Картотека опытов по теме «Я и моё тело» для детей старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)
картотека опытов по теме "Я и моё тело" расскажет вам о том, для чего человеку нужны две ноги, две руки, язык и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_po_teme_ya_i_moyo_telo_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов по теме «Я и моё тело» для детей старшего дошкольного возраста
Название | Цель | Материалы и оборудование | Ход опыта | Результат |
«Найди человечка» | Создание условий для знакомства со строением тела человека: туловище, ноги, руки, шея, голова. | Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек». | Предложить детям поиграть в игру «чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу). Дети по очереди выполняют задание и объясняют, как каждый из них узнал, что это человечек, и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.) | У человека есть руки, ноги, голова, а у животных – лапы, крылья, хвост. |
«Значение рук» | Создание условий для того, чтобы опытным путем показать детям значение рук для жизни человека. | Конфеты, предметы одежды | 1. Как можно есть конфету без рук – руки за спину, конфета на столе. Попробовать съесть конфету (вызвать 2-х детей). 2. Вызвать двух детей, один ребенок надевает вещь (брюки, свитер, сандалии и др.) при помощи обеих рук, а другой – при помощи одной руки.
| Руки важны в нашей жизни. Поэтому относиться к ним надо бережно и тренировать их силу. |
«Как передаются микробы от человека к человеку» | Создание условий для того, чтобы опытным путем показать детям как передаются микробы от человека к человеку | Гель для тела с блестками (тени) | Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. | Точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы. |
«Как микробы боятся мыла» | Создание условий для того, чтобы опытным путем детям значение гигиенических процедур. | Гель для тела с блестками (тени), мыло | Дети проходят в умывальную комнату и моют руки с мылом. После этого проверяется, остались ли блестки – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. | Важно соблюдать простые правила гигиены. Примечание: проводится сразу после опыта «Как передаются микробы от человека к человеку» |
«Значение локтевого сустава» | Создание условий для того, чтобы опытным путем показать значение локтевого сустава | Две тонкие дощечки 30-35см диной, 5-7см шириной, эластичный бинт или лента с липучкой – для фиксации локтевого сустава | Вызывается двое детей, у одного из них фиксируется локтевой сустав. Детям дается задание - поднести ложку ко рту, почесать ухо или погладить животик, надеть шапку, застегнуть пуговицу на рубашке и т.д. | Выполнить эти задания, если рука не сгибается, нельзя. |
«Найди пару» | Создание условий для определения на ощупь предметов, сделанных из разного материала | Пластины, обклеенные фольгой, фланелью, шелком, мехом, бархатной бумагой, металлические и деревянные пластины; платок | Перед детьми кладут пластины. Дети выбирают по одной пластине. После этого им завязывают глаза, а затем они по очереди ищут такую же (пару). | После проведения игры делается вывод: мы кожей почувствовали, из какого материала сделаны пластины. |
«Значение ног» | Создание условий для того, чтобы опытным путем показать детям значение ног для жизни человека. | Игрушки, лента или тесьма. | Упражнения выполняется в парах: 1. Подойти к столу, взять игрушку. А если нет ног? Как можно подойти к столу? Эксперимент – со связанными ногами попробовать добраться до стола. 2. Один ребенок идет к цели на двух ногах, другой – на одной ноге (вторую подгибает). Затем дети меняются ролями. По окончании выполнения задания они делятся своими ощущениями, отмечают трудности | Человеку необходима пара ног. |
«Я назову, а ты покажи» | Создание условий для того, чтобы опытным путем показать значение глаз для жизни человека | Два одинаковых набора предметов, платок | Опыт проводится в парах, одному из детей завязываются глаза. На два стола выставляются два одинаковых набора предметов (например, красный и синий кубики, пирамидки, игрушечные чашки и тарелки, цветные карандаши и т.д.), по заданию взрослого дети должны показать определенный предмет. Проверяется правильность выполнения задания. | Когда глаза завязаны, задание выполнить нельзя. Примечание: если ребенок выбрал предмет правильно, задается вопрос: как ты смог выполнить задание, ведь ты не видел игрушку? (на ощупь, с помощью рук) |
«Слышу – не слышу» | Создание условий для того, чтобы опытным путем показать детям роль уха в улавливании и различении различных звуков | Вата | Взрослый встает за спиной ребенка на расстоянии 2 – 3м, произносит различные слова, причем каждое последующее слово надо произносить более тихим голосом. Сначала закрыть ватным тампоном одно ухо ребенка. Повторить опыт. Затем закрыть ватным тампоном оба уха ребенка. Повторить опыт. После этого попросить ребенка рассказать о своих ощущениях, чтобы он объяснил, когда было слышно хорошо, когда хуже, когда вообще не было ничего слышно и почему. | Одно ухо хорошо, а два лучше. |
«Что звучит?» | Создание условий для того, чтобы научить определять по издаваемому звуку предмет. | Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан. | За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки. Затем ширма убирается, и дети рассматривают предметы, которые находились за ней. | Сложно узнать предмет по звуку когда его не видишь. |
«Музыка или шум?» | Создание условий для того, чтобы научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки | Металлофон, деревянные ложки, дудочка, бубен, кубики, целлофановый пакет, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и т.д.) | Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые), извлекают из них несколько звуков, вслушиваются. Выясняют, какие из них могут издавать музыку, а какие – шум. Затем рассматривают коробочки со «звуками», дети извлекают звуки из каждой, определяют, одинаковые ли будут звуки и почему; стараются запомнить их шум. Затем все предметы прячутся за ширму, из них по очереди извлекаются звуки. Дети угадывают что звучит. | Есть звуки музыкальные, а есть - шумовые |
«Умный нос» | Создание условий для того, чтобы определять по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа. | Платок, продукты с характерным запахом (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, чеснок, лук и др.), цветок, флакон из-под духов, «киндерсюрпризные емкости», картинки с изображением предметов | Взрослый вызывает к себе по очереди нескольких детей, завязывает им глаза и просит определить по запаху, что он к ним подносит, нужно определить, что в «киндерсюрпризе», и найти соответствующую картинку. | Ребенок поясняет, как он определил, что перед ним. |
«Значение носа для речи» | Создание условий для того, чтобы опытным путем показать детям значение носа для речи. | Взрослый просит ребенка закрыть нос и сказать какое-нибудь слово. | Звуки изменяются, становятся нечеткими. | |
«Язычок-помощник» | Создание условий для определения значения языка. | Платок, набор продуктов питания (кусочки фруктов и овощей, хлеба, шоколада и др.), тарелки, шпажки (зубочистки) | Взрослый вызывает нескольких детей, завязывает глаза, и предлагает определить разные продукты по вкусу. Для этого необходимо приготовить маленькие кусочки пищи, взрослый просит ребенка попробовать кусочек и ответить на вопросы: | Язык помогает определить вкус пищи (горькая, сладкая, кислая или соленая) |
«Что мы чувствуем кожей?» | Создание условий для знакомства детей с осязательной функцией кожи. | Набор предметов - кусочек меха, перышко, металлическая ложка и др. | Взрослый завязывает ребенку глаза, дотрагивается до ребенка разными предметами или оказывает механические воздействия. Затем просит ребенка рассказать, что он чувствует (ложка будет холодная, кусочек меха мягкий и т.д.) и определить с закрытыми глазами, какие механические воздействия на него оказываются (щекочут, гладят, надавливают и т.д.) | Кожей мы ощущаем (холодное, теплое, мягкое, колючее, гладят, давят, щекочут). |
«Какая вода в стакане?» | Создание условий для того, чтобы опытным путем показать значение тактильных ощущений. | Три емкости с водой разной температуры | На столике перед детьми стоят три прозрачных стакана с водой. Взрослый сообщает детям, что вода в стаканах разная по температуре – холодная, теплая и горячая. Вызывает одного ребенка, просит узнать (на расстоянии, не трогая рукой, не прикасаясь), какая вода в первом стакане: горячая, теплая или холодная, затем во втором, в третьем. Выслушав предположения, предлагает проверить их - потрогать стаканы рукой, сравнить ответы. | Температуру мы можем ощущать только при прикосновении |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"...
Конспек занятия по формированию привычки к здоровому образу жизни "Поговорим о нашем теле" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по формированию привычки к ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».
Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка по познавательному развитию «Части тела» для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка по познавательному развитию «Части тела» для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка дидактической игры «Все части тела важны, все человеку нужны» по теме «Человек: части тела, внутренние органы» для детей старшего дошкольного возраста
Вид игры: Дидактическая настольная игра на тему «Человек: части тела, внутренние органы » Педагогическая актуальность. ...
Методическая разработка «Комплекс упражнений, способствующий общему укреплению мышц тела у детей старшего дошкольного возраста»
Данный комплекс упражнений способствует: Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни; основных физических качеств и повышение физической подготовленности; грамотному построению структуры з...
Картотека опытов на тему: "Я и моё тело" для детей старшего дошкольного возраста
Картотека опытов на тему: "Я и моё тело" для детей старшего дошкольного возраста...