Проект "Юный исследователь"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект "Юный исследователь" - это опытно - экспериментальная работа с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект для детей старшей группы | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Опытно – исследовательская деятельность в старшей группе
Тема: Юный исследователь.
Исполнители: воспитатели, родители, дети.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь – апрель)
Раздел программы: развитие сенсорной культуры (ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует).
Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе – образовательная область «Познание».
Тематическое поле: окружающий мир, мир природы, рукотворный мир.
Актуальность.
Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Опытно - экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.
Формы и методы организации проекта.
Экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, познавательное чтение, наблюдения, конкурсы, викторины.
Цель.
Развивать у детей познавательный интерес , наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.
Задачи.
Обучающие:
- расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
Развивающие:
- развитие понимания взаимосвязей в природе;
- развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
ЭТАПЫ РЕАЛИАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ . Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды, разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ. Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.
4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ. Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.
Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно-экспериментальной деятельности.
Октябрь. Раздел «Под нашими ногами»
Экспериментирование с почвой.
Экспериментирование на прогулки
Выявить отношение родителей к исследовательской активности детей
Опыт: раздели слои почвы. Вывод: почва состоит из крошечных кусочков разрушенных или стершихся камней, перемешанных с остатками умерших растений.
2.Тема: песок, глина – наши помощники. Песочные часы. Цель: уточнить представления о свойствах песка и
глины познакомить с песочными часами.
Экспериментирование с песком и глиной.
Экспериментирование на прогулке.
Дети называют сходства и различия между песком и глиной.
Вывод: песок сыпется, а глина нет.песок может двигаться
3. Тема: Сталактиты и сталагмиты. Цель: выяснить, что такое кристаллы.
Опыт: вырасти кристалл. Дети называют различия между сталактитами и сталагмитами. Вывод: Кристаллы состоят из воды и растворенных в ней минералов.
4. Тема: Подземные обитатели. Цель: узнать, кто живет под землей.
Наблюдение.
Дети называют подземных жителей. Вывод: многие животные обитают под землей или строят там свои дома.
Ноябрь Раздел «Мое тело»
Конструирования. Дидактическая игра.
Привлекать родителей к пополнению наглядных материалов.
Дети называют части тела и органы. Вывод: все части тела и органы выполняют различные функции.
2. Тема: история жизни. Цель: узнать, как мы появляемся на свет, взрослеем, вырастаем и стареем.
3. Тема: функции тела. Цель: выяснить, какие функции выполняют наши системы органов.
Игра.
Дети называют функции нашего тела. Вывод: для жизни человека важно, чтобы все органы работали правильно.
4. Тема: чувства. Цель: познакомить с органами чувств и их функциями.
Дидактическая игра
Экспериментирование
Опыт: «Узнай на вкус».
Привлекать родителей к пополнению уголка музыкальными инструментами
Дети называют функции органов чувств. Вывод: все органы чувств взаимосвязаны и выполняют необходимые для жизнедеятельности функции.
декабрь Раздел: «Мир предметов»
1.Тема: мир ткани.
Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.
Экспериментирование с предметами
Конструирование
Дидактическая игра
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»
Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду.
2.Тема: мир бумаги.
Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная), формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги.
Экспериментирование с предметами
Беседа
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Бумажная страна»
Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее.
Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить.
3.Тема: путешествие в мир стеклянных вещей. Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из которого делают предметы.
Памятка «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»
Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется.
4.Тема: металл и пластмасса. Цель: помочь определить свойства металла и пластмассы, изделий из металла и пластмассы.
Экспериментирование с предметами
Опыт: «Тонет, не тонет».
Вывод: металлические предметы тяжелые, а пластмассовые легкие.
январь Раздел: «Вода – источник жизни».
Образовательная ситуация Экспериментирование с водой
Опыты: «Испарение», «Растворение».
Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.
Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.
2.Тема: дождь, снег, град. Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха, выявить свойства снега
Опыты со снегом
Наблюдение на прогулке
Экспериментирование с водой
Опыты: «Замерзает, тает», «Фильтрование».
Дидактическая игра
Словесная игра
Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой
Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед, снег бывает мокрый, липки, рассыпчатый.
3.Тема: Кто живет в воде? Цель: закрепить знания детей о представителях водных животных, о значении воды в нашей жизни, в каком виде существует вода в окружающей среде
Наблюдение за рыбами в аквариуме Дидактическая игра
Беседа:«Как организовать игры с водой».
Дети наблюдают за процессом испарения воды Вывод: вода быстрее испаряется в тепле, процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
4.Тема: путешествие капельки. Цель: формировать представления о круговороте воды в природе.
Экспериментирование с водой
Чтение художественной литературы
Опыты: «Туча», «Дождь».
Выводы: вода, испаряясь с поверхности водоемов, собирается в тучу, идет дождь (снег) и вода опять попадает в водоем.
февраль Раздел: «Растения»
Наблюдение за жизнью растений Образовательная ситуация
Опыт: «Движение воды по растению».
Рассматривание схемы строения растения. Опыты: движение воды по растению, испарение воды. Вывод: растение дышит, питается, размножается.
2.Тема: как они живут? Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения и выявить значение тепла, влаги и света для роста растений.
Наблюдение за жизнью растений
Опыты: «Колпак», «Лабиринт».
Дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя растениями, одно из которых находится на свету и поливается, другое - без воды на свету, а третья – без воды и света. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте, растение без воды жить не может.
3.Тема: всех форм и размеров. Цель: Знакомить с разнообразием растительного мира.
Наблюдение за жизнью растений
4.Тема: вершки – корешки. Цель: Выяснить, что раньше появляется из семян, закрепить знания об овощах.
Наблюдение за жизнью растений Подвижная игра Чтение художественной литературы
Замачиваем семена огурца, наблюдаем за их прорастанием, зарисовываем.
Выращиваем цветы мамам к празднику.
март Раздел: «Земля и космос».
1.Тема: этот удивительный воздух.
Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха, формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха
Экспериментирование с воздухом.
Наблюдение на прогулке за ветром.
Опыты: «Почему не тонет?», «Надуй шарик», «Буря в стакане».
Вывод: воздух может быть чистым и грязным
Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.
Определить силу ветра с помощью флюгера.
2.Тема: световой луч.
Цель: формировать представление о том, сто свет – это поток световых лучей, продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности.
Экспериментирование с предметами
Игровая деятельность: «Театр теней».
Экспериментирование на прогулке
Домашнее задание - изготовление фигурок для теневого театра.
наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечером - от света фонарей.
предметы отражаются на гладкой, ровной блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение.
3.Тема: Термометр и температура.
Цель: Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре.
Экспериментирование с предметами
Выводы: температуру измеряют с помощью термометра.
4.Тема: виды электричества.
Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством, понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета.
Электричество
Опыты: «Веселая прическа», «Прилепи шарик».
Дидактическая игра
Беседа: «Соблюдение правил безопасности».
Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
Апрель
1.Тема: Магнит и его свойства.
Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках, выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание
Экспериментирование с предметами
Опыт: «Собери металлические предметы».
Чтение художественной литературы
Домашнее задание: Вырезать любых героев русских народных сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку.
Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет, который взаимодействует с магнитом, а знаком
«-» - которые не взаимодействуют с магнитами.
Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов.
2.Тема: магнитные свойства Земли. Компас.
Цель: познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе, учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток.
Экспериментирование с предметами
Опыт на прогулке
Консультация: «Соблюдение правил безопасности».
Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.
3.Тема: на орбите.
Цель: установить, что удерживает спутники на орбите, развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.
Земля. Космос.
Опыт: «День - ночь».
Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории (модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия).
Вывод: когда предметы крутятся, они не падают
4.Презентация проекта «Юный исследователь».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для детей:
- расширение перспектив поисково- познавательной деятельности;
- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагогов:
- повышения теоретического опыта и профессионализма;
- внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей:
- повышение уровня экологического сознания;
- расширение опыта взаимодействия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...