дюймовочка в зимнем лесу
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формировать представление о зимовке лесных обитателей. Закреплять знания детей о жизни растений зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyuymovochka.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«ДЮЙМОВОЧКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ”
Тема: "Дюймовочка в зимнем лесу"
Цель: Формировать представление о зимовке лесных обитателей (птиц, грызунов, насекомых). Закреплять знания детей о жизни растений зимой (деревья, кустарники, травы).
Учить видеть красоту, разнообразие природы, воспитывать бережное отношение ко всему окружающему нас миру, побуждать проявлять заботу об обитателях лесов.
Подготовка: 1. Кукла Дюймовочка, «зеркало»-рамка, две кормушки, зерна, семена, карточки с изображением следов, иголочек, листочков, рисунок сказочной птицы, загадки о зиме, оформление (деревья, птицы, снежинки).
Содержание занятия:
- Воспитатель заходит с детьми в зал, предлагает отправиться в сказку: Воспитатель: - Ребята, хотите побывать в гостях у сказки?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
- Вот и хорошо, тогда мы туда сегодня и отправимся. Но чтобы узнать название сказки, мы должны сначала разгадать ребус.
Дети разгадывают ребус, получается слово "ласточка".
Воспитатель:
- Как называется сказка, в которой одной из героинь была ласточка?
Дети:
- Сказка «Дюймовочка».
Воспитатель:
- Правильно! Вот в эту сказку мы и отправимся в гости. А как мы с вами можем попасть в сказку? Ведь все сказки находятся далеко-далеко. За лесами, за морями, за высокими горами, за тридевять земель, в тридесятом царстве, в волшебном государстве. Выслушать ответы детей.
(На ковре-самолете, обувь сапоги-скороходы, произнести заклинание, на сером волке, улететь на Жар-птице, пойти за волшебным клубком и т.д.)
- Какие молодцы! Много путей-дорог в сказку знаете. На ковре-самолете, я думаю, мы не полетим. Это опасно, вдруг сильный ветер поднимется. Сапоги-скороходы одни, а нас много. Можно пойти за клубком волшебным, но это будет долго. А давайте мы через волшебное зеркало в сказку войдем. Это быстро и безопасно. А вот и оно. Но чтобы пройти через волшебное зеркало, надо отгадать загадки:
а) Вился, вился белый рой, лег на землю - стал горой (снег)
б) Что за звездочки такие на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке (снежинка)
в) Без рук рисует, без зубов кусается (мороз)
г) Не колючий, светло-синий, на кустах развешен (иней)
д) Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло,
Скользко, весело, светло! (лед)
е) Кто зимой в трубе гудит? (ветер)
ж) Гуляю в поле, летаю на поле,
Кручу, верчу, знать ничего не хочу (метель)
После того, как воспитатель загадал каждому ребенку загадку, и дети прошли через зеркало, все попадают в сказку «Дюймовочка».
- Воспитатель:
- Смотрите, ребята, вот мы и в сказке. Только Дюймовочки почему-то не видно. Наверное, она уснула среди цветов. Кажется, я знаю, как ее разбудить. Давайте почитаем стихи о цветах.
Дети читают стихи. «Ромашки» Серовой, «Колокольчик» Трутневой, «Ромашки» Новицкой. Из-за цветка появляется Дюймовочка.
Дюймовочка:
- Как я долго спала, а во сне мне снились цветы, они разговаривали со мной и рассказывали о себе.
Воспитатель:
- Да нет, Дюймовочка, это ребята читали стихи о цветах.
Дюймовочка:
-А как же вы сюда добрались?
Дети:
- Нам помогло волшебное зеркало.
Дюймовочка:
- Как это здорово! А мне бы хотелось попасть туда, где! Когда-то появилась, встретиться с теми, с кем виделась раньше, побродить по лесу, в котором провела лето.
Воспитатель:
-Ребята! Поможем Дюймовочке вернуться назад, в родные края?
Дети
-Да!
Воспитатель:
-Дюймовочка, только там сейчас очень холодно.
Дюймовочка:
- Очень холодно? Почему?
Дети:
- Потому, что там зима. Лежит снег, дует холодный ветер.
Дюймовочка:
- А какая она, зима?
Дети:
- Холодная, снежная, суровая.
Воспитатель:
-А чтобы ты лучше представила зиму, послушай стихотворение о зиме.
(Чтение стихотворения)
Воспитатель:
-Ну что, ты готова отправиться на встречу с зимой? Тогда пойдем с нами. (Дети проходят через зеркало).
Воспитатель:
- Вот мы и в гостях у зимы.
Дюймовочка:
- Это же поле! Я узнала это место. Где-то здесь был домик полевой мыши, забыла, как он называется?
Дети:
- Норка.
Дюймовочка:
- Вот молодцы!
Воспитатель:
-Мы, Дюймовочка, не только знаем, как мышкин домик называется, но и как называются домики других животных. И сейчас мы покажем тебе в игре «Кто где живет».
Воспитатель раздает детям карточки с изображением лесных домиков и животных, фломастеры. Предлагает детям помочь зверькам отыскать свой дом и сказать, как он называется (дупло, норка, гнездо, берлога).
Дюймовочка:
- Когда я забрела сюда в первый раз, вход в норку был прикрыт сухими стебельками и травинками. А сейчас ничего не видно. Значит, норку мышки не отыскать?
Воспитатель:
- Ребята, подскажите Дюймовочке, как найти вход в норку? (По небольшому отверстию в снегу, по следам).
Дюймовочка:
-Явсе поняла. Вы мне поможете отыскать вход в норку? Мышка была ко мне так добра, и я хочу ее отблагодарить, послать ей угощение.
Игра: «Угощение для мышки»
Дюймовочка:
- А теперь я хочу навестить знакомых в лесу.
Воспитатель:
- Ну, тогда пойдем в лес.
(Имитация глубокого снега - дети высоко поднимают ноги.)
Дюймовочка:
- Откуда взялись сугробы?
Воспитатель:
- Много снега выпало. Ребята, как вы думаете, хорошо или плохо, когда большие сугробы на полях и в лесу? (Чем больше снега, тем больше воды, снег как шуба)
Воспитатель:
- Ребята, давайте, с вами слепим снежные комочки разной формы, а потом посмотрим, у кого что получилось. (Пока дети лепят, воспитатель расстилает полотно, на котором нарисованы разные геометрические фигуры, и раздает фломастеры). Предложить дорисовать снежный комочек.
- Ребята, а как красиво в лесу! Закройте глазки и постарайтесь увидеть красоту зимнего леса.
Звучит музыка, читается стихотворение.
Воспитатель.
- Ребята, подошел вечер, но лес не уснул, и сейчас мы с Дюймовочкой посмотрим, как вы умеете ориентироваться в темноте (ребенку надевают темные очки и дают тактильные дощечки, он ощупывает их и говорит, какого зверя встретил, какое дерево и т. д.).
Дюймовочка'.
- Ребята, а вон, возле того дерева, под большим лопухом, я жила. Пойдем туда.
Воспитатель’.
- Пойдем, только продвигайтесь аккуратно, чтобы не наступить на стебли молодых деревьев и кустиков, ведь зимой они очень легко ломаются.
Дюймовочка:
- Почему?
Дети:
- Летом по веточкам бежит сок, веточки становятся живыми, упругими, а зимой деревья спят. Веточки хрупкие и на морозе ломаются.
Дюймовочка:
- Как много в лесу деревьев, но они все разные.
Воспитатель:
- Зелеными остаются только хвойные деревья, а лиственные сбрасывают листву осенью. Сейчас мы поиграем в игру: «С какого дерева наряд?» (раздаются карточки, на которых изображены модели, найти соответствующее дерево)
Воспитатель:
- Ребята, давайте сами превратимся в деревце, в красивую стройную елочку. Предложить показать свою елочку и рассказать, когда бывает елочке трудно, горько, обидно (Ребенок говорит от лица елочки)
Дюймовочка:
- Ой, а что это за рисунки на снегу?
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите внимательно на снег, что приняла Дюймовочка за рисунки на снегу?
Дети:
- Это следы лесных обитателей.
Дюймовочка:
- А как же их узнать?
Воспитатель:
- Сейчас ребята научат тебя узнавать животных по их следам.
- Ребята, какие животные побывали на этой полянке? Давайте посмотрим внимательно на следы. (Воспитатель задает наводящие вопросы, дети находят след и называют животное).
Дюймовочка:
- Хорошо в лесу. Но почему-то не видно насекомых. Неужели случилась беда?
Воспитатель:
- Никакой беды не случилось. Сейчас ребята расскажут, что с ними произошло. Почему их зимой не видно. (Муравьи спят в муравейнике, червячки в земле, под корой деревьев).
Дюймовочка:
-А чем питаются зимой птицы? Мало того, что им холодно. Да еще и голодно.
Воспитатель:
- Да, зимой птицам действительно приходится трудно. Часто они жмутся к жилью человека. Дети об этом даже стихи могут прочитать. (Читают стихи)
Но наши ребята не только учат стихи, но и сами сочиняют. (Читают стихи) Дюймовочка:
- Ребята, а я придумала вот такую птицу.
Воспитатель показывает рисунок и спрашивает, на каких птиц смотрела Дюймовочка, когда рисовала свою птицу. (Дети разгадывают загадку- рисунок)
Дюймовочка:
- А почему я не вижу моей любимой ласточки?
Дети:
- Эта птица перелетная, она улетает в теплые края.
Воспитатель:
- А каких вы еще перелетных птиц знаете? (Дети отвечают)
- Хочешь, Дюймовочка, с нами поиграть в игру «Леснаяигра замри»? (Дети встают в круг, воспитатель по считалке выбирает ведущего, он - Лесовичок).
Слова к игре:
Ходят звери по лесам,
Тут и там, тут и там.
Кто-то ходит, кто-то скачет,
Кто-то прыгает как мячик.
Кто-то бродит или рыщет
Ты на них всех посмотри
Ну-ка звери, все - замри! (Под музыку дети изображают разных животных, на слова «замри» останавливаются на месте. Ведущий выбирает лесную фигуру)
Дюймовочка:
- Как я много узнала о птицах. Зимой голодно, холодно. Пусть они живут в помещении, в клетках.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, хорошо мы поступим, если начнем ловить птиц и сажать в клетки? Почему? (Ответы детей)
Дюймовочка:
- А что, никак нельзя помочь им перезимовать?
Воспитатель:
- Птичкам можно помочь. Можно подкармливать, вот мы с вами уже сделали кормушку. Пойдем, повесим кормушку. А кто на нее может прилететь? Что мы посыпем для воробышек, синичек и т.д.?
Воспитатель:
-Ребята, давайте Дюймовочке загадаем загадку:
«Невидимкой осторожной
Он является ко мне
И рисует как художник
Он узоры на окне.»
(Дюймовочка с детьми отгадывают загадку)
-Да, ребята, Дед Мороз - замечательный художник! Посмотрите, какую картину он нарисовал своими снежными красками. Но картина не простая, если внимательно посмотреть, то можно увидеть, где и какой спрятался зверь.
Воспитатель:
-Ребята, давайте для Дюймовочки споем песню «Снежная сказка» (Дети исполняют песню)
Воспитатель:
-Ну вот, ребята, закончилось наше путешествие с Дюймовочкой по сказке. Дюймовочка, не торопись возвращаться к себе, останься с нами!
Воспитатель к детям:
-Ребята, как нам вернуться домой? (Через волшебное зеркало). Дети выходят, занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка «В зимнем лесу»
Сценарий праздника для средней группы....
Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».
Программные задачи:1.Закреплять знание о зиме, ее приметах;2. продолжать ходить стайкой за воспитателем, перешагивать...
Конспект занятия 1 младшей группы на тему: " Встречи в зимнем лесу"
Программные задачи:1 .Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.2. Познакомить малышей со свойствами и качествами л...
Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"
Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...
Конспект экскурсии в зимний лес «Красота зимнего леса»
Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.Задачи:Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.Развивающие: ра...
Сценарий развлечения «Зимние забавы» в старшей группе «Б» (игровая конкурсная программа) «Письмо из зимнего леса» »
Дети помогают спасти зимний лес от происков Госпожи Метелицы...
Сценарий зимнего развлечения "В зимнем лесу" для детей младшего возраста
Развлечение "В зимнем лесу" предназначено для детей младшего возраста, как итоговое мероприятие по теме "Зима"...