Конспект занятий по развитию речи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пыжьянова Светлана Викторовна

Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах, воспитывать культуру ведения диалога. Умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы. Учить использовать сравнения, эпитеты. Воспитывать культуру поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiy_po_razvitiyu_rechi.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

« А в санях сидит царица – белокожа, светлолица»

Цель: Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах, воспитывать культуру ведения диалога. Умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы. Учить использовать сравнения, эпитеты. Воспитывать культуру поведения.

ХОД ЗАНЯТИЯ:  Тройка, тройка прилетела,

                                 Скакуны в той тройке белы,

                                 А в санях сидит царица-

                                 Белокожа, светлолица

                                  Как махнула рукавом-

                                  Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? ( о зиме). Почему зиму называют царицей? ( ответы). Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», « светлолица». Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяца. Вспомните их названия. Да, зима – царица трех месяцев: Декабря, января, февраля.  У этих месяцев есть другие названия, народные. Например, декабрь народ называл «студень», « стужайло». Как вы думаете почему? ( ответы). Потому что он холодный зимний месяц, холодный и студеный – это слова, которые обозначают одно и то же. Какой месяц следует за декабрём? ( январь).  Январь – просинец. Как вы думаете почему его так называют. В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце, и небо синее-синее. А какой же третий месяц зимы? ( февраль). Февраль бокогрей. Что это значит? Это сложное слово, в нем  части сразу от двух слов – бока и греть. В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются метели и морозы. Вот и получается, что с одной стороны бок пригревает, а с другой – ветер холодный поддувает. А еще февраль называют коротышкой, почему? Это самый короткий день месяц в году, в нём 28 дней или 29. а в других месяцах 30 или 31. Давайте послушаем музыку о зимних месяцах. ( грамзапись)

А сейчас послушайте еще одну загадку:

           Запорошила дорожки,

          Разукрасила окошки,

           Радость детям подарила,

           И на санках прокатила. ( зима).

Правильно, посмотрите на картинки, выберите, ту, на которой зима.  Почему вы решили, что на картинке зима? ( снежные шапки, лед на реке, снег на крышах домов, на деревьях). Какое небо? Расскажите? ( зимнее, облачное, со снежными тучами). Назовите какие вы видите на картине деревья? ( береза, ели, рябины, сосны). Что еще изображено на картине? ( река, снегири, лес, деревня).

      Дидактическая игра « Подбери словечко».

Как можно назвать зиму ласково? ( зимушка).

А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые краю? ( зимующие).

Как назвать день зимой? ( зимний).

Запомните слова «зима», « зимний», « зимушка», «зимующие» - это слова- родственники. Давайте вспомним , с помощью каких слов можно рассказать о зиме. ( Снежная, холодная, студеная, морозная, красивая, хрустальная). Молодцы.

   Игра «Бывает – не бывает».

Воспитатель задаёт вопросы – если ответ положительный, дети хлопают.

           - Бывает ли снег зимой?

           - есть ли листья на деревьях?

          -какие листья зимой?

           - дождь зимой?

           Ручьи зимой?

         - зелень весной

         - цветы летом?.

      Скажите, что вы любите делать зимой? ( кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки).

                 Физкультминутка:

          Морозы детям не беда ( идут по кругу)

          Не страшны им холода, ходим в шубах и

             Ушанках

             ( имитируют одевания шапки шубы).

         И катаемся на санках.

          А потом на лыжи встанем

          И с горы кататься станем. Вот так!

           Снег пушистый все летает ( поднимание рук вверх)

          А метель все завывает.

          Мы дорожки разгребём,

          И в снежки играть пойдем.

          Весело в снежки играем,

          В цель мы метко попадаем. Вот так!

          Снег сегодня белый, белый. ( поднимание рук вверх и медленно опускать)

          От него кругом светло

          Рукавички мы наденем,

          Будет в шубках нам тепло.

Без чего зимы не бывает? Правильно, без снега. Давайте поговорим о снеге. ( вношу две тарелочки со снегом, на одной горка снега, на другой – комок. Количество  и вес одинаковы). Как вы думаете на какой тарелке больше снега? Сейчас проверим. ( взвешиваем). Как вы думаете, почему кажется, что здесь снега больше? ( в комке снег плотно лежит, а на подносе рыхлый, занимает больше места). Ребята, откуда вода? Что происходит со снегом? ( тает).  А если мы воду вынесим на мороз, что получится? Лёд. Как можно сделать лёд цветным? ( добавить краску). Как можно играть цветными льдинками? Дети, вы сказали, что зимы не бывает без снега? Давайте вспомним свойства снега, и придумаем загадку.

 Какой снег на ощупь? Холодный как что? ( лёд, лягушка).

  Какой снег на ощупь? По цвету? (липкий, рыхлый, белый, как пух, как сахар, лёгкий).

А теперь посмотрим получится ли у нас загадка:

          Холодный, но не лед,

          Белый, но не сахар,

          Легкий, но не пух,

          Мягкий, но не вата.

          Что это такое? ( снег).

Люди много наблюдали за явлениями природы, находили закономерности, совпадения. Так появились народные приметы. А вы знаете зимние приметы? Давайте поиграем.

            Упражнение « Вспомни примету».

          Воспитатель начинает говорить примету, дети заканчивают, можно играть с мячом.

               Зима морозная – лето…жаркое.

               Много снега – много…..хлеба.

                Белее земля – зеленее ….лето.

                  Иней на деревьях – значит быть …морозу.

  О чём мы с вами сегодня говорили? Что вам особенно понравилось? Давайте выучим красивую загадку о зиме. И научимся говорить её медленно, побыстрее, и совсем быстро.

                   Хоть сама и снег, и лёд.

                   А уходит – слёзы льёт?

Находим с детьми шкатулку от царицы – зимы с запиской, в которой она хвалит за то, что дети так много знают о зиме.

 

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...