Экосистема дошкольного образования.
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Стандарт дошкольного образования – это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками» А. Г. Асмолов.
2017 год в России объявлен годом экологии. Президент России В. В.Путин в своем указе в качестве цели проведения экологических мероприятий поставил следующее: «…привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности постановляю».
Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Г. А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет, поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение». Функции экологического воспитания и образования заложены в современных образовательных стандартах РФ. В педагогической литературе можно встретить множество определений понятия «образование». Поэтому во избежание разночтений вспомним, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» (2014 г.) образование рассматривается как единый процесс воспитания и обучения. В этом случае экологическое образование включает в себя экологическое воспитание и экологическое обучение. В ФГОС ДО одна из задач сформулирована следующим образом: «…развитие эмоционально-ценностного восприятия мира природы». Эта задача реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем-то ценном, т. е. здесь должны присутствовать и элементы экологического обучения. Под экологическим обучением понимаем формирование у детей экологических представлений, соответствующих умений, способов действий, под экологическим воспитанием — формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений.
Формулировка цели и задач во многом определяет и содержание экологического образования дошкольников. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И. Д. Зверев, до настоящего времени «…нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И. Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний, умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Т. о. цель экологического образования — формирование у всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) основ экологической культуры, базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. И. Д. Зверев подчёркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются:
- обучения: овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества, человека и формирование практических умений по разрешению экологических проблем (повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения);
- воспитания: ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды (воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение; обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья);
- развития: способности анализировать экологические ситуации, оценивать эстетическое состояние среды (развитие чувства эмпатии к объектам природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности).
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитии».Мы осуществляли свою работу поэтапно: 1 этап - повышение компетентности педагогических кадров, т. к. главной фигурой экологического воспитания детей является воспитатель, осознанный характер его действий и творческий поиск оптимальных условий для педагогического процесса; 2 этап - непосредственный контакт с природным объектом (чувствование, задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту, ориентировка (сбор информации, расширение опыта экологического поведения в природе; 3 этап - эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников; 4 этап - внедрение полного цикла экологического воспитания во все элементы образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Мы изучили методическую литературу по экологическому воспитанию и образованию дошкольников: С. А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»; М. М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»; Технология Н. Н. Кондратьевой - «Мы»; Н. А. Рыжова - «Наш дом природа»; Л. Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»; З. Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»; П. Г. Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию».
Итак, понятие «экология»включает две составляющие: природу как биологические объекты, как природную среду и связи между ними. Следовательно, подготовка дошкольникак последующему полноценному освоению экологических знаний включает:
- формирование у детей представлений об объектах экологического взаимодействия - объектах природы, и в первую очередь о растениях и животных (а это естествознание);
- формирование представлений о связях, не подразделяя их пока на связи природные, экологические или иные.
Свою работу по экологическому образованиюдетей мы осуществляли по следующим направлениям:
- развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание воли;
- формирование потребностей, мотивов, установок личности, ценностных ориентации, направленных на субъектное восприятие объектов природы;
- формирование личностно значимых целей экологической деятельности.
- работа с детьми, в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;
- работа с родителями по экологическому образованию детей, выявление образовательного уровня родителей (психологическое состояние семьи, ее микроклимат) и использование традиционных форм - родительские собрания, консультации, беседы, конференции и нетрадиционных - деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии.
Осуществляя экологическое образование в ДОУ, необходимо учитывать возрастные особенности отношения дошкольников к природе. Для каждой ступени образования выделяются ведущие виды и способы деятельности, выполнение которой формирует центральные психологические новообразования. Каждый из названных видов деятельности дошкольника может и должен быть введен в структуру «экологического образования». Для дошкольников такой ведущей деятельностью является игра.В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
1. Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.
2. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.
3. Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.
4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Технологии формирования экологического сознания дошкольников:
- в процессе наблюдений, экспериментирования, коллекционирования, моделирования, чтения художественной литературы, игры, труда и т. д. сознание ребенка обогащается запасом конкретных представлений о природе, об ответственности человека за ее состояние;
- обучение строится на основе образного видения и практического освоения мира природы и требует от ребенка способности фантазировать, чувствовать, а не только мыслить. Душевное «переживание» обеспечивает осмысление ребенком полученной информации и формирование его отношения к миру;
- ведущее значение в развитии экологической культуры ребенка отводится отношенческому компоненту, т. к. экологическое отношение к природе является компонентом экологической культуры и является интегративным.
В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, и др. 2015г., которой мы так же руководствуемся,предлагается использовать следующие формы работы с детьми по экологии:
- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
- создание ситуаций - педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
- изготовление пособий для игр, познавательно-исследовательской деятельности; предметов для личного пользования; украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; создание макетов, коллекций и их оформление;
- целевые прогулки проводятся за пределами ДОУ, вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу;
- экскурсии средство интеграции естественнонаучных знаний, отражают идею единства природы и позволяют создать целостное представление о ней;
- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
- оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно- прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр. ; тематических выставок детского творчества, уголков природы;
- викторины, сочинение загадок
- музыкально-театрализованная деятельность, инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера, с использованием музыки;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр., произведений народного искусства, обсуждение средств выразительности; и т. д.
Особую роль отводили непрерывной образовательной деятельности (занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Полученные представления детей о природе на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы в повседневной жизни.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование;
- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей;
- возможность самовыражения детей;
- наличие полифункциональных предметов, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
На дошкольном этапе самое главное в процессе экологического образования, чтобы общение детей с природой было радостным, развивались их личностные качества, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы., склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире., элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами. Т. о., созданная нами система и экологизация всего образовательного процесса, позволили интегрированно решать задачи экологического образования детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экосистема дошкольного образования
В презентации представлена экосистема дошкольного образования в целом, процесс развития экосистемы. А также показаны основные моменты экологического воспитания дошкольников....
Доклад на тему: «Экосистема дошкольного образования»
В настоящее время в системе дошкольного образования особенно остро рассматривается проблема экологического образования дошкольников. Занимаясь экологическим образованием и воспитанием детей, я столкну...
Доклад "Экосистема дошкольного образования"
Дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования. У дошкольников очень развит познавательный интерес, в частности к природе, поэтому элементарные экологические знания полученные де...
Презентация к докладу "Экосистема дошкольного образования"
Презентация к докладу "Экосистема дошкольного образования"...
доклад "Экосистема дошкольного образования"
Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.Сухомлинский В.А...
доклад "Экосистема дошкольного образования"
Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.Сухомлинский В.А...
Экосистема дошкольного образования
Экосистема дошкольного образования...