Проект "Юный исследователь"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект "Юный исследователь" - это опытно - экспериментальная  работа с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект для детей старшей группы 24.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Опытно – исследовательская деятельность в старшей группе

Тема: Юный исследователь.

Исполнители: воспитатели, родители, дети.

Продолжительность: долгосрочный (октябрь – апрель)

Раздел программы: развитие сенсорной культуры (ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует).

Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе – образовательная область «Познание».

Тематическое поле: окружающий мир, мир природы, рукотворный мир.

Актуальность.

Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Опытно - экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.

Формы и методы организации проекта.

Экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, познавательное чтение, наблюдения, конкурсы, викторины.

Цель.

Развивать у детей познавательный интерес , наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.

Задачи.

Обучающие:

         - расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

           Развивающие:

-  развитие понимания взаимосвязей в природе;

- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

ЭТАПЫ РЕАЛИАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ . Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды, разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ. Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.

4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ. Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.

Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно-экспериментальной деятельности.

Октябрь. Раздел «Под нашими ногами»

Экспериментирование с почвой.

Экспериментирование на прогулки

Выявить отношение родителей к исследовательской активности детей

Опыт: раздели слои почвы. Вывод: почва состоит из крошечных кусочков разрушенных или стершихся камней, перемешанных с остатками умерших растений.

2.Тема: песок, глина – наши помощники. Песочные часы. Цель: уточнить представления о свойствах песка и

глины познакомить с песочными часами.

Экспериментирование с песком и глиной.

Экспериментирование на прогулке.

Дети называют сходства и различия между песком и глиной.

Вывод: песок сыпется, а глина нет.песок может двигаться

3. Тема: Сталактиты и сталагмиты. Цель: выяснить, что такое кристаллы.

Опыт: вырасти кристалл. Дети называют различия между сталактитами и сталагмитами. Вывод: Кристаллы состоят из воды и растворенных в ней минералов.

4. Тема: Подземные обитатели. Цель: узнать, кто живет под землей.

Наблюдение.

Дети называют подземных жителей. Вывод: многие животные обитают под землей или строят там свои дома.

Ноябрь Раздел «Мое тело»

Конструирования. Дидактическая игра.

Привлекать родителей к пополнению наглядных материалов.

Дети называют части тела и органы. Вывод: все части тела и органы выполняют различные функции.

2. Тема: история жизни. Цель: узнать, как мы появляемся на свет, взрослеем, вырастаем и стареем.

3. Тема: функции тела. Цель: выяснить, какие функции выполняют наши системы органов.

Игра.

Дети называют функции нашего тела. Вывод: для жизни человека важно, чтобы все органы работали правильно.

4. Тема: чувства. Цель: познакомить с органами чувств и их функциями.

Дидактическая игра

Экспериментирование

Опыт: «Узнай на вкус».

Привлекать родителей к пополнению уголка музыкальными инструментами

Дети называют функции органов чувств. Вывод: все органы чувств взаимосвязаны и выполняют необходимые для жизнедеятельности функции.

декабрь Раздел: «Мир предметов»

1.Тема: мир ткани.

Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Экспериментирование с предметами

Конструирование

Дидактическая игра

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»

Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду.

2.Тема: мир бумаги.

Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная), формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.

Экспериментирование с предметами

Беседа

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Бумажная страна»

Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее.

Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить.

3.Тема: путешествие в мир стеклянных вещей. Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы.

Памятка «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется.

4.Тема: металл и пластмасса. Цель: помочь определить свойства металла и пластмассы, изделий из металла и пластмассы.

Экспериментирование с предметами

Опыт: «Тонет, не тонет».

Вывод: металлические предметы тяжелые, а пластмассовые легкие.

январь Раздел: «Вода – источник жизни».

Образовательная ситуация Экспериментирование с водой

Опыты: «Испарение», «Растворение».

Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.

Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.

2.Тема: дождь, снег, град. Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха, выявить свойства снега

Опыты со снегом

Наблюдение на прогулке

Экспериментирование с водой

Опыты: «Замерзает, тает», «Фильтрование».

Дидактическая игра

Словесная игра

Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой

Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед, снег бывает мокрый, липки, рассыпчатый.

3.Тема: Кто живет в воде? Цель: закрепить знания детей о представителях водных животных, о значении воды в нашей жизни, в каком виде существует вода в окружающей среде

Наблюдение за рыбами в аквариуме Дидактическая игра

Беседа:«Как организовать игры с водой».

Дети наблюдают за процессом испарения воды Вывод: вода быстрее испаряется в тепле, процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

4.Тема: путешествие капельки. Цель: формировать представления о круговороте воды в природе.

Экспериментирование с водой

Чтение художественной литературы

Опыты: «Туча», «Дождь».

Выводы: вода, испаряясь с поверхности водоемов, собирается в тучу, идет дождь (снег) и вода опять попадает в водоем.

февраль Раздел: «Растения»

Наблюдение за жизнью растений Образовательная ситуация

Опыт: «Движение воды по растению».

Рассматривание схемы строения растения. Опыты: движение воды по растению, испарение воды. Вывод: растение дышит, питается, размножается.

2.Тема: как они живут? Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения и выявить значение тепла, влаги и света для роста растений.

Наблюдение за жизнью растений

Опыты: «Колпак», «Лабиринт».

Дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя растениями, одно из которых находится на свету и поливается, другое - без воды на свету, а третья – без воды и света. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте, растение без воды жить не может.

3.Тема: всех форм и размеров. Цель: Знакомить с разнообразием растительного мира.

Наблюдение за жизнью растений

4.Тема: вершки – корешки. Цель: Выяснить, что раньше появляется из семян, закрепить знания об овощах.

Наблюдение за жизнью растений Подвижная игра Чтение художественной литературы

Замачиваем семена огурца, наблюдаем за их прорастанием, зарисовываем.

Выращиваем цветы мамам к празднику.

март Раздел: «Земля и космос».

1.Тема: этот удивительный воздух.

Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха, формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха

Экспериментирование с воздухом.

Наблюдение на прогулке за ветром.

Опыты: «Почему не тонет?», «Надуй шарик», «Буря в стакане».

Вывод: воздух может быть чистым и грязным

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.

Определить силу ветра с помощью флюгера.

2.Тема: световой луч.

Цель: формировать представление о том, сто свет – это поток световых лучей, продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности.

Экспериментирование с предметами

Игровая деятельность: «Театр теней».

Экспериментирование на прогулке

Домашнее задание - изготовление фигурок для теневого театра.

наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечером - от света фонарей.

предметы отражаются на гладкой, ровной блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение.

3.Тема: Термометр и температура.

Цель: Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре.

Экспериментирование с предметами

Выводы: температуру измеряют с помощью термометра.

4.Тема: виды электричества.

Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством, понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета.

Электричество

Опыты: «Веселая прическа», «Прилепи шарик».

Дидактическая игра

Беседа: «Соблюдение правил безопасности».

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Апрель

1.Тема: Магнит и его свойства.

Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках, выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание

Экспериментирование с предметами

Опыт: «Собери металлические предметы».

Чтение художественной литературы

Домашнее задание: Вырезать любых героев русских народных сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку.

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который взаимодействует с магнитом, а знаком

«-» - которые не взаимодействуют с магнитами.

Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов.

2.Тема: магнитные свойства Земли. Компас.

Цель: познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе, учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток.

Экспериментирование с предметами

Опыт на прогулке

Консультация: «Соблюдение правил безопасности».

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

3.Тема: на орбите.

Цель: установить, что удерживает спутники на орбите, развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Земля. Космос.

Опыт: «День - ночь».

Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия).

Вывод: когда предметы крутятся, они не падают

4.Презентация проекта «Юный исследователь».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для детей:

- расширение перспектив поисково- познавательной деятельности;

- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

- повышения теоретического опыта и профессионализма;

- внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

Для родителей:

- повышение уровня экологического сознания;

- расширение опыта взаимодействия с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...