Конспект занятий по развитию речи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах, воспитывать культуру ведения диалога. Умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы. Учить использовать сравнения, эпитеты. Воспитывать культуру поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
« А в санях сидит царица – белокожа, светлолица»
Цель: Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах, воспитывать культуру ведения диалога. Умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы. Учить использовать сравнения, эпитеты. Воспитывать культуру поведения.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокожа, светлолица
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? ( о зиме). Почему зиму называют царицей? ( ответы). Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», « светлолица». Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяца. Вспомните их названия. Да, зима – царица трех месяцев: Декабря, января, февраля. У этих месяцев есть другие названия, народные. Например, декабрь народ называл «студень», « стужайло». Как вы думаете почему? ( ответы). Потому что он холодный зимний месяц, холодный и студеный – это слова, которые обозначают одно и то же. Какой месяц следует за декабрём? ( январь). Январь – просинец. Как вы думаете почему его так называют. В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце, и небо синее-синее. А какой же третий месяц зимы? ( февраль). Февраль бокогрей. Что это значит? Это сложное слово, в нем части сразу от двух слов – бока и греть. В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются метели и морозы. Вот и получается, что с одной стороны бок пригревает, а с другой – ветер холодный поддувает. А еще февраль называют коротышкой, почему? Это самый короткий день месяц в году, в нём 28 дней или 29. а в других месяцах 30 или 31. Давайте послушаем музыку о зимних месяцах. ( грамзапись)
А сейчас послушайте еще одну загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. ( зима).
Правильно, посмотрите на картинки, выберите, ту, на которой зима. Почему вы решили, что на картинке зима? ( снежные шапки, лед на реке, снег на крышах домов, на деревьях). Какое небо? Расскажите? ( зимнее, облачное, со снежными тучами). Назовите какие вы видите на картине деревья? ( береза, ели, рябины, сосны). Что еще изображено на картине? ( река, снегири, лес, деревня).
Дидактическая игра « Подбери словечко».
Как можно назвать зиму ласково? ( зимушка).
А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые краю? ( зимующие).
Как назвать день зимой? ( зимний).
Запомните слова «зима», « зимний», « зимушка», «зимующие» - это слова- родственники. Давайте вспомним , с помощью каких слов можно рассказать о зиме. ( Снежная, холодная, студеная, морозная, красивая, хрустальная). Молодцы.
Игра «Бывает – не бывает».
Воспитатель задаёт вопросы – если ответ положительный, дети хлопают.
- Бывает ли снег зимой?
- есть ли листья на деревьях?
-какие листья зимой?
- дождь зимой?
Ручьи зимой?
- зелень весной
- цветы летом?.
Скажите, что вы любите делать зимой? ( кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки).
Физкультминутка:
Морозы детям не беда ( идут по кругу)
Не страшны им холода, ходим в шубах и
Ушанках
( имитируют одевания шапки шубы).
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем. Вот так!
Снег пушистый все летает ( поднимание рук вверх)
А метель все завывает.
Мы дорожки разгребём,
И в снежки играть пойдем.
Весело в снежки играем,
В цель мы метко попадаем. Вот так!
Снег сегодня белый, белый. ( поднимание рук вверх и медленно опускать)
От него кругом светло
Рукавички мы наденем,
Будет в шубках нам тепло.
Без чего зимы не бывает? Правильно, без снега. Давайте поговорим о снеге. ( вношу две тарелочки со снегом, на одной горка снега, на другой – комок. Количество и вес одинаковы). Как вы думаете на какой тарелке больше снега? Сейчас проверим. ( взвешиваем). Как вы думаете, почему кажется, что здесь снега больше? ( в комке снег плотно лежит, а на подносе рыхлый, занимает больше места). Ребята, откуда вода? Что происходит со снегом? ( тает). А если мы воду вынесим на мороз, что получится? Лёд. Как можно сделать лёд цветным? ( добавить краску). Как можно играть цветными льдинками? Дети, вы сказали, что зимы не бывает без снега? Давайте вспомним свойства снега, и придумаем загадку.
Какой снег на ощупь? Холодный как что? ( лёд, лягушка).
Какой снег на ощупь? По цвету? (липкий, рыхлый, белый, как пух, как сахар, лёгкий).
А теперь посмотрим получится ли у нас загадка:
Холодный, но не лед,
Белый, но не сахар,
Легкий, но не пух,
Мягкий, но не вата.
Что это такое? ( снег).
Люди много наблюдали за явлениями природы, находили закономерности, совпадения. Так появились народные приметы. А вы знаете зимние приметы? Давайте поиграем.
Упражнение « Вспомни примету».
Воспитатель начинает говорить примету, дети заканчивают, можно играть с мячом.
Зима морозная – лето…жаркое.
Много снега – много…..хлеба.
Белее земля – зеленее ….лето.
Иней на деревьях – значит быть …морозу.
О чём мы с вами сегодня говорили? Что вам особенно понравилось? Давайте выучим красивую загадку о зиме. И научимся говорить её медленно, побыстрее, и совсем быстро.
Хоть сама и снег, и лёд.
А уходит – слёзы льёт?
Находим с детьми шкатулку от царицы – зимы с запиской, в которой она хвалит за то, что дети так много знают о зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...