Конспект прогулки в подготовительной группе «Зимующие птицы» «В гости к синичке»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект прогулки в подготовительной группе
«Зимующие птицы»
«В гости к синичке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Воронцовский детский сад
Конспект прогулки в подготовительной группе
«Зимующие птицы»
«В гости к синичке»
Воспитатель: Дубянская Н.Н.
2020 г.
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цель прогулки:
-обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;
-воспитывать бережное отношение к птицам;
-обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, при-летевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.
-обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.
-на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
-воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим;
-вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;
-обогащать словарный запас, развивать связную речь детей: учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста;
-воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;
-активизировать внимание и память детей, развивать логическое внимание:
учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Ход наблюдения:
Рассказ воспитателя о воробье:
Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь про-кормиться и согреться возле него.
Рассказ воспитателя о синице:
В ясный мартовский полдень кажется, что где-то тихонько позвякивают хрустальные колокольчики. Это звенят синицы. Птицы радуются солнечному дню, синеве небес. Они взлетают на верхушки кустов и беззаботно щебечут: «Синь-синь-синь!»
Оперение синицы яркое и красивое — кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.
Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.
Серых перьев комок на морозе продрог. Скачет по дорожке, Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Примета: воробьи дружно собирают пух, утепляют свои укрытия – через несколько дней наступят сильные морозы.
Дидактическая игра “Прилетели птицы”.
Цель: развитие фонематического слуха.
– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!
Подвижная игра:
“Мы птицы”
-Подойдите ко мне. Встаньте в круг.
Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь. (Каждый ребенок определенная птица)
- Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору гуляет,
Крошки собирает.
В круг вылетает воробей.
-Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук-тук-тук ответил.
В круг вылетает дятел.
-А вот маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет.
В круг вылетает синица.
-Известная персона,
А зовут ее.
В круг вылетает ворона.
-Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
В круг вылетает снегирь.
-Вещунья белобока
А зовут её.
В круг вылетает сорока.
-А сейчас устроим веселый птичий хоровод. Но для начала вспомним.
• У вороны голос, какой? (Низкий, громкий).
• Крылья у неё какие? (Большие, черные).
• Как ворона передвигается? (Ходит).
• Снегирь, синица, воробей будут петь звонко, весело; крылышки у них маленькие, они будут летать.
• Покажите, как вы будите это делать?
Но быстро зимний день кончается,
Птичьи игры прекращаются.
-Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.
-В какую игру мы играли? Какие птицы были в нашем хороводе?
Дидактическая игра.
«Угадай по описанию» — дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель — научить составлять описательный рассказ.
Упражнение: «Кто как поет?» — дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
- Покрошить хлеб птицам.
- Пальчиковая гимнастика «Кормушка»:
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжи-
Прилетело? Мы расскажем: мают кулачки.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Н. Нищева
Художественное слово:
Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые,
Голодные, усталые. И жмутся поплотней.
(С. Есенин)
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок.
Завертелась как волчок. (А. Барто)
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
• Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).
• Да в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм. Например, где можно встретить снегиря? (В лесу и городе).
• И в лесу, и рядом с жильем человека, потому что снегирь питается рябиной, а рябина растет как в лесу, так и в городе. Если запасы рябины кончаются в лесу, то снегири перебираются поближе к жилью человека.
• А такую птицу как дятел где можно увидеть? (В лесу и роще).
• Почему дятла называют “лесным доктором”? (Он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых).
• Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).
• Чем вы подкармливаете птиц?
Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).
-А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).
Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птицдолжны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
Посмотрите и скажите из чего сделана эта кормушка? (Из дерева). Скажите, из чего можно изготавливать кормушки?
• Кто такие зимующие птицы?
• Почему птицы остаются у нас зимовать?
• Для чего подкармливаем птиц?
• Куда насыпаем корм?
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку,
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
-Запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц зима – очень тяжелое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Пуховые теплые шубки защищают птиц от холода, но не от голода. Я думаю, что горсточка семечек, маленький кусочек несоленого сала найдется у каждого из вас. Зная как тяжело птицам, вы теперь не будете их обижать, потому, что они верные друзья леса и сада. Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним, они откроют вам множество птичьих тайн. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь. Послушайте их пение.
Итог:
• У кого мы были в гостях?
• Почему птицы, у которых мы были в гостях, так называются?
• Каких птиц мы сравнивали?
• Как люди помогают зимующим птицам?
• Как называется “птичья столовая”?
• Из чего можно изготовить кормушки?
• Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках?
• Какая зимующая птица называется “санитаром леса”? Почему?
• Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?
• Что вам больше всего запомнилось сегодня на прогулке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"
В конспекте представлен практический материал для проведения занятия в подготовительной группе по теме "Зимующие птицы": подобрано художественное слово(стихи, загадки), физкультминутка, игра на закреп...
Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"
Конмпект занятия для подготовительной к школе груупы...
Конспект занятия для подготовительной группы «Зимующие птицы»
познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; изготовить «п...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы».
Конспект занятия в подготовительной группе«Зимующие птицы».Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать лю...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Зима. Зимующие птицы
Конспект по развитию речи "Зима, зимующие птицы" будет интересен детям старшего дошкольноговозраста....
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...