Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Коренные жители Кузбасса" (материал взят из интернета)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Фёдоровна Игнатенко

«Коренные жители Кузбасса»

 

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста

 

Цель: Знакомство детей с коренными  жителями Кузбасса (телеуты, шорцы); с историей жизни их традициями, обычаями, обрядами и особенностями проживания.

Задачи:

Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом;

Воспитывать в детях заботливое отношение друг к другу, независимо от национальности.

Оборудование: карта мира и  Кузбасса, указка; картинки для выставки; фломастеры; раскраска.

 

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей в круг радости.

Сколько добрых лиц вокруг

Приглашаю я всех в круг.

Давайте за руки возьмем,

Слова любви произнесем.

Дети: Любим, любим всех вокруг,

Как хорошо, что рядом друг!

Воспитатель: Посмотрите, как нас много в группе, и какие все мы разные. А что нас  объединяет? (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами ходим в один детский сад, в одну группу, живем в одном городе, области, стране. А кто может назвать, в какой области мы с вами живем? Город? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а скажите, мы живем в городе Топки,  и называют нас как? (ответы детей), мы живем в Кузбассе, и называют нас (ответы детей), мы живем в России, и называют нас (ответы детей)

А тех,  кто живет в Польше? Англии? В городах Москва? Новокузнецк? (ответы детей),

Что больше по площади, Кемеровская область или город Топки? Почему? Кемеровская область или Россия? (ответы детей),

Кто может показать размеры России?  Кемеровской области? (на карте).

Ребята, а вот если мы живем в России, обязательно ли мы все русские? (ответы детей),

Почему, какие еще национальности вы знаете? (ответы детей),

Существуют еще и малые народности. Народности, которые исчезают. Людей этих национальностей так мало, что скоро они совсем могут исчезнуть. В нашей области тоже есть такие народы это телеуты и  шорцы. Да, ребята, телеуты и шорцы являются коренными народами Кузбасса, они проживали здесь не одну сотню лет, сейчас же их численность заметно падает.

Воспитатель:   Ребята сегодня  предлагаю вам,  посетить интересную выставку, которая, поможет нам поближе познакомиться с коренными жителями Кузбасса.

Закройте глазки и повторяйте за мной:

Собрались скорее в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Открываем мы глаза

А у нас тут чудеса….

(Пока дети стоят в кругу, закрыв глаза,  убирается ширма, перед детьми предстает выставка.)

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами оказались в выставочном зале, который, называется «Коренные жители Кузбасса».

На юге нашей области есть красивейшее место Горная Шория, именно там, в лесах, по берегам горных рек встречались основные поселения этих народов, и название они получили созвучное – шорцы.

Телеуты не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам рек. Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения.

Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Шорцы занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей, а телеуты часто нападали и отбирали эти изделия.

Жили они в улусах – небольших селениях. Их женщины из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу(рассказ сопровождается демонстрацией картинок). Это совсем недавно телеуты и шорцы стали строить себе жилища из дерева, а ранее они ставили себе юрты, которые легко можно было переносить с места на место (демонстрация картинки). Сейчас эти народы живут так же, как и мы с вами, но они очень ценят свои традиции и обычаи. Они отмечают праздники так же, как и раньше, умеют строить юрты, и так же, как и раньше, большое значение для этих народов имеет шаман – очень уважаемый человек в селении. Это был и врач, и советчик, и мудрец, и провидец, и бюро погоды, а также волшебник. Он мог и наказать, и похвалить. Шаманами были не только мужчины, но и женщины. Сейчас на различных национальных праздниках шаман, как и прежде, входит в свои обязанности. Обязательным атрибутом шамана был бубен, а так же такой музыкальный инструмент, как комус (показать картинку комус).

    Воспитатель: Ребята, как и у нас с вами есть любимые игры, так и у шорцев и телеутов есть национальная игра «Рыбаки» и  я предлагаю вам сыграть. (игра повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Давайте рассмотрим, как  красиво и интересно одеты девушки и парни. (показ картинки). На девушке кунёк – рубаха синего цвета длиною до пят, на груди мелкие застёгивающиеся пуговицы. Полы обшиты лентами из чёрной ткани. На груди халата с подкладом украшения из ряда пуговец – раковин «каури чаланбаш» или вышивкой геометрического узора из цветных ниток. На голове плат (платок) красного или жёлтого цвета.

    Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами тоже будем шорскими мастерами и украсим их национальный костюм. (Шаблон из бумаги, фломастеры).

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно произнести такие слова.

Собрались скорее в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

И в детский сад вернемся.

Воспитатель:

- Что нового мы с вами узнали на занятии?

-Что сегодня интересного было?

- Что было трудно? Какие задания вы выполняли?

Воспитатель: - Ребята, мы должны любить друг друга, дружно играть, никогда не ссориться друг с другом. Спасибо вам за занятие, мне было с вами очень интересно, надеюсь, что вам тоже!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Коренные жители Кузбасса"473.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Коренные жители Кузбасса»

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста

Цель: Знакомство детей с коренными  жителями Кузбасса (телеуты, шорцы); с историей жизни их традициями, обычаями, обрядами и особенностями проживания.

Задачи:

Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом;

Воспитывать в детях заботливое отношение друг к другу, независимо от национальности.

Оборудование: карта мира и  Кузбасса, указка; картинки для выставки; фломастеры; раскраска.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей в круг радости.

Сколько добрых лиц вокруг

Приглашаю я всех в круг.

Давайте за руки возьмем,

Слова любви произнесем.

Дети: Любим, любим всех вокруг,

Как хорошо, что рядом друг!

Воспитатель: Посмотрите, как нас много в группе, и какие все мы разные. А что нас  объединяет? (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами ходим в один детский сад, в одну группу, живем в одном городе, области, стране. А кто может назвать, в какой области мы с вами живем? Город? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а скажите, мы живем в городе Топки,  и называют нас как? (ответы детей), мы живем в Кузбассе, и называют нас (ответы детей), мы живем в России, и называют нас (ответы детей)

А тех,  кто живет в Польше? Англии? В городах Москва? Новокузнецк? (ответы детей),

Что больше по площади, Кемеровская область или город Топки? Почему? Кемеровская область или Россия? (ответы детей),

Кто может показать размеры России?  Кемеровской области? (на карте).

Ребята, а вот если мы живем в России, обязательно ли мы все русские? (ответы детей),

Почему, какие еще национальности вы знаете? (ответы детей),

Существуют еще и малые народности. Народности, которые исчезают. Людей этих национальностей так мало, что скоро они совсем могут исчезнуть. В нашей области тоже есть такие народы это телеуты и  шорцы. Да, ребята, телеуты и шорцы являются коренными народами Кузбасса, они проживали здесь не одну сотню лет, сейчас же их численность заметно падает.

Воспитатель:   Ребята сегодня  предлагаю вам,  посетить интересную выставку, которая, поможет нам поближе познакомиться с коренными жителями Кузбасса.

Закройте глазки и повторяйте за мной:

Собрались скорее в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Открываем мы глаза

А у нас тут чудеса….

(Пока дети стоят в кругу, закрыв глаза,  убирается ширма, перед детьми предстает выставка.)

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами оказались в выставочном зале, который, называется «Коренные жители Кузбасса».

На юге нашей области есть красивейшее место Горная Шория, именно там, в лесах, по берегам горных рек встречались основные поселения этих народов, и название они получили созвучное – шорцы.

Телеуты не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам рек. Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения.

Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Шорцы занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей, а телеуты часто нападали и отбирали эти изделия.

Жили они в улусах – небольших селениях. Их женщины из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу. (рассказ сопровождается демонстрацией картинок). Это совсем недавно телеуты и шорцы стали строить себе жилища из дерева, а ранее они ставили себе юрты, которые легко можно было переносить с места на место (демонстрация картинки). Сейчас эти народы живут так же, как и мы с вами, но они очень ценят свои традиции и обычаи. Они отмечают праздники так же, как и раньше, умеют строить юрты, и так же, как и раньше, большое значение для этих народов имеет шаман – очень уважаемый человек в селении. Это был и врач, и советчик, и мудрец, и провидец, и бюро погоды, а также волшебник. Он мог и наказать, и похвалить. Шаманами были не только мужчины, но и женщины. Сейчас на различных национальных праздниках шаман, как и прежде, входит в свои обязанности. Обязательным атрибутом шамана был бубен, а так же такой музыкальный инструмент, как комус (показать картинку комус).

    Воспитатель: Ребята, как и у нас с вами есть любимые игры, так и у шорцев и телеутов есть национальная игра «Рыбаки» и  я предлагаю вам сыграть. (игра повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Давайте рассмотрим, как  красиво и интересно одеты девушки и парни. (показ картинки). На девушке кунёк – рубаха синего цвета длиною до пят, на груди мелкие застёгивающиеся пуговицы. Полы обшиты лентами из чёрной ткани. На груди халата с подкладом украшения из ряда пуговец – раковин «каури чаланбаш» или вышивкой геометрического узора из цветных ниток. На голове плат (платок) красного или жёлтого цвета.

    Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами тоже будем шорскими мастерами и украсим их национальный костюм. (Шаблон из бумаги, фломастеры).

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно произнести такие слова.

Собрались скорее в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

И в детский сад вернемся.

Воспитатель:

- Что нового мы с вами узнали на занятии?

-Что сегодня интересного было?

- Что было трудно? Какие задания вы выполняли?

Воспитатель: - Ребята, мы должны любить друг друга, дружно играть, никогда не ссориться друг с другом. Спасибо вам за занятие, мне было с вами очень интересно, надеюсь, что вам тоже!

C:\Users\User\Desktop\ермакова январь\image (9).jpg

C:\Users\User\Desktop\ермакова январь\image (6).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на основе ознакомления их с экспозицией музея, посвященной героическим страницам истории родного города и боевым традиция...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Коренные жители Кузбасса" (материал взят из интернета)

laquo;Коренные жители Кузбасса» Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста Цель: Знакомство детей с коренными  жителями Кузбасса (телеуты, шорцы); с историей ж...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Маленьким детям - большие права"

В данном конспекте представлен опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Права и обязанности детей"....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям — не игрушка!»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Спички детям — не игрушка!»Цель: закрепление знаний пожарной безопасности.Задачи:Закрепить знания детей об оп...