Проект "В мире динозавров"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Амирова Василя Раисовна

Проект научно-исследоватетельской работы для дошкольников 6-7 лет по окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_dinozavrov.docx65.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            В мире динозавров                                                      

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Югорка»

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление:

Естественные науки и современный мир

Тема проекта:

«В мире динозавров»

Автор:

группа 7-года жизни

«Капелька»

                                                                                              Научный руководитель:

                                                                                         

   

Покачи 2017г.

  1. Аннотация.

    Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности ребенок-дошкольник, в первую очередь, развивает наблюдательность (зачем? как? почему?). Основываясь на интересах детей педагог должен создать увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного исследовательского интереса, желания заняться продуктивной и творческой деятельностью, чтобы больше узнать об объекте исследования.

Проект «В мире динозавров» даёт возможность детям заниматься тем, что их интересует; нарабатывать простейшие исследовательские методики и навыки; расширяет кругозор и учит детей не замыкаться в данном опыте, выходить за его границы; учит улавливать взаимосвязи конкретного изучаемого предмета с окружающими объектами и средой; и этим приближает детей, занятых в проекте к ощущению многообразия и бесконечности явлений и предметов окружающего нас мира. Это и есть первые шаги юных натуралистов на территорию научного поиска и новых открытий.

Тема исследования: «В мире динозавров»

Объект исследования: динозавры

Предмет исследования — интересные факты о динозаврах.

Актуальность.

Палеонтологи уже давно спорят о том, когда жили и когда вымерли динозавры. Динозавры – актуальная тема не только для ученых, но и для обывателей. Особенно эта тематика интересует наших маленьких людей – деток. Кто такие динозавры — вопрос, который часто задают дети.  Почему они не живут сейчас? Как они жили на Земле? Почему они вымерли? Кто такие палеонтологи? В группе возникла ситуация, когда дети стали приносить игрушки динозавров и организовывать сюжетные игры с ними. В связи с чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты вызывает интерес у детей нашей группы. И мы решили выяснить все о динозаврах, времени, когда они жили, и, конечно же, причины вымирания динозавров. Вдруг, зная эти причины, можно в дальнейшем предотвратить вымирание других животных.

Проблема, рассмотренная в данной работе, не только знакомит нас с прошлым, но и дает возможность задуматься о будущем. Ведь если каждый человек, каждый ребенок будет беречь нашу планету, то у нас не будут исчезать животные и растения, а наши водоемы и воздух будут чистыми. Таким образом, зародилась идея, вызванная всплеском интереса у детей об этих загадочных в чем-то, пугающих существах, живших несколько миллионов лет назад. Так возник проект о динозаврах.

Цель проекта:

Формирование представлений у детей об эпохе динозавров, посредством создания благоприятных условий для реализации познавательных и творческих способностей детей в процессе работы над проектом.

Задачи проекта:

•Познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами, с разнообразием видов динозавров и их внешними особенностями; вызвать у детей интерес и прививать вкус к простейшим формам исследовательской и научной работы на материале проекта.

•Сформировать представления об изучении этих древних животных учеными;

•Продолжать развивать познавательные процессы: речь, память, мышление, воображения, внимание, связную речь в ходе работы над проектом.

•Продолжать воспитывать чувство заботливого отношения к живой природе.

•Привлекать родителей к реализации совместной детско–взрослой деятельности, создать атмосферу общности интересов для развития и воспитания детей.

•Использовать работу над данным проектом о динозаврах для создания благоприятной и обогащенной предметно-пространственной среды.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребенка;

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Вывод:

  1. Динозавры жили на нашей планете.
  2. Ученые не пришли к единому мнению о гибели динозавров.
  3. Исчезновение динозавров продолжалось на протяжении нескольких лет, было постепенным.
  4. Наша планета и весь растительный и животный мир на ней подвергались изменениям.
  5. Исчезновению динозавров послужили следующие причины: в результате движения материков происходит постепенное изменение климата. Земля меняет свой облик, меняется растительный и животный мир. На смену динозавров приходят более приспособленные к новым условиям жизни животные.

II. План исследования

Проблемой нашего исследования является выяснить кто такие динозавры и причины их вымирания. Вдруг, зная эти причины, можно в дальнейшем предотвратить вымирание других животных. Динозавры очень опасные рептилии, но хотя они вымерли много миллионов лет назад, их жизнь и существование на Земле интересна не только ученым, но и современным детям. Интересные факты о динозаврах, мы выясним в ходе исследования.

Гипотеза

Динозавры – доисторические существа, жизнь которых интересна в настоящее время.

 В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, мы поставили ряд вопросов для дальнейшего исследования проблемы:

«Кто такие динозавры?»

«Когда и где жили динозавры?»

«Виды динозавров»

«Чем питались и как защищались динозавры?»

«Как динозавры заботились о своем потомстве? »

«Почему вымерли динозавры? »

Самостоятельное исследование:

Для реализации проекта «В мире динозавров» в работе использованы следующие формы работы с детьми:

  • Изучение и анализ научной литературы, Интернет-ресурсов
  • Беседы с показом презентаций: «Кто такие динозавры», «На кого похожи динозавры», «Эпоха динозавров», «В поисках динозавров», «На кого похожи динозавры», «Причины вымирания динозавров»
  • Занятия.

Художественно - творческие:

«Остров динозавров» (интегрированное).

 «Какие удивительные животные» (коллективная аппликация с элементами рисования).

Досуг " Динозавры ".

  • Изготовление макета " Мир динозавров".

Игровая деятельность. Настольные и дидактические игры: «Собери динозавра», «Найди тень динозаврика»

  • Сюжетная игра: «Остров динозавров»
  • Подвижные игры: «Чей динозаврик быстрее доберётся до своей пещеры», «Покорми динозаврика», «Найди маму динозаврика», «Игра в прятки».
  •  Художественное слово, музыка, кино.

Чтение рассказов, стихотворений.

Импровизация движений крупных и маленьких динозавров.

Просмотр научного фильма " Прогулки с динозаврами."

Просмотр научного мультфильма " В мире динозавров".

Создание библиотеки "Эпоха динозавров".

  • Работа с родителями.

Оформление родителями наглядных материалов.

III. План-график работ

1 этап - Подготовительный.

При реализации подготовительного этапа была сформулирована проблема, цели и задачи проекта. Подобран материал и оборудование для работы. В ходе совместных бесед выявлен уровень знаний о динозаврах. Проведено анкетирование с родителями, с целью выявить, читают ли родители детям книги что предпочитают слушать. Проведена беседа «Что мы знаем о динозаврах?» Составлен план работы. С целью привлечения родителей к проекту проведена консультация «Как помочь детям узнать про эпоху динозавров?»

2 этап – Основной.

При реализации основного этапа был прочитан рассказ и проведена беседа по иллюстрациям и фотографиям «Кто такие динозавры и когда они жили?» (Приложение № 1), подготовлены ряд презентаций о динозаврах, проведено развлечение «Путешествие к динозаврам» (Приложение № 2), просмотрели фильм «Ученые нашли факты существования динозавров», а так же мультфильмы «Ледниковый период», «Динозавр», «Диномама». В ходе этой работы ребята познакомились с существованием динозавров, об их строении и образе жизни, о видах и типах динозавров, чем они отличались друг от друга, и почему они вымерли.

Было решено создать макет «Мир динозавров». Изготовленная из пластиковых бутылок пальма послужила началом растительности для макета. Совместно с детьми были изготовлены из пластилина и бросового материала фигурки динозавров. Ребята с удовольствием разукрасили динозавров красками. Так же от ребят поступило предложение подобрать раскраски из мультфильма «Ледниковый период» и создать большую книгу-рисунков «Динозаврики». Родители так же приняли активное участие в реализации проекта, вместе с детьми дома рассматривали и беседовали по энциклопедиям «Все про динозавров», подбирали стихи и рассказы про динозавров для создания книги «Эпоха динозавров». Так же для родителей была разработана памятка «Расскажите детям о динозаврах» (Приложение № 3) и создан буклет «Мастер – класс. Такие забавные динозавры» (Приложение № 4). Исходя из интересов детей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, в группе была создана развивающая среда. необходимая для реализации проекта. Выставка энциклопедической литературы и буклетов по теме проекта «Динозавры»

3 этап – Заключительный.

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с эрой динозавров создание библиотеки по данной теме. Подбор видеотеки оформление альбома рисунков по теме проекта.

Создание книги о динозаврах. Выставка детских рисунков по теме «Динозавры»

План-график работ

Наименования этапов работ

Мероприятия

Сроки реализации

Результат

Ответственные

1.Подготовительный этап

1.1 Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о динозаврах

Беседа «Что мы знаем о динозаврах?»

с 2 по 6 февраля

Приобрели первые объективные знания и представления о динозаврах

(Приложение 1)

Учитель-логопед

1.2                                   Информированность родителей о предстоящей деятельности

Беседа с родителями «Как помочь детям узнать про эпоху динозавров?»

с 2 по 6 февраля

Проведена консультация  с родителями, родителям предложены памятки

(Приложение 2)

Учитель-логопед

1.3 Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

Рассматривание иллюстраций динозавров, раскрашивание иллюстраций

с 5 по 8 февраля

Оформлена выставка книг, рисунков

Учитель-логопед

2.Основной этап

2.1.  Рассматривание энциклопедий, чтение с детьми стихотворений, рассказов про динозавров.

Посещение библиотеки, чтение художественной литературы

с 13 по 17 февраля

Чтение произведений отечественных и зарубежных авторов (Приложение 4)

Учитель-логопед

2.2 Просмотр мультфильмов с детьми «Ледниковый период. Эра динозавров», «Мир динозавров», «Земля до начала времени».

Театральный зал детского сада

14 февраля

Вызвать интерес у детей, получить эмоциональную разгрузку

Учитель-логопед

2.3 Беседы с показом презентаций: «Кто такие динозавры», «На кого похожи динозавры», «Эпоха динозавров», «В поисках динозавров», «На кого похожи динозавры», «Причины вымирания динозавров»

Театральный зал детского сада, библиотека детского сада

15 февраля

Обучение детей вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.

(Приложение 3)

Учитель-логопед

2.4. Совместное изготовление книжек-малышек о динозаврах.

Работа с родителями дома

с 14 по 17 февраля

Оформление выставки книжек -малышек

Учитель-логопед

2.5. Создание коллективной аппликации с элементами рисования  «Какие удивительные животные»

Занятие по художественному труду

Аппликация «Какие удивительные животные»

Учитель-логопед.

2.6. Проведение мастер – класса «Такие забавные динозавры».

Мастер – класс «Такие забавные динозавры»

20 февраля

Лепка динозавров из кинетического песка

(Приложение № 6)

Учитель-логопед

3.Заключительный этап

3.1  Презентация книжек-малышек

Показ детьми книжек – малышек в группе

21 февраля

Обмен знаниями о динозаврах

Учитель-логопед

3.2 Конспект развлечения с детьми подготовительной группы

«Путешествие к динозаврам»

Развлечение с детьми подготовительной группы

«Путешествие к динозаврам»

27 февраля

Вызвать у детей желание узнавать все больше о мире динозавров

(Приложение № 5)

Учитель-логопед

3.3. Оформление выставки детских рисунков по теме «Динозавры»

Выставка детских рисунков по теме «Динозавры» в групповой

28 февраля

Вызвать у детей желание узнавать все больше о мире динозавров

Учитель-логопед.

3.4. Подведение итогов

Создание макета «Мир динозавров»

28 февраля

Презентация проекта

Учитель-логопед.

IV. Описание работы

В ходе рассматривания иллюстраций, бесед, посещения виртуального музея мы узнали о жизни и местах обитания  динозавров.

Через знакомство с литературными источниками мы получили занимательные сведения, что все знания о динозаврах получены благодаря изучению окаменелостей учеными.

Изучив специальную литературу, ознакомившись с материалами Интернет-ресурсов, во время бесед и просмотров презентаций, развивающих фильмов о динозаврах, мы получили данные, что динозавры жили на Земле, когда еще не было людей.

Трудно даже представить, насколько многочисленными и разнообразными были виды динозавров, хозяйничавшие до нашей эры.

Оборудование и материалы:

  1. Книги,  журналы, энциклопедии, картины и иллюстрации.
  2. Видео- и аудиозаписи.
  3. Фотоаппарат.
  4. Материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
  5. Ноутбук.
  6. Видеопроектор.
  7. Экран.

Интересные  факты  о динозаврах.

Знаешь ли ты?

Что значит слово ДИНОЗАВР?

Этот термин происходит от греческого «deinos»что означает «ужасный», и «sauria» - «ящер», то есть  «ужасный ящер». Первые ископаемые останки действительно были отнесены к вымершим рептилиям. Они были такие огромные, что их невозможно было сравнить с другими известными животными.

 Динозавры вымершие животные, составляющие многочисленный надотряд класса пресмыкающихся, обитавшие на Земле в период с 225 до 65 млн лет назад. Надотряд динозавров относится к подклассу архозавров и делится на отряды ящеротазовых (Saurischia) и птицетазовых (Ornithischia). 

Зачем палеонтологи изучают зубы?

Определив тип зуба, можно понять, чем животное питалось и как оно жило. Если зубы острые, значит, оно охотилось и питалось мясом или падалью. Если у животного множество зубов, способных хорошо измельчать пищу (такие зубы обычно стачиваются на новые), то оно питалось твердыми растениями. Если же у животного зубки маленькие и плоские, то пищей ему служили водоросли, которые оно находило, подолгу роясь в водоемах. Если зубы тонкие и острые, а морда удлиненная, то животное кормилось насекомыми. А если в одной пасти "собрались" вышеперечисленные виды зубов, то это животное было всеядное, то есть оно употребляло любую пищу, как мы. 

Кто такой динозавр?

Это яйцекладущая рептилия (пресмыкающееся), строением черепа схожая с крокодилами и ящерицами. Диноавры умели ходить, бегать, прыгать (иногда только на задних ногах). Возможно, что в отличие от известных сегодня рептилий  некоторые динозавры были теплокровными, как птицы и млекопитающие.

Заботились ли динозавры о своих малышах?

Найденые гнезда доказывают, что динозавры заботились о потомстве. Детеныши жили в гнезде вместе с родителями до определенного возраста.

Самыми преданными родителями были гадрозавры, диплодоки, камапазавры, цераторсы.

Кто такие травоядные?

Это звери, которые питаются исключительно растительной пищей: листьями, травой, плодами и ветками деревьев. Например это диплодоки и гадрозавры.

Как Диназаврам дают имена

Каждый новый вид динозавра получает свое собственное имя. В роли крестного отца выступает ученый, который подробно изучил находку и провел сравнение с уже известными видами. «Свидетельством о рождении» является публикация в одном из специальных научных журналов. 

Название вида динозавра неизменно составляется из двух частей: из названия семейства (с прописной буквы) и названия вида (со строчной буквы). В соответствии с научной традицией для этого используется латынь и латинская графика.

При выборе названия часто прибегают также к греческим словам, географическим названиям и собственным именам. 

Чаще всего название отражает характерные свойства данного вида динозавра или найденных его остатков, например:

• Stegosaurus armatus (стегозавр арматус, вооруженный ящер с пластинами на спине) - название дано по характерным для этого динозавра пластинам и шипам;
• Сегаtosaurus nasicornis (рогатый динозавр с носовым рогом) - на носу этого динозавра имеется большой рог;

• Diplodocus longus (длинная сдвоенная балка) - это удлиненный динозавр, отличительная особенность которого - наличие двойных отростков на большинстве костей хвостовых позвонков.

Часто название отражает место находки, например, в названии Mamenchisaurus hochuanensis (маменьчизавр хэчуаненсис) Маменьчии Хэчуань - место находки и местность в Китае.

Lesothosaurus (лесотозавр) найден в Лесото, в Африке, a Albertosaurus (альбертозавр) - в провинции Альберта, в Канаде. 

Личные имена используют в названии, чтобы почтить заслуги выдающихся ученых. Имена английских исследователей динозавров Мантеля и Букленда вошли в названия Megalosaurus bucklandi (мегалозавр букленди) и Iguanodon mantelli (игуанодон мантели). 
Имя американского палеонтолога, открывшего ранее неизвестных ящеров, Отниела Чарлза Марша запечатлено в названии небольшого газелевого динозавра отниела, а фамилия немецкого исследователя ящеров Яненша - в названии гигантского динозавра яненшия. 
Сам же Яненш увековечил имя директора Берлинского музея природоведения Бранка, дав крупнейшему гигантскому динозавру название Brachiosaurus brancai (брахиозавр бранкаи) - длиннорукий ящер Бранка.

Полное название из двух частей используется, в основном, в научных трудах, а в прочих случаях обычно ограничиваются видовым названием. 

Из переводных латинских названий в употребление вошли лишь немногие, например панцирный ящер вместо паноплозавр. При буквальном переводе с латинского названия динозавров чаще всего получаются неудобочитаемыми и поэтому, как правило, используют оригинальные названия - многие из них, такие как динозавр, бронтозавр или диплодок, стали уже обыденными.

  1. Заключение

На протяжении всего проекта мы увидели, как проделанная работа достигла своей цели. У детей и родителей стал развиваться интерес к эпохе динозавров, расширился кругозор.

Дети:

В ходе реализации проекта дети приобрели знания об эпохе динозавров, расширили представление о видах динозавров. Нашли ответы на проблемные вопросы. Также приобрели опыт совместной работы и реализации своих творческих потенциалов. Научились рисовать, делать аппликации динозавриков, усовершенствовали навыки работы с ножницами. Расширили кругозор, познакомились с историей развития жизни на земле. Побывали в роли исследователей, юных палеонтологов и археологов. Вопросы, которые были заданы в интервью с ребятами.

Родители:

Активно участвовали в проектной деятельности, через совместную познавательно - исследовательскую деятельность. Произошло сближение семей в достижении общей цели в создании книжек-малышек.

Педагоги:

Повысили свой профессиональный уровень. Пополнена предметно - пространственная среда.

Приложение 1

Мониторинг первичных знаний о динозаврах

  1. «Кто такие динозавры?»

- это древние животные, ответили- 10 детей (44 %)

- это вымершие рептилии, ответили- 2 ребенка (7%)

- это животные, которые вымерли много лет назад, ответили- 7 детей (32%)

- не знаю как сказать, ответили- 4 ребенка (17 %)

  1. «Когда и где жили динозавры?»

- в древнем мире, ответили- 8 детей (35 %)

- на Земле до нашей эры, ответили -8 детей (35 %)

- в ледниковый период, ответили -3 детей (13 %)

- не знаю, ответили- 4 ребенка (17 %)

  1. «Виды динозавров»

- хищные и травоядные, ответили- 7 детей (30 %)

- большие или маленькие, ответили- 5 детей (22 %)

- летающие, плавающие, наземные, ответили- 6 детей (26 %)

- не знаю, ответили- 5 ребенка (22%)

  1.  «Чем питались и как защищались динозавры?»

- травой или другими животными и защищались с помощью зубов и когтей, хвостов, ответили- 14 детей (61 %)

- рыбой или листьями деревьев, а защищались с помощью бегства или прятались, ответили- 4 ребенка (17 %)

- не знаю, ответили- 5 ребенка (22 %)

  1.  «Как динозавры заботились о своем потомстве?»

- кормили и охраняли, ответили- 7 детей (30 %)

- прятали яйца, ответили- 6 детей (26 %)

- не знаю, ответили- 10 детей (44 %)

  1. «Почему вымерли динозавры?»

- упал метеорит, ответили- 6 детей (26 %)

- нечем стало питаться, ответили- 3 детей (13 %)

- наступил ледниковый период, ответили- 2 детей (9 %)

- не знаю, ответили- 12 детей (52 %)

Рисунок 1  Мониторинг знаний детей о динозаврах

Приложение 2

Беседа с родителей.

1. Читаете ли вы детям книги о динозаврах?

а) дети проявляют интерес сами

б) это ваша инициатива

2. Хотели бы вы расширить кругозор детей об этих животных?

3. Вы считаете изучение темы о динозаврах еще рано для этого возраста?

4. Как бы вы отреагировали на то чтобы мы начали работу над проектом о динозаврах?

5. Вы согласны участвовать в создании поделок?

6. Вас самих когда-нибудь интересовал вопрос о существовании и исчезновении этих загадочных животных?

7. Согласны ли вы с утверждением что если мы не будем охранять окружающую среду, то могут исчезнуть некоторые редкие животные?

8. Знаете ли вы что означает слово динозавр?

9. Какие пожелания или предложения у вас будут при более углубленном изучении темы нашего проекта.

Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах»

Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров ребёнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих представителей фауны ему будет очень интересно.

Нам понадобятся картон, цветная бумага, компакт – диск, клей, двусторонний скотч и фантазия.

1. На альбомном листе нарисуйте эскиз панно.

2. Перенесите детали на лист цветной бумаги. Для этого приложите эскиз и цветную бумагу к стеклу и обведите части тела динозавра.

3. Вырежьте обведённые детали. Это может сделать и ребёнок.

4. Приклейте вырезанные детали на бумагу контрастного цвета, добавьте оформление (глаза, пятнышки, перепонки на ногах) и вырежьте, оставляя кант из контрастной бумаги 2-3 мм.

5. Обведите на листе картона диск, рассчитав его место в соответствии с эскизом. Так, чтобы остальные детали не выходили за рамки основы.

6. Приклейте части тела динозавра, немного заходя за контур диска.

7. На диск приклейте кусочки двустороннего скотча, отклейте защитную плёнку и соедините с контуром основы.

8. Дорисуйте маркером или фломастером глаза, наклейте окружающие предметы. Здесь можно использовать фрагменты открыток, иллюстраций из журналов.

8. Вот такая красота получается у нас.

Творческих успехов!

Приложение № 3

Рассказ - беседа  с детьми «Кто такие динозавры и когда они жили?»

Динозавры – это рептилии, жившие миллионы лет назад. Динозавры властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые динозавры были плотоядными. Растительноядные появились позднее, воспользовавшись буйством окружающей растительности. Одни были размером с цыпленка, другие величиной с современный лайнер. Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу. Динозавры жили в мезозойскую эру. В мезозойской эре было три периода — триасовый, юрский и меловой.

Триасовый период.

Триасовый период начался около 250 миллионов лет назад и длился 35 миллионов лет.

Обитатели: Самые первые из появившихся на Земле динозавров были совсем небольшого размера. Но в течение триасового периода среди них появляются довольно крупные хищники и растительноядные ящеры. В триасовом периоде рептилии уверенно завоевывали пространства суши — возникли ихтиозавры и плезиозавры. В середине триасового периода появились самые первые представители динозавров.

Хищники: ставрикозавры — длина до 2 метров.

тринаксодон — длина 40 см

Пища: вероятно, насекомые, мелкие пресмыкающиеся и беспозвоночные.

Облик Земли. К началу триасового периода все континенты были объединены в огромный континент Пангею. А его берега омывали волны единственного океана Панталассы. Животные и растения расселялись по ней и теперь их ископаемые останки находят в Африке , Антарктиде.

Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По берегам рек и озер росли древовидные папоротники и хвощи. В триасовом периоде появляются первые хвойные растения. У них были широкие листья, как у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней.

Юрский период.

Юрский период – второй период мезозойской эры. Он начался 21 миллионов лет назад и длился около70 миллионов лет. Именно в юрский период динозавры достигли вершины своего расцвета.

Обитатели. В юрском периоде исчезли огромные амфибии, зато в болотах заквакали лягушки. Моря бороздили морские рептилии-ихтиозавры и плезиозавры. В небе на расправленных крыльях парили летающие ящеры, такие как впафобетор, кетцалькоатли, птерозавр. Рамфоринх был первым летающим ящером. Крыльями ему служили кожистые перепонки между передними и задними ногами. Стрекозы и рыбы – его добыча. В это время на Земле обитало уже немало маленьких юрких зверков, похожих на нынешних землероек. Но «главными» животными на суше в юрский период стали динозавры. Они встречались повсюду, такие как:

Травоядные

брахиозавр – вес 50 тонн, длина — до 23 метра,

стегозавр–вес 6 -8 тонн, длина – 9 метров,

апатозавр – вес 20 тонн, длина – 21метр.

Хищники

диилофозавр, вес – 400 кг, длина 6 метров.

цератозавр, вес – 1 тонна, длина 6 метров.

аллозавр, вес — 1,5 – 2 тонны, длина 12 метров

Облик Земли. В юрском периоде Пангея начала распадаться на части. Образовались два новых континента — Гондвана и Лавразия, разделенных древним океаном Тетис. Климат по-прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным. На землю обрушивались проливные дожди, полноводнее стали реки и озёра. Пустыни исчезали, отступая в глубь континентов. На смену им пришли пышные зелёные леса.

Леса юрского периода напоминали современные джунгли. Но среди буйной растительности нет ни одного цветка. В юрском периоде произрастало множество видов саговников. Саговники похожи на пальмы — их ствол тоже венчает пучок раскидистых листьев. На самом деле саговники – нечто о среднее между древними папоротниками и хвойными растениями. Часть видов сохранилась в тропических районах до наших дней. Саговник – настоящее «живое ископаемое».

Меловой период

Меловой период начался 145 миллионов лет назад и длился 80 миллионов лет. Вместе с этим периодом закончилась эра динозавров на Земле.

Обитатели. На Земле появилось много новых насекомых – бабочек шмелей пчел. В ветвях щебетали птицы. В небе по-прежнему царили крылатые рептилии, в морях морские, а на суше появились огромные хищные тираннозавры, а земля дрожала под ногами растительноядных гигантов — сейсмозавров.

Травоядные:

паразавролофус-вес 3 тонны, величина 10 м в длину трицератопс-вес 6 тонн.9 метров в длину

пахицефалозавр — вес 1 тонна, величина 4,6 м в длину стиракозавр — вес до 3 тонн, величина 4 м в длину.

Хищники: тираннозавр — Рекс – вес 7 тонн величина 12 м в длину.

велосираптор – вес 15 кг, величина 1,8 м в длину.

Облик Земли. В меловом периоде древние материки распались на части. В их очертаниях уже угадывались разделённые океанами современные континенты. Но Южная Америка пока составляла единое целое с Африкой.

Климат быстро менялся. Он напоминал климат наших дней, хотя был значительно теплее. Тропические леса занимали огромные пространства. В лесах мелового периода уже редко встречались древовидные папоротники и саговники. На смену им пришли широколиственные деревья. А под ними зазеленели густые травы и кустарники. Широко были распространены сосны и ели. Впервые появились цветковые растения. Магнолия — одно из первых цветковых растений на земле.

В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие голосеменные растения, все динозавры, птерозавры и водные рептилии. Одна из гипотез гласит, что динозавры были уничтожены метиоритом, столкнувшимся с Землёй. Мощный удар был способен поднять в небо большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению солнечных лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть.

Приложение № 4

          Стихи о динозаврах.

     1. Авимим

Это – ящер, а не птица,

Мог ногами он гордиться,

Бегать быстро он умел

И беззубый клюв имел.

     2. Бронтозавр

Бронтозавр был так умён:

Беззащитных двадцать тонн

Под водой любил скрывать,

И растения жевать.

   3. Кентозавр

Кетозавр был ящер смелый,

Два ряда шипов имел он

Так от хищников спасался,

Мирно травкою питался.

    

4. Тираннозавр

Очень страшный, крупный хищник,
Как ножи его зубищщи.

Вымер он давным-давно,

Встретить можно лишь в кино.  

 5. Тапейара

Над волнами он парил,

Толстым клювом рыб ловил.

Гребень царский у него.

Жаль, что вымер он давно.

  6. Синорнитозавр

Толи ящер, толи птица,

Опереньем мог гордиться

Камнем с дерева слетал,

Ядом жертву оглушал.

  7. Стиракозавр

Он наверно был драчливым.

Воротник носил красивый

А на нём рогов так много,

Даже нос украсил рогом.        

8. Анкилозавр

Танк с короткими ногами,

Из пластин броня с шипами.

На конце хвоста для боя

Булаву носил с собою.

9. Уранозавр

Ящер видно был отважным,

Как корвет держался важно.

Даже парус нёс костистый,

А любил траву и листья. 

10. Археоптерикс

Птичий предок был крылатым,

Острозубым и пернатым.

Коготками в ствол вцеплялся.

Насекомыми питался.

 11. Коритозавр

Шлем носил он костяной,

Словно гребень небольшой.

Утконосым ящер был,

И растительность любил.

12. Моноклон

Воротник – большой лопатой,

Попугайский клюв рогатый.

Хоть и выглядел он лихо,

В стаде жил и пасся тихо.

  13. Ихтиозавр

Рыбоящер в океане

Плавал с острыми зубами.

Малышей кормил притом

Как дельфины молоком.

Приложение № 5

Конспект развлечения с детьми подготовительной группы

«Путешествие к динозаврам»

Образовательная область: познавательное развитие

Тип деятельности: интегрированное

Интеграция областей: речевое развитие, социально - личностное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Тема: «Путешествие к динозаврам»

Возраст детей: 6-7 лет.

Способ организации: с подгруппой детей

Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе знакомства с древними обитателями через овладение действием построения модели внешнего вида древних животных (пресмыкающихся).

Задачи:

1. Закреплять знания детей о животных, живших в древности, задолго до появления человека на Земле.

2. Закреплять знания в процессе гимнастических упражнений. Создавать на занятии положительный эмоциональный настрой через проигрывание психологических этюдов.

3. Расширять кругозор детей, познавательные интересы к жизни динозавров.

Предварительная работа: беседа с детьми о животных, живших в древнем мире, обсуждение их образа жизни, повадок. Чтение энциклопедий, познавательной литературы (энциклопедии: «Самая первая энциклопедия. Динозавры» И. Травина, «Детская энциклопедия о динозаврах» Л. Камбурнак, «Тайны живой природы» Рик Моррис, «Атлас живого мира» Е. Павлова), рассматривание иллюстраций.

Материалы: магнитофон; плакат «Динозавры»; конверт с загадкой-подсказкой; листок, сделанный из цветного картона с подсказкой.

Ход развлечения:

Ребята, а вы знаете, что такое древний мир? Кто в нем жил? (Ответы: тогда на Земле еще не было человека. Жили различные животные, в том числе и динозавры). А хотите побывать там? Мне нравится ваше предложение поехать туда на волшебном поезде. Вы разрешите быть машинистом? Вы готовы? Тогда мы отправляемся в наше путешествие. (Дети под музыку выполняют бег змейкой, держа друг друга за талию).

Ребята, вот мы с вами и прибыли в мезозойскую эру, которая была много миллионов лет назад. В это время на Земле жили удивительные животные – динозавры. Это были рептилии, в чем-то похожие на современных крокодилов, ящериц, черепах. Среди динозавров были гиганты и карлики, мирные травоядные ящеры и самые свирепые хищники. На суше динозавры расселились повсюду, став ее полновластными хозяевами. «Динозавр» означает «Страшный ящер». Но далеко не все динозавры были большими и страшными. Например, компсогнат размером был примерно с курицу. Этот проворный динозаврик питался насекомыми. (Дети рассматривают иллюстрацию с компсогнатом. Описывают его внешний вид: у него длинные ноги и короткие передние лапки; его кожа пятнистая). Давайте, ребята, побегаем как компсогнат. (Дети выполняют легкий бег с пряжками, прижимают руки к груди).

Ребята, посмотрите, на столе лежит какой-то конверт. Наверное он подскажет какого животного мы встретим дальше. Открываем конверт и читаем подсказку загадку. (Этот динозавр был втрое выше и вдесятеро длиннее слона. Большая часть его длины приходилась на шею и хвост. При помощи длинной шеи он мог есть листву с самых высоких деревьев). Ответы детей: это длинношеие динозавры или диплодок. Рассматривают иллюстрацию.

Ребята, давайте походим с высоко поднятой головой и тянем шею, как будто хотим сорвать листики с высокого дерева.

А теперь, дети, посмотрите, на стене прикрепился необычный листочек. Давайте посмотрим какая на нем подсказка. Ребенок снимает лист. Читаем подсказку: «У этого динозавра на голове небольшой гребень, живут по берегам рек. Между пальцев у них перепонки. Они могли ходить в топких местах и могли плавать. Питались листвой». Правильно, это гадрозавры. Давайте рассмотрим их на рисунке. А теперь походим в развалку как гадрозавры.

А теперь, ребята, посмотрите, кто изображен на картинке? Да, это носорог. Какие динозавры очень похожи на носорогов, только у них «трехрогая морда» и костяной «воротник» на шее. Они очень массивные и у них неукротимый нрав. Они скусывали ветки деревьев, траву. Правильно, это рогатые динозавры или цератопсы. Давайте найдем их на плакате «Динозавры».

А сейчас давайте назовем самого хищного гиганта. Он охотился на животных, так как ел только мясо. Его называют «Король ящеров-тиранов». Правильно, это тираннозавр. Давайте найдем его на плакате «Динозавры». Ребята, давайте заметим, что задние ноги тираннозавра были сильными и мускулистыми, а передние – маленькими. Огромные челюсти тираннозавра были усажены зубами, по форме похожими на кинжалы и такими же острыми.

Ребята, давайте изобразим тираннозавров: будем делать большие шаги, топать и грозно порычим.

Ой, ребята, как здорово мы съездили в древний мир. Познакомились с динозаврами, поиграли у них. Но теперь нам пора возвращаться в детский сад. Волшебный паровозик нас ждет. (Дети бегают змейкой, изображая паровозик, держат друг друга за талию. Звучит музыка).

Вот и закончилось наше путешествие.

Приложение № 6

Мастер – класс «Такие забавные динозавры».

Что же мы можем рассказать детям о динозаврах? Динозавры жили очень давно, несколько миллионов лет назад, когда ещё не было людей на Земле. Их можно сравнить с крокодилами, черепахами и змеями. Это огромные животные, которые жили и на суше и в воде. Среди них были травоядные и хищники. Динозавры жили во всех частях света, их останки находят до сих пор и собирают скелеты, чтобы люди увидели хозяев лесов и полей, живших миллионы лет назад. Почему они вымерли? До сих пор нет точного ответа на этот вопрос. Одни учёные считают, что на Земле сильно похолодало. Другие специалисты считают, что из космоса упали твёрдые объекты, подняв клубы песка и пыли, что привело к солнечному затмению и смене климата. Третьи доказывают, что динозавры отравились растениями.

Свои истории сопровождайте просмотром книг, энциклопедий. Поисково – исследовательскую деятельность можно провести и на улице в летний день. Предварительно приготовьте части тела динозавра, вырезав их из линолеума или фанеры. Разместите их в песочнице, присыпав песком. Расскажите ребёнку, что возможно и в ваше песочнице находятся останки динозавров и аккуратно попытайтесь их «найти», используя кисточки, лопатки. Найдя все части тела, предложите ребёнку собрать макет динозавра, а дома нарисовать его или вылепить из пластилина.

Динозавров можно назвать «звёздами телеэкранов». Снимается много фильмов о временах юрского и мелового периодов, леденящих от ужаса кровь. Такие фильмы старайтесь смотреть без детей. А дошкольнику предложите посмотреть мультипликационный сериал «Поезд динозавров». Почитайте сказки о динозаврах: «Сказка о динозавре по имени Неумеха», «Сказка о летучем динозавре», «Сказка о братьях динозаврах».

Полученные знания закрепите походом в зоопарк или созданием динозавров собственными руками. Можно сделать блокнот. Из бумаги, сложенной «гармошкой» вырежьте силуэт понравившегося ребёнку динозавра. Листки скрепите степлером. Такой сувенир понравится не только ребёнку, но и его друзьям.

Успехов Вам и Вашему ребенку!

Список использованной литературы:

  1. Моя первая энциклопедия. «Динозавры» — М.: Эгмонт Россия, 2001.
  2. Травина И.В. Моя первая книга о динозаврах. Научно-популярное издание для детей.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 95 с.
  3. Интернет ресурсы
  4. "Большая книга о больших динозаврах. Для детей от 4 лет"-Эксмо, 2011 г.
  5. Йоахим Опперман — Динозавры Год издания: 1994 Издательство: «Слово»
  6. Атлас животных с наклейками Лабиринт, 2009 г.
  7. Эти таинственные животные. Рептилии. Насекомые Женевьев де Бекер 2009г. Издание: Росмэн-пресс.
  8. Сладков Н. И. Разговоры животных Издательство Стрекоза 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В мире динозавров"

Проектная деятельность — это такая форма взаимодействия взрослых (педагоги, родители) и детей, которая позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со ...

проект на тему:"В мире динозавров"

Долгосрочный авторский познавательно-исследовательский проект для детей 6-7 лет....

Проект " В мире динозавров" в подготовительной группе

Краткосрочный педагогический проект " В мире динозавров"  в подготовительной  группе. Цель проекта:  Изучение жизни динозавров на земле: формирование представлений у дете...

Проект "В мире динозавров "

В мире динозавров...

Творческо-исследовательский проект "В МИРЕ ДИНОЗАВРОВ"

Проект про мир динозавров, какие были виды, описание каждого из них, проект - динозавры из пластелина....

Презентация "В мире динозавров"

Презентация по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Исследование загадочного мира динозавров»

Проблема: Кто такие динозавры? Почему вымерли динозавры?     Ничего  не притягивает так ребенка, как неизведанное, недоступное. Сразу пояляется много вопросов: зачем? Поч...