Лепбук как средство развития познавательных способностей
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Лагова Екатерина Александровна

Лепбук - это способ закрепления и самостоятельного осмысления определенной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepbuk_paleh.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

«Лепбук - как средство развития  познавательных  способностей детей»

Современный мир изменчив и динамичен и нам, педагогам, приходится постоянно  искать новые средства обучения. Важным аспектом современного Российского образования является задача  «научить детей учиться самостоятельно». Это значит -  самим ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения. Как же это сделать с дошкольниками?

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно, что эмоционально окрашено. Поэтому, одним из способов достижения этой цели мы видим в использовании лэпбука в образовательной деятельности.

Лепбук – это способ закрепления и самостоятельного осмысления определенной темы, проведения исследовательской работы, в процессе которой дети  анализируют, систематизируют нужную информацию.

«Чудо – папку открываю,

все что знаю, вспоминаю»

В  переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). Лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную и представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, на страницах которой, расположены различные кармашки, окошки,  книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, подвижные детали, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке,  должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр и рассчитан на современное клиповое мышление детей. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и ребенка. Лепбук  может быть формой представления итогов проекта. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактном виде.

  1. Лепбук содержит большое количество разнообразной информации.  Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук, и с радостью повторяет задания, рассматривая их.

2. Важно, чтобы лепбук был прочен, так как с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3.  Эстетичен. Он  должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребенка появилось желание взять его в руки.

4.  Вариативен.   Лепбук имеет несколько вариантов использования каждой его части. Эффективность применения лэпбуков – в интеграции образовательных областей.  

5. Доступен для использования  детьми разного  возраста и уровня развития (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать, читать, размышлять и т.д.).

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.

Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого нам понадобятся следующие материалы:

  • Картон или потолочная плитка для основы;
  • бумага белая, цветная;
  • принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
  • обычные и фигурные ножницы;
  • клей или скотч;
  • степлер;
  • декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Начинаем изготовление лепбука  с выбора темы, она может быть любая:

  • интересные события, происходящие с ребенком;
  • увлечения детей;
  • темы недели;
  • литературные произведения;
  • мультипликационные герои и т.д.

2019 год  -  «Год театра», поэтому мы в течении года реализуем с ребятами долгосрочный проект «Театр». Лепбук на театральную тематику один из продуктов нашего проекта. С чего мы начали: взяли  бумагу и ручку, и написали план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками  и очень важно продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

Затем придумали, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовали макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

Лепбук «Театр» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

В центре расположена книжка-раскладушка, она знакомит детей с правилами поведения в театре.

Театр начинается…  нет, не с вешалки. И даже не с парадного входа и афиши. Театр начинается еще дома, с выбора наряда, с элегантных туфель и чайной розы в руках. Театр – это культура, искусство, праздник. Поэтому с правилами поведения в театре мы знакомим детей с раннего детства, посещая первые спектакли для маленьких зрителей. Правила поведения детей в театре нужны, в первую очередь, для того, чтобы научить их уважать других зрителей, игру актеров и тех, кто убирает зал. Основные правила базируются на соблюдение тишины, чистоты и опрятности внешнего вида. Требования хоть и зависят от возраста детей, но, практически, не меняются. Просматривая эту книжку – раскладушку ребенок вспоминает и повторяет эти правила.

На правом развороте представлен пальчиковый театр, который  дети могут использовать самостоятельно для показа сказок.  В пальчиковый театр ребенок никогда не играет молча. Дети разыгрывают сюжет сказки, сами придумывают истории, сами озвучивают героев. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, память.

Кармашек с картинками  «Театр настроения» направлен на развитие эмоционального мира дошкольников.  Дети знакомятся с эмоциями, самостоятельно подбирают нужную эмоцию, которая передает определенное настроение актера в определенной роли.  Ребенок берет карточку, и показывает  эмоцию,  нарисованную на карточке.  Все остальные  должны угадать, что это за эмоция.

Кармашек «Отгадай сказку». Данные картинки могут использоваться для закрепления прочитанных произведений. Можно инсценировать диалог персонажей, описывать чувства и эмоции, которые испытывают герои сказок или  пересказать эпизод сказки.  

На левом развороте представлен кармашек, в котором находится книжка – малышка под названием «Мы идем в театр».  Это путеводитель,  который  рассказывает,  как  устроен театр и позволяет ребенку вместе с воспитателем или самостоятельно путешествовать по театру.  

В лепбуке есть загадки, они учат ребенка размышлять, развивают сообразительность, наблюдательность, позволяют закрепить полученные знания.

 А в театральном веере находится диск с мультфильмами и аудиосказками, который ребенок может посмотреть в группе или взять домой.

В нижней части мы сделали три кармана:

- книжка-малышка знакомит детей с  театральными профессиями: кто такой артист, и что надо уметь, чтобы стать настоящим артистом. Зачем нужен костюмер? Гример? Режиссер? и т.д.

- кармашек с картинками «Теневой театр» знакомит дошкольником с театром теней.  

- еще в одном кармашке собраны  маски для показа сказок.

В лепбуке  есть кармашек с пазлами  «Театры мира» (Большой театр г.Москвы и Театр кукол г.Казань). В дальнейшем мы планируем пополнять его. Дети могут этим пользоваться самостоятельно. Картинки к пазлам находятся на оборотной стороне, где представлены виды театра и театры мира. Дети знакомятся с оперой, балетом, кукольным театром.

А еще принцип лепбука мы применили в театральной афише. Все детали (информация о названии, дате и времени спектакля, главные герои) съемные.

 На афише представлены главные герои спектакля и творческая группа.  На главной странице мы разместили QR-код. Для тех, кто хотел попасть на постановку, но по каким-то причинам не смог придти есть возможность посмотреть ее on-line с помощью специальной программе на мобильном телефоне. Все детали на афише съемные, что дает возможность использовать ее для другого спектакля.

Работа над лэпбуком опирается на принцип «ничего готового детям» и создает условия для самостоятельных открытий, а педагог - помощник в  поиске   и усвоении новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОЛЬКЛОРОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Сейчас к нам возвращается родная культура, и можно уже с уверенностью сказать, вернулась. И как отец и мать мы должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Мы по-новому относимся к русским тра...

Экспериментирование – как средство развития познавательных способностей детей

В экспериментальной деятельности позновательные способности ребёнка развиваются с помощью практических навыков, так как дети не только смотрят, слушают, но и сами делают. Уголок экспериментирования до...

Лепбук - как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно - воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно зан...

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.Цель:  1. Изучение нов...

Методическая разработка "Лепбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Статья посвящена созданию лэпбуков как новому средству познавательного развития детей дошкольного. Задания и занимательный материал по разным темам можно использовать как в совместной деятельнос...

Курбанова Н.Э. музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Лепбук как средство развития познавательной активности детей. Лепбук-Весна.

В связи с внедрением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Педагог должен проявлять мобильность.  Что же такое лепбук. Лэпбук (la...

Методическая разработка.«Лепбук – как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие пред...