Конспект "Река Волга"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Геннадьевна Скворцова

Схема конспекта НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

Дата проведения                           ФИО педагога Скворцова Наталья Геннадьевна

Возрастная группа детей: старшая группа

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Река Волга»

Цель: Прививать уважение и гордость к достоянию России.

Психолого-педагогические задачи:

  • Совершенствовать представления детей о географии страны и родного края.;
  • Расширять представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как главной реке страны, учить детей восхищаться красотой реки Волги, воспитывать чувство гордости за то, что мы живём на Волге. «Познавательное развитие».
  • Расширять представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как главной реке страны, учить детей восхищаться красотой реки Волги, воспитывать чувство гордости за то, что мы живём на Волге. «Познавательное развитие».
  • Познакомить с проблемой загрязнения реки, прививать элементарные навыки экологической культуры.
  • Создавать условия для познавательного  общения в процессе рассматривания фотографий, иллюстраций о природе  родного края.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативная, познавательная области.

Виды детской деятельности, лежащие в основе непосредственно образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Форма работы с детьми: фронтальная

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о реке Волга, составление небольших рассказов о реке. Какой дети ее представляют.

Методы и приемы: наглядный, словесный (вопросы, разъяснения, указания), практический (наблюдения, проведение опытов), сравнение.

Материал и оборудование: глобус, презентация «О волге», музыка «Течет река» Л. Зыкиной, наборы для изготовления фильтра на каждого ребёнка, грязная вода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_reka_volga.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

Дата проведения                           ФИО педагога Скворцова Наталья Геннадьевна

Возрастная группа детей: старшая группа

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Река Волга»

Цель: Прививать уважение и гордость к достоянию России.

Психолого-педагогические задачи: 

  • Совершенствовать представления детей о географии страны и родного края.;
  • Расширять представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как главной реке страны, учить детей восхищаться красотой реки Волги, воспитывать чувство гордости за то, что мы живём на Волге. «Познавательное развитие».
  • Расширять представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как главной реке страны, учить детей восхищаться красотой реки Волги, воспитывать чувство гордости за то, что мы живём на Волге. «Познавательное развитие».
  • Познакомить с проблемой загрязнения реки, прививать элементарные навыки экологической культуры.
  • Создавать условия для познавательного  общения в процессе рассматривания фотографий, иллюстраций о природе  родного края.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативная, познавательная области.

Виды детской деятельности, лежащие в основе непосредственно образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Форма работы с детьми: фронтальная

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о реке Волга, составление небольших рассказов о реке. Какой дети ее представляют.

Методы и приемы: наглядный, словесный (вопросы, разъяснения, указания), практический (наблюдения, проведение опытов), сравнение.

Материал и оборудование: глобус, презентация «О волге», музыка «Течет река» Л. Зыкиной, наборы для изготовления фильтра на каждого ребёнка, грязная вода.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

1 часть - вводная

Цель: создать интерес к предстоящей деятельности

Создание образовательной ситуации.

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

Дети! Скажите , как вы встречаете гостей7 Посмотрите на наших гостей и поздоровайтесь с ними. А теперь прошу вас не отвлекаться. Ребята, что это такое у меня в руках? Посмотрите какие цвета есть на глобусе?

Что обозначают эти цвета? Как вы думайте? Сколько на глобусе синего и голубого? Что это? (входит почтальон) Здравствуйте ребята! У меня для вас письмо,/ но так просто я его вам не отдам! Отгадайте загадку.  

Лес на берегах стоит,
Под мостом она бежит,
И течёт вода куда-то,
Догадались вы,ребята?
Умолчу ответ пока,
Под мостом течёт...
(река)

Почтальон отдает письмо. Дети вместе с воспитателем открывают письмо письмо и видят фотографии с изображением реки.

Ответы детей.

Глобус

Коричневый, синий, жёлтый, зелёный.

Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям

2 часть - основная

Цель: познакомить детей с деревом и металлом, с их свойствами на основе сравнения. Формировать умение определять эти материалы. Активизировать словарь детей.

Формирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.

И поят её ключи, потоки,

И снега, и ливни летних гроз-

И течёт она рекой широкой

Из лесного края в край степной,

И зовут её рекою…(Волгой)

Матушкой, кормилицей родной.

                                                   (С. Маршак).  

(Ответ детей)

-Правильно, сегодня мы поговорим о великой русской реке Волге.

Беседа о реке Волге и её истоке.

- Великой её называют, потому что она действительно велика.

- Посмотрите на карту. Вот здесь на Валдайской возвышенности она начинается и протекает многие-многие километры, впадая в конце своего пути в Каспийское море. Это самая большая река нашей страны. Название «Волга» означает светлая, священная.

- Волга-это не только красивые берега. Это пресная вода. А кому она нужна? (Ответы детей.)

- Верно, без воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения. Это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.

- А чем ещё богата река? (Ответы детей.)

- Конечно, рыбой. Волга всегда кормила и кормит людей своими богатствами.

- По берегам реки издавна селились люди, так возникали города. По Волге плывут красивые пассажирские теплоходы, грузовые баржи, катера.

Рассматривание выставки фотографий об истоке Волги.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо

Русская народная река.

Лёгкий дом, как девичья светёлка.

Вяз, ольшаник, сумрачная ель.

Стойте, люди.

Здесь родилась Волга,

Здесь её и дом, и колыбель.

- Дети, а кто из вас был на истоке Волги, расскажите?

(Рассказы детей.)

Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу;

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

На берегах Волги расположены большие и маленькие города такие как: Саратов, Кострома, Астрахань, Волгоград, Тольятти, Казань и др.

Ребята вы думаете что Волга это просто вода текущая между берегами?

Нет, это река, которую не зря ласково называют  красавицей, кормилицей, матушкой.

Как  вы думаете, почему  в народе так ее называют? (ответы детей).

Правильно ребята, с давних времен люди селились рядом с рекой потому, что это не только источник пропитания, но и торговые пути. По реке торговцы переплывали из города в город , продавали и обменивали свой товар.

В Волге водится много рыбы (щука, сазан, налим и. др.). Рыбаки из разных концов нашей страны приезжают на её берега  порыбачить и полюбоваться её красотами. Незабываемое зрелище стоять на её берегу и наблюдать за заходом солнца, блики от которого отражаются в воде.

Красота волжских берегов не могла оставить равнодушными многих!

А сколько с Волгой связано имен знаменитых поэтов, художников и музыкантов! Это — Крылов, Салтыков-Щедрин, Шаляпин, Репин, Саврасов, Левитан.

Волга очаровала Александра Сергеевича Пушкина, пребывание в селе Большое Болдино (Тверская область) вылилось для него в подлинный праздник души ,когда из под его пера выходили одно за другим восхитительные произведения. Недаром благодарные соотечественники установили памятник именно на набережной в Городском саду.

Ребята вы не раз видели его.

Великая русская река и великий русский поэт. Они достойны друг друга.

Вряд ли найдутся люди которые были бы равнодушны к красоте Волги , к её истории, к судьбе.

Физминутка «Кораблик»

Ветер по морю гуляет                       

И кораблик подгоняет                     

Он бежит себе в волнах         

На раздутых парусах.   

Начался вдруг сильный шторм,   

Прогремел на небе гром

Наш кораблик закачался,               



Вверх с волной сперва умчался

А потом упал он вниз.               

Вверх-вниз, вверх-вниз.   

Ты хороща река весной,

И осенью и в летний зной

Давайте лето вспоминать

И нашу речку охранять!

Ребята, как нужно вести себя на реке? Можно её засорять? А что еще нельзя делать?

Руки наверху раскачивают, ноги поочереди сгибают

Дуют

Руки на поясе, легкий бег
Сильно раскачивают руки и делают круговые                   движения 

Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаются

Руки волнообразно поднимютт вверх, вправо, влево

Садятся

Нет. Не оставлять мусор на берегу, не мыть машины мотоциклы, велосипеды; беречь воду; оберегать растения- не рвать.

Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу.

Этап осуществления самостоятельной работы детьми.

Ребята, посмотрите  у меня в банке вода. Давайте представим, что водитель помыл машину и в воду попало масло, что ребята накидали мусора в воду.

Можно ли очистить грязную воду?

Как это можно сделать?

Изготовление фильтров: вырезать круг из фильтрованной бумаги и вложить его в воронку; насыпать туда же угля; положить ватный тампон.

Видите ребята, как сложно очистить воду! Представьте как плохо живётся речным обитателям.

Да.

При помощи фильтров

Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

3 часть - заключительная

Цель: Подвести итог путешествия. Уточнить полученные знания.

Подведение итогов, деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Ребята о какой реке мы сегодня с вами разговаривали?

Что интересного вы про неё узнали?

Какая самая главная проблема наших рек?

Как её избежать?

Волга.

Ответы детей.

Загрязнение.

Ответы детей.

Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность.

- Волга остается в сердце у нас.

Далеко ли она или близко, ее

образ всегда перед нами, как

образ матери родной. Не даром

народ реку Волгой – матушкой

назвал. Пусть никогда не

пересохнет маленький ручеек, с

которого начинается Волга, а

Вода в нем будет чистой и

серебристой.

Звучит песня «Течет река» в

исполнении Л. Зыкиной

Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по социальному миру "Я живу на Волге"

Проект познавательный, долгосрочный, продолжительность 3,5 месяца. Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, муз. руководитель, родители....

Конспект занятия в старшей группе по краеведению Тема: « Волга – матушка»

Воспитывать любовь и интерес к родной природе, умение видеть ее красоту....

Конспект НОД по теме "Рассказ о Волге, и о том что Ржев первый город на реке".

Конспект по познавательному развитию. Краеведение....

Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми Тема: «Мы с Волги, из Казани…»

Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми  Тема: «Мы с Волги,  из Казани…»...

" Ах, Волга, Волга "

Волга - матушка река....