАННО:

Управляющий Совет МАДОУ «Д/с 3 32 Счастливое детство»

Протокол №

от «      »                  2018г.  

Председатель

Управляющего Совета МАДОУ «Д/с 3 32 Счастливое детство»  

                        О.В.Четверикова

ПРИНЯТО:

Педагогический совет МАДОУ «Д/с 3 32 Счастливое детство» Протокол №

от «      »                  2018г.  

Председатель  Педагогического совета МАДОУ«Д/с 3 32 Счастливое детство»  

---------------Т. Г.Тайлакова                           

                          

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий  МАДОУ

«Д/с 3 32 Счастливое детство»

                         Т.Г.Тайлакова

Приказ №

от «      »               2018

Рабочая программа кружка «Юный эколог» для детей старшего дошкольного

возраста (5-7 лет)

Срок реализации 2 года

Автор составитель:

Дунина Т.В

                                                             

г. Рубцовск 2018

 

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят, посещающих наше дошкольное учреждение.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

  1. Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 
  2. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
  3. Программно - методическое обеспечение.

Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «В гостях у природы» являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

  1. Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.

Задачи экологического кружка «Юный эколог»

  • Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  • Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
  • Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
  • Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
  • Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
  • Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
  • Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
  • Основные направления экологического кружка
  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
∙ 
Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
∙ 
Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
∙ 
Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития. 
∙ 
Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
∙ 
Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
∙ 
Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

  1. Организация деятельности и режим экологического кружка:

 Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц во вторую половину дня

в старшей группе с 15.40 – 16.00 ч продолжительностью 25 минут

в подготовительной группе с 15.40-16.10 продолжительностью 30 минут

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

  1. Методы, используемые для реализации работы кружка:

∙ игровые ситуации;
∙ наблюдение, 
∙ беседа, 
∙ исследовательская деятельность, 
∙ экспериментальная деятельность,

В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…

  1. Ожидаемый результат взаимодействия с детьми: 

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. 

Дошкольник должен:

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Несколько видов явлений неживой природы.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы.

Обеспечивать уход за растениями цветников (полив)

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Тематический план экологического кружка «Юный эколог» для старшей группы

№ недели

Тема

Программные задачи

     Методы и приёмы

СЕНТЯБРЬ

1.

  Дары природы

(сравнительный рассказ об овощах и фруктах)

способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

Наблюдения
-Сбор урожая
-Дидактические игры:
"Чего не стало"
«Разложи правильно».
«Угадай, что съел?».
-Беседа "Что нам осень принесла"
-Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
Мультим-игра «Что сначала – что потом»
-Игра "Дорисуй овощ"

2.

«Гуляем по лугу»

 (беседа о травянистых растениях (ромашка, трава)

способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

Рассматривание мультим-иллюстрацию "В поле осенью"
-Лепка "Овощи для бабушки
-Опыт "Тепло - холодно"
Беседа об осени.

–Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями.

–Рассматривание картинок, чтение художественной литературы.

–Рассматривание почвы на клумбе.

3.

"Куда исчезают насекомые.

(беседа)

способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Беседа о насекомых
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций о насекомых
-Видео фильм «Жизнь насекомых»

Интерактивная игра «Четвертый лишний»

4.

«Кто такая рыбка»

способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой.

Видеофильм «Жизнь рыб водоемов»
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Опыт "Кто живёт в воде"
-"Зачем лягушке такие лапки"
-Лепка "Рыбка")

С о с т а в л е н и е описательного рассказа «Рыбка» по схеме «Рыбы».

ОКТЯБРЬ

5.

«Кому нужна вода»

способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.

--Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Видеофильм «Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Опыт с водой

6.

«Как помочь растению

способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Мультимедийная -игра « Вырасти цветок»

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

– Анализ схемы «Растения».

– Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

– Работа в дневнике наблюдений.

– Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

7.

.Деревья  и кустарники на участке детского сада.

способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы

– Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада.

– Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.

– Сбор листьев для гербария.

– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

– Труд на участке детского сада.

– Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза»

8.

«Какие разные птицы»

способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

- Мультимедийная -игра «Собери птичку по частям.»

-Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание схемы-модели «Птицы».

– Отгадывание загадок.

НОЯБРЬ

9.

«Где живут дикие звери»

способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание.

– Чтение познавательной литературы о диких зверях.– Рассматривание иллюстраций.– Рассматривание схемы-модели «Звери».

10

«Как живут домашние животные»

способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.

Видеофильм »Жизнь домашних животных»
- Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.

– Чтение художественной литературы.

– Беседы о кроликах и утках.

– Рассматривание схемы-модели «Животные».

11

«Почему болят зубы»

способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях; привитию гигиенических навыков: полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывать элементарные валеологические представления, стремление заботиться о зубах.

– Рассматривание иллюстраций последовательности чистки зубов.

– Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом).

12

«Осень золотая»

обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Отгадывание загадок о явлениях погоды
- Наблюдение состояния погоды, объектов живой природы.

–Чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени.

– Рассматривание пейзажных картин.

– Труд на участке.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением погоды
-Дидактические игры:
«Какая польза от сухих листьев»
"Кто, где живёт"
-Игра «Угадай, чей лист»

13

«Какие разные деревья»

способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы

Рассказ Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
- Опыт "Как звери меняют шубку"
-Диафильм "Деревья»",
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди листок к дереву".

14

«Птицы»

(беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири)

способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

– Изготовление кормушек и вынос их на участок.

– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

– Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Отгадывание загадок 
-Дидактические игры:
"Кто, где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Игра "Птички-невелички"

ЯНВАРЬ

15

«Комнатные растения»

: создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях.

 

Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате.

– Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями.

Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого растения не стало"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями

 

16

3. «Хвойные деревья сосна»

. способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

- Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.

– Рассматривание иллюстраций.

– Разучивание стихов и чтение рассказов.

Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование " первые листочки"
-Игра "Что, где зреет"

 

ФЕВРАЛЬ

17

. «Почему мишка перепутал черепаху с камнем»

 создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует (слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов), о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырех ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха тяжелая, медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь); для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; для поддержания интереса дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них.

Мультимид- фильм про черепаху

Чтение про черепаху.

Рассматривание, беседа о строении черепахи

Игра  обследование

18

«Органы дыхания человека»

создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье

. Беседа «Для чего нужен нос»

Упражнение на дыхание.

Демонстрация опыта

Игра «Чей кораблик дальше»

Беседа о носовом платке

Игра «Что полезно»

19

3. Стекло и металл

 

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Игра "Расскажи и покажи"

-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

МАРТ

20

 

В гостях у Веснянки

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры: "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"

21

Береги живое

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

 

Мультфильм «Животные Красной Книги» Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание Красной книги, беседа

22

3.Резина и пластмасса

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет

-Рассматривание предметов из этих материалов
-Сравнение резины и пластмассы
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Поделки из резины, пластмассы

АПРЕЛЬ

23

  1.Насекомые - наши помощники

 

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

 

Видеофильм «Жизнь весной»

Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний «

-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам

24

Наблюдение за деревьями

Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.

Раскрась предметы живой и неживой природы"
" Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование " первые листочки"
-Игра "Что, где зреет"

25

Земля- мой дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими

Рассматривание картины "Семья дома"
-Рассматривание семейных фотографий
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"

МАЙ

26

1.Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке) Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

 



-Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

27

.Человек - живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

-Изготовление поделок, построек
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов

28

. Бумага, древесина, ткань

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

-Изготовление поделок, построек
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
-Аппликация из ткани "Полянка цветов"

Тематический план экологического кружка «Юный эколог» для подготовительной группы

Дата

Тема

Программные задачи

Методы и приёмы

1

Октябрь

Куда исчезают насекомые

Дать детям представление о том, что куда исчезают насекомые, что они делают зимой, разнообразие и польза насекомых. Воспитывать в детях желание беречь родную природу, изучать её, правильно с ней обращаться

Занятие проводится в форме рассказа-беседы воспитателя с детьми.

2

Зачем нужна вода

Продолжать воспитывать в детях желание беречь родную природу, делать для неё что-то приятное, использовать воду по назначению.

 1.Показ видеофильма о воде.

2.Изучение воды на опытах

3. Рассмотреть рисунки.

3

Птицы

Дать детям представление о разнообразии птиц, научить различать их по характерным. Беречь гнезда – их дома. Сберегая их «дом» - условия, в которых они живут, мы сбережём живые существа.

Учить детей слушать чтение познавательной книги, правильно понимать её содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа.

Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Развивать у детей наблюдательность, внимание.

1.рассказ воспитателя о птичках.

2. Рассматривание иллюстрации о птицах    

Чтение рассказа «Удивительная прогулка»

3. беседа по содержанию

4

5

Ноябрь-декабрь

Перелетные птицы

У природы нет плохой погоды

Продолжать учить разнообразие птиц, дать понять зачем они улетают.

Рассказать детям зачем меняется погода, зачем меняются времена года

1. Вспомнить птиц2. Показ воспитателем рисунки перелетных, видеофильма.

3. Работа детей.

Рассказ о погодах, о временах года

2. Беседа воспитателя с детьми

6

Знакомство детей растениями

Уточнить виды растений, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения – живые существа. У них есть потребность в определённых условиях.

Воспитывать желание ухаживать за растениями, радоваться их хорошему виду

Беседа с детьми

Посадить цветы (астры) наблюдать за ними

7

Мы-друзья природы

Показать знания детей о животном мире; развивать логическое мышление; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе

Беседа с детьми

8

Мусор на нашей планете

Рассказать, как мусор влияет на природу. изготовление и одноразовых ложек поделку

Беседа с детьми

Изготовление цветка из ложек

9

декабрь

Почему белые медведи не живут в лесу

Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни; как белые медведи приспособлены к жизни на Севере.

Подвести детей к пониманию зависимости внешнего облика, образа жизни и среды обитания

1. Чтение рассказа из книги «Почему белые медведи не живут в лесу». Беседа по содержанию

2. Выявление мест на глобусе, карте, где обитают белые медведи

10

Целевая прогулка на территорию д\с

Воспитывать в детях наблюдательность, учить замечать признаки настоящего времени года, умение любоваться красотой осенней природы

1. рассматривание совместно с воспитателем.

2. беседы с детьми

3. Самостоятельные наблюдения детей

11

Слепые землекопы

Закрепить представление детей о кротах. Расширить их знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни.

1 Показ фильма о Кротах.

2. Вспомнить с детьми, что они уже знают о кротах.

3. Чтение рассказа «Слепые землекопы». Беседа по содержанию.

13

        

Январь

Сравнение рыб и лягушек

Формировать обобщённое представление: рыбы – водные обитатели, лягушка – обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстро плавающие животные.

1. Беседа с детьми о том, кого можно назвать водными обитателями

2. Наблюдения за рыбами в аквариуме

3. Беседа о лягушке, её приспособленности к воде и воздуху

4. И\у «Чем лягушки и рыбы похожи (отличаются)»

13

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения

Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге, приспособленности растений к влаге.

Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к определённой категории

1. Беседа о том, какие условия необходимы растениям для их хорошего роста

2. рассказ воспитателя о том, что разные растения имеют разную потребность в воде.

3. Как по внешнему виду определить засухоустойчивое или влаголюбивое растение.

14

Опыт «Почему дерево не падает»,

«Как через корень по стволу поднимается вода»

Формировать у детей представления о значении корневой системы в жизни растений; дать детям представление о роли корней в жизни растений.

1. Демонстрация: как с помощью корней закрепляется дерево в почве. Выводы

2. Демонстрация с помощью марли: как вода поднимается вверх по стволу дерева

15

Беседа о лесе

Уточнить и расширить представление детей о лесе. Лес – это общий дом для животных и птиц.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках

1. Приход в гости старичка-лесовичка. Беседа о том, что дети знают о лесе.

2. Сообщение гостя о том, какие бывают леса.

3. Загадывание загадок о грибах

4. Рассматривание картин о лесе.

16

февраль

Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу

Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

1. Предложить детям рассказать гостю-зайчику о том, как живут звери в лесу зимой

2. Работа с моделью маскировки животных

3. Работа с моделью «Этажи леса»

4.Показ фильма о жизни животных.

17

Целевая прогулка по территории детского сада

Развивать у детей наблюдательность, внимание.

Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе.

Воспитывать желание любоваться красотой природы.

Учить для описания явлений природы подбирать различные определения, эпитеты

1. Наблюдение за погодой, определение её состояния

2. Выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли.

В группе сделать зарисовки наблюдений за погодой.

18

Волк и лиса - лесные хищники

Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно.

Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи.

Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных

. Рассматривание картин о лисе, составление рассказа (то же самое о волке)

2. Выяснение вопроса, почему лиса и волк хищники

3. Работа с моделью «Этажи леса»

19

Зимние гости

Уточнить представление детей о зимующих птицах, о их образе жизни

Рассматривание картин с птицами

 Приготовить для них корм

20

Март

Изготовление модели «Этажи леса

Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы.

Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится

1. Совместно с детьми наклеить изображения растений, которые можно встретить в лесу

2. ----- животных

21

Весна, на улице весна

Учить детей по признакам отличать времена года.

Фильм о весне

Беседа с детьми

22

Панно из сушеных листьев 

Учить детей при изготовлении картины использовать природный материал.

Воспитывать желание любоваться красотой созданного.

1. Рассматривание готовых картин из природного материала

2. Показ способов изготовления

3. работа детьми по созданию картин

23

Изготовление книжки по рассказу «Невидимые весы»

Уточнить знания детей о пищевой зависимости лесных обитателей.

Совершенствовать изобразительные умения детей.

1. Рассматривание пищевых цепочек.

2. Вспомнить рассказ «Невидимые весы»

3. Изготовление книги детьми

24

Апрель

Посадка лука

Уточнить представления детей о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук, если создать благоприятные условия; пользу лука для людей.

1. Рассмотреть луковицы

2. Обсудить условия, при которых из них будет расти зелёный лук.

3. Зарисовка состояния луковиц.

25

Пересадка и перевалка комнатных растений

Упражнять детей в пересадке растений, уточнить части растений, условия хорошего роста растений

1. Беседа с детьми о том, что растения необходимо пересаживать

2. Привлечение детей к пересадке растений.

3. В процессе работы уточнить части растений, условия хорошего роста.

26

Как размножаются комнатные растения

Уточнить с детьми признаки живых организмов; что растения живые, они могут размножаться. Познакомить детей, что растения можно размножать с помощью деления корневища, отростков, деток, деления листьев.

. Рассмотреть растения

2. Сообщение воспитателя о том, как могут размножаться растения.

3. Привлечь детей к размножению растений

27

Подготовка к празднованию Дня Земли

Воспитывать в детях любовь ко всему живому, желание помогать растениям и животным

. Беседы с детьми о «доме» животных и растений, о том, кто поддерживает чистоту и уют в «доме».

2. Совместная разработка правил и рекомендаций по созданию благоприятных условий для растений и животных

28

Май

Высадка цветочной рассады на клумбы

Упражнять детей в посадке рассады на клумбе, прививать любовь к земле, желание сделать окружающую обстановку красивее.

1. Подготовка места для посадки

2. Рассматривание рассады, определение частей растения.

3. Показ способа посадки рассады

29

Изготовление панно «Пустыня»

Уточнить погодные условия на юге, кто проживает из зверей там, какие растения произрастают; чем южные животные отличаются от животных, живущих в средней полосе.

1. Рассматривание иллюстраций, картин.

2. Рисование животных пустыни, растений.

3. Изготовление панно.

30

Целевая прогулка по территории детского сада

Развивать у детей наблюдательность, внимание.

Развивать способность замечать что-то новое, необычное в природе.

Воспитывать желание любоваться красотой природы.

Учить для описания явлений природы подбирать различные определения, эпитеты.

1. Наблюдение за погодой, определение её состояния

2. Выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли.

В группе сделать зарисовки наблюдений за погодой 

31

викторина «Мы - друзья природы»

Открытое занятие с детьми

Список детей:

1.Абдулаева Лера

2.Архипов Глеб

3.Блощицын Спартак

4.Веденкова Кира

5. Грабашов Макар

6.Дурнев Матвей

7.Ляуфер Захар

8.Матюшкин Демид

9.Родин Артем

10.Капитонов Кирилл

11.Щеголихин Гриша

12.Фокин Матвей

Список литературы

1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.

2. О.В. Дыбина,  Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.

3. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2017.

4 .А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.

5. Л.П. Молодова  «Экологические праздники для детей», Минск 2001.

6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.

7. С.Н.Николаева«Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.

8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.

9. .  Т.А. Шорыгина  «Деревья. Какие они?» Москва,2011

10. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2005.

11. Т.А. Шорыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.

12.  Т.А. Шорыгина  «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.

13. Т.А.  Шорыгина  «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

рабочая программа по экологии

дидактические игры,занятия т.д....

рабочая программа по экологии

"Экологическое воспитание дошкольников 3-4, 6-7....

Рабочая программа по экологии

Аннотация и годовой план занятий по экологии...

Рабочая программа кружка "Эколог и Я"

Основная цель работы кружка воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста. Моя программа кружка, принята на педагогическом совете МБДОУ д/с №16 и утверждена приказом заведующего....

Рабочая программа " Юный эколог" эколого-биологической направленности

Можно использовать при написании рабочей программы кружка  эколого-биологической направленности...