Проектная деятельность
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ристонен Любовь Михайловна

 "Мир вокруг нас"

Цель проекта: 

Информационно – практико – ориентированный.

Вид проекта:

Групповой

Цель проекта:        

Создание условий для развития элементарных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир вокруг нас»

1.  Беседа на тему: «Мир вокруг нас»

2.  Конкурс рисунков на тему: «Предметы, которые нас окружают»

3.  Конкурс поделок из природного и бросового материала «Чудеса вокруг нас»

4.  Чтение рассказов о природе и показ видеофильмов и мультфильмов

5.  Праздник «Чудеса на поляне»

План праздника

Вступление ведущего

Приглашение на полянки

Игры на полянках

Смена полянок

Приход Осени

Подарок Осени  «Танец с листочками»

Подарки Осени детям

Подарок для Осени «Огородная – хороводная»

Завершение праздника

Разработчик проекта: воспитатель Ристонен Л.М

Тип проекта:

Информационно – практико – ориентированный.

Вид проекта:

Групповой

Цель проекта:        

Создание условий для развития элементарных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.

Задачи проекта:

1.        Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.

2.        Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.

3.        Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

4.        Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.

5.        Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

6.        Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

Актуальность проекта

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди.

Выбор темы «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.

Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Методы обеспечения:

        Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.

        Проведение опытов (практических).

∙        Беседы (конструктивные).

Этапы осуществления проекта

1) Подготовительный этап:

         Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

         Диагностика.

         Отображение цели и задач проекта.

2) Реализация проекта:

        Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

        Практическая часть:

а) Занятия по экологическому воспитанию

б) Связь с другими видами деятельности:

o        Игровая

o        Продуктивная

o        Познавательно-исследовательская

o        Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

o        Учебная  речевое развитие, рисование, лепка)

o        Релаксация.

3) Заключительный этап:  

Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Механизм выполнения проекта

1.        Создание технической базы для детского экспериментирования.

2.        Составление плана

3.        Экспериментирование

4.        Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные.

5.        Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.

6.        Чтение художественной литературы, рассказов о природе  Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов, показ видеофильмов и мультфильмов.

7.        Конкурс рисунков на тему: « Предметы, которые нас окружают»

8.        Конкурс поделок из природного материала «Чудеса вокруг нас»

9.        Праздник «Чудеса на полянке»

10.        Экскурсии в парк.

11.        Беседы на тему : «Мир вокруг нас»

12.        Выпуск газеты по итогам предметной недели

Новизна разработки

 Главное достоинство проекта в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте учителя, воспитатели и дети выполняют  общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Ожидаемые результаты

Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества( рассказ, рисунок и т. п.).Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Приложение:

Праздник «Чудеса на полянке»

 Организационный момент

Выход классов из школы, построение

Ведущий

 Посмотри мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, река и трава,

Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и росы,

Человек и время года –

Это все вокруг природа

Сегодня мы с вами отправляемся в волшебное путешествие по волшебным полянкам

На каждой полянке вас ждут встречи со сказочными героями. Ну что отправляемся в путешествие?

Дети - Да

В гостях у Кикиморы

Кикимора

На полянку за  ягодами и грибами труден путь

По болоту через кочки –

Ты внимательнее будь.

Я Кикимора, живу на болоте. У меня здесь сыро, мокро, много лягушек, жаб,  пиявок и комаров.

Болото топкое, можно в нем и ноги промочить. А прейти болото можно только по кочкам, но очень осторожно. Через болото течет речка, перейти ее можно по мостику. Сможете на другой берег перебраться попадете на полянку с грибами.

Дети – Сможем

Дети выполняют задание

Кикимора – Молодцы! Справились с заданием. Проходите на другую полянку

В гостях у белочки

Белочка –

 Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

 Сушит на зиму грибы?

Дети – Белка

Вед - Вот вам белочка – резвушка,

                  Мы ее сказать попросим,

                  Как она встречает осень?

Белка – Да, я  делаю запасы на зиму, собираю орехи, сушу грибы. Я очень люблю собирать грибы , а Вы?

Дети – Да

Белочка - Помогите мне, пожалуйста, собрать грибы с полянки, посмотрите сколько их выросло

И на горке и под горкой,

Под березой, и под елкой, Хороводами и в ряд

 В шапках молодцы стоят.

Вед. – А мы Белочка знаем стихи про грибы

Под сосною у дорожки

Я стою среди травы

Ножка есть, но нет сапожек

Шляпка есть – нет головы

Я в красной шапочке расту под осиною,

меня узнаешь за версту, зовусь я (подосиновик)

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

вырос пестрый, как Петрушка ядовитый (мухомор)

Эти дружные ребята на пеньке растут в лесу.

Называют их…(опята)

Средь молодых сосенок в блестящей темной шапочке

 растет грибок (масленок)

Люблю я в разных шапках быть, то в желтой,

то в зеленоватой, то в красной или сероватой.

 Собирай не мешкай, это (сыроежки)

Серенькие шапки, рябенькие ножки.

 Под березкой растут. Как их зовут? (подберезовик)

А этот красавец на беленькой ножке.

 Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки (мухомор)

На толстой белой ножке коричневая шапка.

Наверняка любой грибник найти мечтает (боровик)

У него невзрачный вид, воланчик  на ножке его не украсил.

Ты не трогай этот гриб. Учти, он очень ядовит! Смотри, не бери его с  полянки! Его называют (бледной поганкой)

Дети собирают грибы

Белочка – Спасибо, собрали для белочки

Белые грибочки,

 Крепкие груздочки,

Подосиновики.

Вед – 

Белка спряталась в дупло

В нем и сухо и тепло

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год

В гостях у Медведя

Медведь прячется за дерево и кидается шишками

Вед. – Это, что еще за шутки?

Что за мусор к нам летит, кто же в нас швыряет шишки?

Появляется Медведь

Медведь –

 Брожу летом без дороги

  Среди сосен и берез,

 А зимой я сплю в берлоге,

 От мороза пряча нос.

Дети - Медведь

Медведь - Я Мишка косолапый, хозяин леса. Решил немного пошутить. Кто про меня стишок знает?

Дети –

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, в сумочку кладет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ,

Медведь – Ай да молодец. А кто поможет мне шишки собрать да в корзину сложить, зимой пригодятся.

Дети собирают шишки

Полянка с деревьями

Вед. – Осень, осыпается весь наш бурный сад

            Листья, пожелтевшие по ветру летят

Мы с вами оказались еще на одной волшебной полянке. Кто же нас здесь встречает?

Дерево – Меня весной и летом вы видели одетым

              А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Я – дерево,  вы меня узнали, только вот листочков на мне мало осталось. Посмотрите, какие деревья нас с вами окружают. Как они выглядят? Деревья все разные, но у них есть много общего ствол, ветки, листья, плоды.

Подойдите, потрогайте

Дерево – Кто знает стихи про деревья?

Дети -

 В белом сарафане

Стала на поляне

Летели синицы

Сели на косицы – береза

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил, и вырос

Стал высок я и могуч

 Не боюсь ни гроз, ни туч. – дуб

Стоит в белой одежке, свесив сережки (береза)

Ее в лесу найдешь - пойдем гулять и встретим

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем (ель)

 

Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке (сосна)

Стройная и прекрасная, на ней ягода красная  (рябина)

Богатырского сложения, он раскидист и высок/ Желуди на нем растут. Как его зовут?  (дуб)

Дерево – Отгадайте загадку:

            Летом вырастают,

                  Осенью опадают

Дети – Листья

Дерево – Давайте соберем их и отнесем к деревьям

Дети выполняют задание

Дерево – Молодцы!

Все участники прошли по всем полянкам

Вед. –

 Вот и осень наступила

Туча солнышко закрыла,

И над лесом, сделав круг

Птицы подались на юг.

С веток листья опадают

В щель букашки заползают

Осень улицей спешит,

 Красит все, не ленится

Под ногами весело шуршит

 Желтая метелица

Посмотрите, кто к нам идет?

   (Появляется осень)

Осень:

                   Унылая пора! Очей очарованье!

                   Приятна мне твоя прощальная краса –

                   Люблю я пышное природы увяданье,

                   В багрец и в золото одетые леса…

Осень: Здравствуйте ребята! Рада всех вас видеть!  

Я тут пряталась за деревьями и смотрела на вас. Молодцы и белочке грибы заготовили, и мишке собрали шишки, и деревья листочками укрыли, а уж какими ловкими оказались переходя по болоту.

Вед. – Осень, мы приготовили тебе подарок. Давайте ребята сыграем с Осенью в игру Листопад» Дети берут в руки листочки

                        (Проводится игра “Листопад”)

Мы - листочки, мы – листочки,          Ветер снова вдруг подул

Мы – осенние листочки.                     И листочки быстро сдул.  

Мы на веточках сидели.                      Все листочки полетели

Ветер дунул – полетели.                     И на землю тихо сели.

Мы летали, мы летали,

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Осень – Спасибо за игру. Есть и у меня для вас подарки. Яблочки с нового урожая – душистые, румяные. Кушайте на здоровье

Вед. – Спасибо за яблочки. Осень пора сбора урожая давайте дети споем нашу «Огородную – хороводную»

Во время игры дети читают стихи про овощи

Я веселый огурец

Я зеленый молодец

Без меня на грядке пусто

А зовут меня капуста

Без меня вы как без рук

В каждом блюде нужен лук

Любят дети с давних пор

 Вкусный сладкий помидор

Словно в старой сказке дед –

Репу вытащил на свет.

 Улыбнется нам она,

 Будто полная луна

Список литературы:

1.        Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.

2.        Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.

3.        Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.

4.        Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.

5.        Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.

6.        Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»  М., 2002 г.

7.        Журнал «Дошкольное воспитание».

8.        Журнал «Обруч».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...