Сценарий непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Растения и их среда обитания».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Тулина Мария Сергеевна

Сценарий НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Растения и их среда обитания" позволит педагогу создать условия для систематизации знани о растениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 комбинированного вида

 Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

«Растения и их среда обитания»

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

        Образовательные области: социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

физическое развитие

Автор-составитель:

воспитатель ГБДОУ № 22

 Тулина Мария Сергеевна

Санкт-Петербург

2020

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему:

«Растения и их среда обитания».

Цель:  Создать условия для систематизации знаний детей о растениях.  

Обучающие задачи:

- формировать представление о многообразии растительного мира;

- показать зависимость  внешнего вида растений от влияния среды обитания: пустыня, вечные снега, моря, тропики.

Развивающие задачи:

- развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

- развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: климат, «Ботанический сад», экзотические растения, среда обитания, вечные снега, Антарктида, Южный полюс, водоросли, фильтруют, Ламинария, тропики, лианы и т.д.

Воспитывающие задачи:

- продолжать формировать интерес к миру природы;

Используемые технологии:

- здоровьесберегающие педагогические технологии;

-технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- технологии исследовательской деятельности;

- игровые технологии.

Материалы для совместной непрерывной образовательной деятельности: 

- глобус;

- мультимедийная система;

- ноутбук с компьютерной презентацией «Среда обитания растений»;

- дидактическая игра «Где что растёт?»: карта с изображением природных зон (лес, пустыня, вечные снега, тропики), карточки с изображениями растений;

- фланелеграф с моделью дерева, желтые и красные цветы по количеству детей.

Участники образовательного процесса:

- группа воспитанников старшего дошкольного возраста;

- педагог.

Примерный ход сценария непрерывной образовательной деятельности:

№ этапа

НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Недавно я была в «Ботаническом саду». Там очень красиво и интересно. Кто-нибудь был там?

Воспитатель: Для тех, кто не был, расскажу, там растут разные растения нашей планеты.

На экране появляются фотографии растений из «Ботанического сада».

Воспитатель: Смотрите, там есть и огромные кактусы под самый потолок, много пальм, один листок которых размером с вас. Для них созданы специальные условия, в которых они привыкли жить. Представляете, какие необычные там растения! Жаль у нас на улице таких растений не встретишь. Как вы думаете почему?

Воспитатель: Правильно ребята. Растения, которые мы встречаем на улице приспособились к нашей погоде, нашему климату. А экзотические растения привыкли к другой погоде, и у нас им будет не комфортно. А вы хотели бы увидеть эти растения?

Воспитатель: Замечательно! Тогда давайте, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие в мир растений. И поможет нам в этом вот этот предмет. (Воспитатель берёт глобус) Что это?

Воспитатель: Правильно. Глобус это модель земли. Кто знает, почему он раскрашен разными цветами? Что эти цвета значат?

Воспитатель: Молодцы! Ну что, отправляемся?

Дети: Здравствуйте!

Предположительные ответы детей: Да. Нет.

Предположительные ответы детей:

У нас другая погода, климат.

Дети: Да.

Дети: Глобус.

Предположительные ответы детей:

они обозначают: моря, океаны, реки, горы, пустыни, леса.

Дети: Да.

2

Основная часть

Воспитатель: Я покажу на глобусе место, где мы живём. Много ли растений там, где мы живём?

Воспитатель: Правильно, очень много, потому что, у нас много лесов и полей. Посмотрите на глобус, как много зеленого цвета, там, где мы живём. У нас много почвы, достаточно воды и солнца, для того, чтобы растениям жилось комфортно. Давайте вспомним эти растения.

На экране появляются изображения  деревьев и  кустарников, сменяя друг друга.

Воспитатель: Молодцы ребята. Посмотрите, наш глобус хочет нам что-то показать.

Воспитатель показывает на Африку. 

Воспитатель: Где мы оказались?

Воспитатель: Как вы догадались, что это пустыня?

Воспитатель: Да, здесь очень жарко, очень много солнца и мало воды. Чтобы нам не напекло голову, наденем панамки.

Воспитатель: Но там тоже растут растения, например…

 На экране появляется изображение кактуса.  

Воспитатель: Посмотреть, как он выглядит под землёй?

На экране появляется изображение кактуса с корневой системой.  

Воспитатель:  Вода в пустыне находится очень глубоко, и кактусы приспособились добывать её с помощью своего длинного корня. Вот, например, кактус под названием «Верблюжья колючка».

На экране появляется изображение кактуса «Верблюжья колючка».  

Воспитатель:  Ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому все лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зеленая. Она действительно колючая, но, не смотря, на это, ее охотно поедают верблюды. Поэтому она так и называется.

Воспитатель: Есть ли у кактусов листья?

Воспитатель: Правильно, вместо листьев у кактусов колючки, чтобы не испарялась влага, поэтому им требуется мало воды.

Воспитатель: Живут ли в России кактусы?

Воспитатель: Живут, но только на подоконнике. На улице кактусы замерзнут и погибнут. Потому что они привыкли, чтобы было жарко.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Мы с вами переносимся на Южный полюс в Антарктиду.

Воспитатель показывает на глобусе Антарктиду.

Воспитатель: Почему здесь всё белое?

Воспитатель: Верно, в Антарктиде, хоть это и Южный полюс, действительно, очень холодно и вечные снега. Давайте наденем тёплую одежду.

Воспитатель: Но и в Антарктиде живут растения. Удивительно, растения «спят» 9 месяцев. Но только пригреет солнце, чуть растает снег, и сразу же, в этих местах появляются чудесные растения.

На экране появляются изображения растений Арктики.

Воспитатель: Жизнь у таких растений короткая; за три месяца они успевают вырасти и даже зацвести, порадовать Землю своей красотой.

Скажите, а у нас растения «спят»?

Воспитатель: Да, как только наступают холода, растения сбрасывают листья, останавливается их рост, и они, как бы высыхают, т.е. выпускают всю воду. Кажется, растения погибли, стали безжизненными. Но корни у них живые и почки живые. А одеялом, в зимнюю стужу им служит снежное покрывало, под ним тепло и уютно. Растения «спят и ждут», когда пригреет солнце, и они опять будут радоваться жизни.

Интересно куда мы с вами попадём дальше? Что нам показывает глобус?

Воспитатель показывает на глобусе океан.

Воспитатель: Вы все правы, потому что океаны и моря состоят из воды, а вода на глобусе обозначена голубым цветом. А что ещё на глобусе обозначено голубым цветом?

Воспитатель: Верно! Но даже глубоко под водой живут растения. Они называются водорослями. Я предлагаю отправиться на морское дно, и посмотреть, как там живётся водорослям. Но сначала нам надо подготовиться: надеть акваланги и размяться.

Физкультминутка:

Море очень широкое,

Море очень глубокое.

Рыбки там живут, друзья,

А вот воду пить - нельзя.

На экране появляется изображение морского дна.

Воспитатель: Теперь мы можем погрузиться. Посмотрите вокруг, как много растительности. Здесь растения такие же разнообразные, как и на суше.

На экране появляются, сменяя друг друга, изображения водорослей.

Воспитатель: Некоторые размером с пылинку, а некоторые достигают в длину десятков метров. Например, длиной как наша группа. Одни прозрачные и мягкие, а другие твёрдые, как камень. Морские растения приспособились дышать под водой, с помощью листьев фильтруют воздух из воды. Водоросли служат пищей многим обитателям моря. Вот ламинария, (на экране появляется изображение ламинарии), её употребляют в пищу даже люди. Они богаты йодом, который необходим нашему организму. Также водоросли служат домом для рыб, в них рыбы поменьше могут спрятаться от хищников, или наоборот, в водорослях хищник может затаиться и подкарауливать добычу. Прибор на моём акваланге показывает, что нам пора всплывать и снимать акваланги.

Воспитатель: Посмотрите ребята! Глобус нас перенёс в тропический лес, в тропики.

На экране появляется изображение тропиков.

Воспитатель: Здесь очень жарко, влажно и много кусачих насекомых - москитов, и поэтому мы наденем шляпы с сеткой против москитов.

Воспитатель: Чем отличаются растения джунглей от растений пустыни?

Воспитатель: Правильно ребята! В тропиках очень благоприятные условия для роста растений – тепло и влажно, там часто идут дожди, дающие силы растения вырастать такими большими. Джунгли называются царством растений. Здесь так много растений, что это место считается «лёгкими планеты», т.к. растения очищают воздух.

На экране появляется изображение лианы.

Воспитатель: Посмотрите, какое-то растение опутало ствол дерева, это лиана. Почему лианы опутывают стволы деревьев?

Воспитатель: Верно, растения стремятся подняться к солнцу, и поэтому растения по-разному приспосабливаются к жизни.

Ребята, наш глобус говорит, что нам пора возвращаться домой.

Экран гаснет.

Дети: Да много.

Дети называют растения.

Дети: это пустыня, Африка.

Дети: много оранжевого цвета.

Дети «надевают» панамки.

Дети: Кактус.

Дети: нет

Предположительные ответы детей:

да, нет.

Предположительные ответы детей:

там холодно, снег.

Дети «надевают» тёплую одежду.

Дети: «спят», зимой.

Предположительные ответы детей:

Океан, море.

Предположительные ответы детей:

 реки и озера.

Дети делают движения, как будто надевают акваланг, затем выполняют движения согласно тексту:

широко разводят руками;

приседают, коснувшись руками пола;

выполняют плавательное движение;

вытягивают руки и грозят пальчиками.

Дети делают движения, как-будто всплывают и снимают акваланги.

Дети надевают шляпу.

Предположительные ответы детей:

они большие с огромными листьями, у них толстые стебли, растений большое множество.

3

Рефлексия

Воспитатель: Вот мы и вернулись домой.

Давайте вспомним, что где растёт.

Игра «Что где растёт?»

Воспитатель: Молоды, вы всё сделали правильно! Как много мы узнали сегодня растений, но почему все они такие разные?

Воспитатель: Правильно, но все равно они в чём-то похожи, что им всем нужно для роста и развития, не зависимо, где они живут?

Воспитатель: Умницы! Наше занятие подошло к концу, и если наше путешествие вам понравилось, прикрепите на наше дерево красный цветок, а если не очень – жёлтый.

Воспитатель: Я рада, что вам понравилось наше занятие. До свидания, ребята.

Дети прикрепляют карточки с изображением растений на соответствующую природную зону на карте.

Предположительные ответы детей:

они растут в разных условиях, в разном климате.

Дети: солнце, вода, почва и воздух.

Дети прикрепляют цветы на фланелеграф.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Деревья лиственные и хвойные».

Сценарий НОД по образовательной области познавательного развития (окружающий мир) поможет детям старшего дошкольного возраста закрепить умение классифицировать деревья по группам: лиственные и хв...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Семейный бюджет»

Финансовая грамотность – это умение планировать семейный бюджет, сохранять и преумножать собственные денежные средства, для обеспечения достойного уровня жизни себе и своим близким. Именно поэто...

Методическая разработка проведения непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Россия, Родина, Отечество"

Данная методическая разработка предполагает интеграцию следующих образовательных областей: «социализация», «коммуникация», «чтение художественной литературы».П...

Методическая разработка проведения непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Птицы - наши друзья"

Проектно-исследовательская работа носит экологический характер. Работа актуальна тем, что воспитывает бережное отношение к природе, формирует эко культуру. Выбор темы «Покормите птиц зимой»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Кто живет в зимнем лесу» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологийЦель: с...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Разноцветная осень"

В ходе занятия мы обобщаем знания об осени в ходе выполнения серии игровых заданий; Расширяем  словарный запас детей по теме "Осень";Ззакрепляем представления детей о фруктах...