Доклад на тему: «Экосистема дошкольного образования»
консультация на тему
В настоящее время в системе дошкольного образования особенно остро рассматривается проблема экологического образования дошкольников. Занимаясь экологическим образованием и воспитанием детей, я столкнулась с рядом терминов. Наиболее значимыми для темы моего доклада являются термины «Экология», «Экосистема», «Экологическая культура».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekosistema_dou.docx | 23.3 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 84 города Ельца «Радуга»
Доклад на тему:
«Экосистема дошкольного образования»
Подготовила воспитатель
Стягова Л.В.
2017 г.
В настоящее время в системе дошкольного образования особенно остро рассматривается проблема экологического образования дошкольников. Занимаясь экологическим образованием и воспитанием детей, я столкнулась с рядом терминов. Наиболее значимыми для темы моего доклада являются термины «Экология», «Экосистема», «Экологическая культура».
В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука).
Экосистема, по мнению А. Тэнсли, «это устойчивое сообщество живых организмов и его среда обитания, которые тесно связаны между собой. Экосистема — понятие довольно широкое и применимое как к естественным (например, тундра, океан), так и к искусственным комплексам (например, аквариум, квартира, детский сад, школа и др.)».
Наиболее близким мне понятием «Экологическая культура» является определение В.А. Ясвина, который рассматривает экологическую культуру, как «способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности».
Детский сад – это экосистема, составляющими которой являются растения и животные. В нашей группе представлен большой выбор комнатных растений, фикус, рэо, герань, фиалки, цикламен, которые выполняют эстетическую и гигиеническую роль в экологическом образовании дошкольников.
Ниже я приведу краткую характеристику каждого из них.
Рэо - забавное растение, которое англичане называют «люлькой Моисея»: его белые цветочки, выглядывающие из лодочки-прицветника, действительно похожи на голову запеленутого младенца. Рэо неприхотлив, предпочитает яркий рассеянный свет или полутень. Полив летом - умеренный, мягкой водой комнатной температуры, зимой - ограниченный.
Размножается боковыми побегами, черенками или семенами - все способы одинаково просты и, как правило, эффективны.
Фикус — вечнозеленое дерево, относящееся к семейству тутовых. Летом растение нуждается в обильном поливе, зимой полив следует сократить. В теплое время года листья и воздух в комнате необходимо регулярно опрыскивать. Подкармливать растение следует один раз в месяц минеральными удобрениями. Пересаживать фикус рекомендуется не чаще одного раза в два года в почвенную смесь, состоящую из двух частей дерновой, двух частей листовой, двух частей перегнойной земли и одной части песка. Большой вред растению наносят щитовки и паутинные клещики. Избыток влаги, нехватка освещения, а также сквозняки могут стать причиной пожелтения или опадания листьев.
Герань обладает уникальными лечебными свойствами. Это комнатное растение-целитель, замечательный антисептик, отличное противогрибковое средство. Ароматическая подушечка из листьев пеларгонии снимает нервное напряжение, избавляет от стрессов, эффективна при бессоннице. Семейство Гераниевые, род Пеларгония
Растение располагают в проветриваемом и светлом месте. Оптимальная температура в весенне-летний период - 21º-24º. Следует избегать сквозняков. Летом можно выносить на балкон. В осенне-зимний период предпочтительнее солнце и температура не менее 7º-10º.
Поливают обильно, по мере подсыхания почвы. С апреля по сентябрь подкармливают жидким удобрением, которое добавляют в воду для полива каждые 2-3 недели. В опрыскивании не нуждается. Зимой полив сокращают. Пересаживают ежегодно весной. Поражает листовая тля, паутинный клещик и белокрылка. При излишней увлажненности могут загнить корни.
Сенполия, или узамбарская фиалка, относится к семейству геснериевых, произрастает в тропических районах Восточной Африки. Цветки небольшие, белой, розовой, фиолетовой или синей окраски. Цветение продолжается в течение всего года.
Рекомендуется устанавливать горшок с растением у окна, выходящего на южную сторону. Температура в комнате должна быть умеренной. Летом следует выносить сенполию на свежий воздух и притенять от прямых солнечных лучей. Сенполию следует поливать умеренно в течение всего года. Воду нужно лить осторожно под корень, стараясь не попадать на молодые листья, растущие в центре розетки. Воду, просачивающуюся в поддон, необходимо сливать.
В летний период следует один раз в месяц вносить в почву минеральные удобрения. Почва для посадки должна быть рыхлой, хорошо пропускать воздух и впитывать воду. Лучше всего использовать смесь, состоящую из четырех частей листовой, двух частей хвойной, одной части дерновой земли, четырех частей древесного угля и двух частей крупного песка. Некоторые цветоводы добавляют небольшое количество доломитовой и костной муки.
К основным заболеваниям относится серая гниль, поражающая листья, и черная ножка. Растению необходим регулярный профилактический осмотр.
Цикламен, или альпийская фиалка, — многолетнее травянистое растение, представитель семейства первоцветных. Цикламен европейский — растение с сердцевидными листьями, которые располагаются на длинных черешках розового или красновато-розового цвета. Листья сверху серебристые, снизу — темно-красные. Цветки розово-пурпурные, располагаются на длинных цветоносах. Распускаются в конце октября — начале ноября.
В зимнее время цикламен рекомендуется размещать в прохладном, светлом месте, например у окна, выходящего на юго-восток или юго-запад. Температура в помещении должна быть 13—16 °С. После отмирания листьев емкость с клубнями необходимо перенести в темное помещение.
В период цветения растение следует регулярно поливать отстоявшейся водой комнатной температуры. Однако попадание воды на клубень или листья плохо отражается на растении, поэтому лучше всего наливать воду в поддон. Два раза в месяц необходимо вносить в почву минеральные удобрения.
В конце лета растение рекомендуется пересаживать в свежую питательную смесь, оставляя на поверхности верхнюю часть клубня.
Почва для пересадки растения должна состоять из двух частей дерновой, двух частей листовой земли и одной части песка.
Вредителями цикламена являются трипсы. Попадание воды на листья может привести к возникновению мучнистой росы. При высокой влажности воздуха в комнате на листьях развивается серая гниль.
На мой взгляд, огромное образовательное и воспитательное значение имеет также наличие деревьев, кустарников, цветников, плодово-ягодных насаждений на участках детского сада. Наш детский сад отличается многообразием деревьев (тополь, берёза, каштан, яблоня, груша, рябина) и кустарников (сирень, кизил, жасмин). На цветнике нашего участка «обитают» насторция, питунья, календула, бархотки, хризантемы, сальвия. Встречаются на участке птицы (синицы, снегири, воробьи, голуби, дятел) и насекомые (бабочки, муравьи, солдатики, осы, гусеницы). В летнее время на территории детского сада я совместно с другими воспитателями «разбиваю» огород, на котором растут овощи (кабачки, помидоры, огурцы) и зелень.
Я считаю, что красиво оформленный участок, правильно подобранные декоративные растения имеют большое значение для эстетического воспитания детей, так как он является местом для прогулок, игр, наблюдений.
Свою работу по экологическому образованию детей я осуществляю по двум основным направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Работа с детьми проводится в группе и на участке, а также вне детского сада. Приобщение детей к миру природы происходит на экологических занятиях, в ходе наблюдений за объектами живой природы, в процессе образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, на экскурсиях за территорию детского сада.
В работе с родителями большое внимание я уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, экскурсиям, экологическим викторинам, развлечениям), стараюсь делать акцент на экологическую культуру родителей. С этой целью мною разрабатываются рекомендации, направленные на создание условий приобщения детей к природе в семье, папки передвижки на экологическую тематику, консультации родителей по интересующим их вопросам экологического характера, привлекаю родителей к совместным конкурсам, выставкам, изготовлению поделок, созданию коллекций, гербариев, библиотеки, активно привлекаю родителей к оформлению участка.
Таким образом, участок детского сада – это маленькая часть большой экосистемы, в которой большую часть времени находится ребенок, красоту которой надо бережно охранять. Но к сожалению часто можно увидеть, как равнодушно родители наблюдают за тем как их дети срывают цветы с клумбы, ломают ветки деревьев, разбрасывают бытовой мусор. Именно поэтому в современном обществе так важно воспитание экологической культуры не только детей, но и их родителей, ведь люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наблюдение за цветами на нашей клумбе
Изучаем семена бархоток
Помощь воспитателю на цветнике
Цветник детского сада
Наш огород
Собираем урожай!
Мир природы на страницах книг!
Уход за групповыми цветами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экосистема дошкольного образования
В презентации представлена экосистема дошкольного образования в целом, процесс развития экосистемы. А также показаны основные моменты экологического воспитания дошкольников....
Доклад "Экосистема дошкольного образования"
Дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования. У дошкольников очень развит познавательный интерес, в частности к природе, поэтому элементарные экологические знания полученные де...
Презентация к докладу "Экосистема дошкольного образования"
Презентация к докладу "Экосистема дошкольного образования"...
доклад "Экосистема дошкольного образования"
Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.Сухомлинский В.А...
доклад "Экосистема дошкольного образования"
Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.Сухомлинский В.А...
Экосистема дошкольного образования
Экосистема дошкольного образования...
Доклад из опыта работы «Экосистема дошкольного образования»
Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том...