Лепбук как средство развития познавательных способностей
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Лепбук - это способ закрепления и самостоятельного осмысления определенной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_paleh.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лепбук - как средство развития познавательных способностей детей»
Современный мир изменчив и динамичен и нам, педагогам, приходится постоянно искать новые средства обучения. Важным аспектом современного Российского образования является задача «научить детей учиться самостоятельно». Это значит - самим ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения. Как же это сделать с дошкольниками?
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно, что эмоционально окрашено. Поэтому, одним из способов достижения этой цели мы видим в использовании лэпбука в образовательной деятельности.
Лепбук – это способ закрепления и самостоятельного осмысления определенной темы, проведения исследовательской работы, в процессе которой дети анализируют, систематизируют нужную информацию.
«Чудо – папку открываю,
все что знаю, вспоминаю»
В переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). Лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную и представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, на страницах которой, расположены различные кармашки, окошки, книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, подвижные детали, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр и рассчитан на современное клиповое мышление детей. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и ребенка. Лепбук может быть формой представления итогов проекта. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактном виде.
- Лепбук содержит большое количество разнообразной информации. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук, и с радостью повторяет задания, рассматривая их.
2. Важно, чтобы лепбук был прочен, так как с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.
3. Эстетичен. Он должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребенка появилось желание взять его в руки.
4. Вариативен. Лепбук имеет несколько вариантов использования каждой его части. Эффективность применения лэпбуков – в интеграции образовательных областей.
5. Доступен для использования детьми разного возраста и уровня развития (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать, читать, размышлять и т.д.).
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.
Как сделать лэпбук своими руками?
Для этого нам понадобятся следующие материалы:
- Картон или потолочная плитка для основы;
- бумага белая, цветная;
- принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
- обычные и фигурные ножницы;
- клей или скотч;
- степлер;
- декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)
Начинаем изготовление лепбука с выбора темы, она может быть любая:
- интересные события, происходящие с ребенком;
- увлечения детей;
- темы недели;
- литературные произведения;
- мультипликационные герои и т.д.
2019 год - «Год театра», поэтому мы в течении года реализуем с ребятами долгосрочный проект «Театр». Лепбук на театральную тематику один из продуктов нашего проекта. С чего мы начали: взяли бумагу и ручку, и написали план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками и очень важно продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Затем придумали, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовали макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.
Лепбук «Театр» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
В центре расположена книжка-раскладушка, она знакомит детей с правилами поведения в театре.
Театр начинается… нет, не с вешалки. И даже не с парадного входа и афиши. Театр начинается еще дома, с выбора наряда, с элегантных туфель и чайной розы в руках. Театр – это культура, искусство, праздник. Поэтому с правилами поведения в театре мы знакомим детей с раннего детства, посещая первые спектакли для маленьких зрителей. Правила поведения детей в театре нужны, в первую очередь, для того, чтобы научить их уважать других зрителей, игру актеров и тех, кто убирает зал. Основные правила базируются на соблюдение тишины, чистоты и опрятности внешнего вида. Требования хоть и зависят от возраста детей, но, практически, не меняются. Просматривая эту книжку – раскладушку ребенок вспоминает и повторяет эти правила.
На правом развороте представлен пальчиковый театр, который дети могут использовать самостоятельно для показа сказок. В пальчиковый театр ребенок никогда не играет молча. Дети разыгрывают сюжет сказки, сами придумывают истории, сами озвучивают героев. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, память.
Кармашек с картинками «Театр настроения» направлен на развитие эмоционального мира дошкольников. Дети знакомятся с эмоциями, самостоятельно подбирают нужную эмоцию, которая передает определенное настроение актера в определенной роли. Ребенок берет карточку, и показывает эмоцию, нарисованную на карточке. Все остальные должны угадать, что это за эмоция.
Кармашек «Отгадай сказку». Данные картинки могут использоваться для закрепления прочитанных произведений. Можно инсценировать диалог персонажей, описывать чувства и эмоции, которые испытывают герои сказок или пересказать эпизод сказки.
На левом развороте представлен кармашек, в котором находится книжка – малышка под названием «Мы идем в театр». Это путеводитель, который рассказывает, как устроен театр и позволяет ребенку вместе с воспитателем или самостоятельно путешествовать по театру.
В лепбуке есть загадки, они учат ребенка размышлять, развивают сообразительность, наблюдательность, позволяют закрепить полученные знания.
А в театральном веере находится диск с мультфильмами и аудиосказками, который ребенок может посмотреть в группе или взять домой.
В нижней части мы сделали три кармана:
- книжка-малышка знакомит детей с театральными профессиями: кто такой артист, и что надо уметь, чтобы стать настоящим артистом. Зачем нужен костюмер? Гример? Режиссер? и т.д.
- кармашек с картинками «Теневой театр» знакомит дошкольником с театром теней.
- еще в одном кармашке собраны маски для показа сказок.
В лепбуке есть кармашек с пазлами «Театры мира» (Большой театр г.Москвы и Театр кукол г.Казань). В дальнейшем мы планируем пополнять его. Дети могут этим пользоваться самостоятельно. Картинки к пазлам находятся на оборотной стороне, где представлены виды театра и театры мира. Дети знакомятся с оперой, балетом, кукольным театром.
А еще принцип лепбука мы применили в театральной афише. Все детали (информация о названии, дате и времени спектакля, главные герои) съемные.
На афише представлены главные герои спектакля и творческая группа. На главной странице мы разместили QR-код. Для тех, кто хотел попасть на постановку, но по каким-то причинам не смог придти есть возможность посмотреть ее on-line с помощью специальной программе на мобильном телефоне. Все детали на афише съемные, что дает возможность использовать ее для другого спектакля.
Работа над лэпбуком опирается на принцип «ничего готового детям» и создает условия для самостоятельных открытий, а педагог - помощник в поиске и усвоении новых знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОЛЬКЛОРОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Сейчас к нам возвращается родная культура, и можно уже с уверенностью сказать, вернулась. И как отец и мать мы должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Мы по-новому относимся к русским тра...
Экспериментирование – как средство развития познавательных способностей детей
В экспериментальной деятельности позновательные способности ребёнка развиваются с помощью практических навыков, так как дети не только смотрят, слушают, но и сами делают. Уголок экспериментирования до...
Лепбук - как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно - воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно зан...
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель: 1. Изучение нов...
Методическая разработка "Лепбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Статья посвящена созданию лэпбуков как новому средству познавательного развития детей дошкольного. Задания и занимательный материал по разным темам можно использовать как в совместной деятельнос...
Курбанова Н.Э. музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Лепбук как средство развития познавательной активности детей. Лепбук-Весна.
В связи с внедрением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Педагог должен проявлять мобильность. Что же такое лепбук. Лэпбук (la...
Методическая разработка.«Лепбук – как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста»
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие пред...