Описание опыта работы
учебно-методический материал по окружающему миру
«Развитие познавательной активности
детей дошкольного возраста
через поисково-исследовательскую и экспериментальную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty.docx | 277.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл
перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".
В.А. Сухомлинский
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
на тему:
«Развитие познавательной активности
детей дошкольного возраста
через поисково-исследовательскую и экспериментальную деятельность»
Выполнила:
Булей Наталья Викторовна
воспитатель, высшая кв. категория
МБДОУ г. Фокино «Детский сад ''Тополёк''»
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, учить добывать их разными способами. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей, формирование их познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.
Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается следующая обязанность педагогического работника: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».
Познавательная активность дошкольника как интегративное качество личности характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремлением к самостоятельному поиску решения познавательных задач, проявляется в инициативности, любознательности к окружающему миру, способствует накоплению индивидуального опыта познавательной деятельности…
Что такое познавательная активность ребенка? Познавательная активность - это состояние внутренней готовности ребенка к познавательной деятельности, проявляющаяся у него в поисковых действиях.
Развитие познавательной активности развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, т.к. возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.
В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование исследовательского метода, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности.
Новизна опыта в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик познавательно - исследовательской деятельности и экспериментирования.
В основе ведущей идеи моей работы лежит формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание. Это внедрение различных видов деятельности и включение всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) в образовательную деятельность, которые позволяют детям реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность. В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг.
Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Реализацию поставленных задач я осуществляю в трех основных формах: организованная деятельность; самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстниками.
Я использую методы: объяснительно-иллюстративный (при ознакомлении с новым материалом); репродуктивный (при закреплении знаний, при усвоении практических навыков и умений); наблюдения, частично-поисковый или исследовательский; проектный метод (поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели)
Для достижения познавательной активности в процессе НОД использую различные приемы:
- проблемные вопросы, беседы и задания, которые побуждают детей к сравнению и установлению сходства и различия;
- прием преднамеренной ошибки. Очень важно, чтобы дети заметили ошибку, поправили, сделали вывод. Использую разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом;
- игровые приемы. Использую разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом;
- приемы неожиданности. Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект.
В процессе самостоятельной деятельности я учу детей способам познавательной деятельности: Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют разнообразные формы, методы и приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности: проблемные ситуации, метод решения экспериментальных задач, наблюдения, прогулка, словесные игры, мультимедийные презентации, игры-путешествия, игры-квесты, исследовательские проекты.
Используя в работе вышеуказанные инновационные образовательные технологии, я помогаю воспитанникам научиться пользоваться тем, что заложила в него природа, учу не растерять этот ценный дар.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.
Важно, чтобы деятельность ребенка была максимально приближена к исследовательской, познавательной деятельности. Основная движущая сила исследовательского обучения – система вопросов и заданий, которые ставятся перед детьми. Требуются не любые вопросы, а вопросы, в которых сталкиваются противоречия. Потребность в преодолении противоречий – один из самых мощных двигателей мысли.
Исследовательская деятельность побуждает ребенка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Привлечение родителей к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольника усиливает процесс формирования личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный материал поможет более быстрому внедрению поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности в практику работы дошкольных учреждений, будет способствовать развитию познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей детей дошкольного возраста, а также сформировать исследовательские умения, умения самостоятельного поиска, открытия и усвоения нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»
В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....