Творческий проект "Веселые и грустные краски"
проект по окружающему миру
Основная цель - расширение и углубление представлений детей о цвете, оттенках, цветовой палитре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_veselye_i_grustnye_kraski.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально – личностному развитию детей № 46 «Снегири»
Творческий проект
«Грустные и веселые краски»
Автор проекта:
Логунова Т.С., воспитатель
2018 год
Тема проекта: «Грустные и веселые краски» или «Разноцветный мир»
Продукт. Творческий досуг или игра «Что узнали мы о красках?» или «Краски дружат».
Задачи
1. Продолжать расширять и углублять представления о свойствах предметов окружающего мира (цвете); о цвете, оттенках, цветовой палитре произведений искусства (названии цветов и некоторых оттенков, сочетании, способах получения новых оттенков); кратко представить историю возникновения красок (с целью активизации экспериментирования).
2. Развивать умения различать цвета, называть их, использовать для пере дачи настроения, создания выразительного образа. Способствовать развитию цветовидения, различения оттенков, ассоциирования цветов и оттенков с опре деленными эмоциональными состояниями, чувствами. Развивать эстетические способности, интерес детей к цвету как физическому и эстетическому свойству предметов, явлений.
3. Развивать художественно-эстетическое восприятие, умения выделять главное, в диалоге с педагогом понимать образ, обогащать опыт выделения цвета как средства выразительности (на примере известных произведений искусства).
4. Развивать познавательную деятельность (с помощью педагога замечать проблему, осуществлять обследование (проверку предположения), стремиться узнать что-то новое, формулировать вопросы).
5. Обогащать словарный запас названием цветом, образными сравнениями. Стимулировать составление описательных рассказов, простых загадок о цветах (оттенках) или предметах определенного цвета.
6. Развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающие выражение освоенного (в рисунках, рассказах, играх); стимулировать желание создавать интересные изображения, смешивать цвета и подбирать цвета и оттенки согласно замыслу, развивать технические умения (использование гуаши).
7. Стимулировать проявление предпочтений в выборе темы будущей продуктивной работы, эпизода игры, согласовывать действия в ходе игры (режиссерской), договариваться о замысле (с помощью педагога).
Мотивационный этап. Проблемная ситуация. Педагог предлагает детям отправиться в волшебную Радужную страну Грустных и Веселых красок.
Активизирует внимание и интерес детей вопросами — провокациями от имени игрового персонажа.
Вопросы для активизации деятельности. Какие цвета бывают? Сколько цветов в радуге? Кто придумал краски? Какого цвета солнце? Какая краска (оттенок) самая красивая? Самый любимый художниками цвет? Куда уходят краски ночью, когда цветов и оттенком не видно? Бывает ли настроение у красок? Какие краски часто называют грустными? Откуда берутся холодные — снежные краски и какая у них температура? Какого цвета наш город (можно встретить в нашем городе)? Какого цвета улыбка? Улыбка мамы? Какие цвета есть в супе (на детской площадке, одежде детей)? О чем может рассказать цвет?
Следует задать не более 3—4 вопросов для начального обсуждения.
Педагог предлагает детям карту страны Красок, на которой изображены царства разных цветов. Отводит время на рассматривание и вопросы детей, предлагает назвать цвета и оттенки, интересно и выразительно описывает предстоящее путешествие. Возможно совместное с детьми заполнение календаря путешествия: в расписании дней недели рассматривание и обозначение этапов путешествия (чтение «цветных» сказок, путешествие в мини-музей или галерею, экспериментирование по смешиванию цветов и др.).
Проблемно-деятельностный этап
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности (образовательная ситуация) | Образовательная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) | Взаимодействие с родителями |
«Разноцветье». Расширять и углублять представления детей о цветах и оттенках; способствовать освоению детьми сенсорных эталонов, становлению порядка цветов (в радуге); развитие умений различать цвета и оттенки, выделять холодные и теплые оттенки; развитие чувства цвета, интереса к выделению цвета в окружающих предметах и явлениях и использованию в собственной деятельности. Рассматривание цветов и оттенков окружающих предметов. Возможные задания: раскрасить радугу в «правильные» цвета, назвать цвета в правильной последовательности, найти предметы заданных цветов. Рассматривание изображения радуги; подбор цалитры (из разного цвета кругов-клякс), называние цветов, поиск (внимательно рассмотреть мелкие детали) и показ заданных цветов | Составление макета (панно) «Радуга». Рассматривание интересных художественных образов. Сравнение палитры двух картин, поиск различий (возможно использование произведений: И. И. Левитан «Одуванчики», Ф. А. Васильев «Мокрый луг», Н. Н. Дубровский «Радуга», А. А. Рылов «Закат», Н. К. Рерих «Гималаи», И. К. Айвазовский «Среди волн»); выделение цветов и оттенков сезонов года (осени, зимы) | Игры по типу лото или домино («Найди такого цвета»). Составление коллекций по цветам (игрушек, фигур, предметов, спортивного инвентаря). Размещение плакатов (полуготовых основ) по теме у центра творчества | |
«Царства-государства Красок». Развитие умений цветовосприятия, умений различать оттенки, осваивать сенсорные эталоны цвета и оттенков, различать теплые и холодные цвета (на ознакомительном уровне), подводить детей к пониманию некоторых ассоциативных характеристики цвета и оттенков (на ознакомительном уровне). Ситуации строятся как путешествие по волшебной стране (царствам Красного, Желтого и Оранжевого цветов, Голубой, Фиолетовой и Синей красок (вторая ситуация), Черной, Белой и Серой красок (третья ситуация) и Зеленой и Коричневой красок (четвертая образовательная ситуация)). Возможные задания: краткая и образная информация о некоторых характеристиках цвета, сравнение цветов; выбор самых любимых цветов; поиск в окружающих предметах. Рассматривание репродукций произведений, предметов народных промыслов (поиск используемых цветов). Подбор предметов (картинки с изображениями предметов) определенного цвета; по образному описанию педагога или загадке поиск цвета (оттенка); подбор цвета к окрасу зверей, птиц, насекомых, рыб; изображение цвета символом (например, желтый— солнцем, зеленым — проростком и др.) в рисунке или пластическом этюде; раскрашивание предметов в соответствующие цвета; рисование «Оранжевого (красного, синего) натюрморта» | Чтение дидактических сказок о цветах (могут быть рекомендованы для родителей). Например, «Маленькая капелька», «Желтые утята» Т. А. Котлякова). Прослушивание и разучивание песенок, стихов, в которых упоминается название цветов и оттенков («Оранжевая песенка» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова и Г. Горина), С. Я. Маршак «Разноцветная книга») | Составление коллекций материалов определенных цветов (по выбору детей). Слушание стихов и песен (аудиокнига). Игры на обогащение сенсорного опыта «Подбери по цвету». Задания с листами рабочих тетрадей и книг «Раскраски». Рассматривание окружающего пространства (группы, участка) через цветные стекла. (И др.) | Составить с помощью родителей или педагога загадку о цвете, оттенке, предмете типичного цвета |
«Кто придумал краски, или Краски на огороде и подоконнике». Познакомить детей с историей возникновения и получения красителей, красок. Возможные задания: внимательно рассмотреть подоконник, на котором расставлены комнатные растения, и догадаться, где в них спрятаны краски. Информация о способах получения красок: из природных объектов (растений, минералов) и технологии изготовления некоторых оттенков, их использовании для декорирования одежды, предметов быта; пояснение названия и возникновения красок, которые используют художники (масляные краски: на основе измельчения в пудру природных камней, вытяжек из растений с добавлением специальных веществ — масла; иногда используют в технологии изготовления яичный белок, воду, смесь глины и воды). Подобрать растения (фото или цветы, овощи, фрукты) к соответствующим оттенкам. Придумывание интересных названий оттенкам и цветам. Наблюдение изменения цвета (оттенка) под воздействием разных условий (засыхания, варки (сравнить свежую морковь и сваренную)). Рисование узоров естественными красителями (отпечатки штампом из свеклы или моркови, вишневым соком, соком цветов): «Свекольный натюрморт», «Соковые узоры» и др. | Опыты с цветом, или «Цветные превращения». Познакомить детей со способами смешивания красок на палитре (например, зеленый цвет получается смешением синего и желтого), разбеливания для получения более светлого, накладывания одной краски на другую. Варианты построения опытов: 1) последовательное добавление цвета в другие цвета с придумыванием образного названия полученному оттенку и дорисовка до некоторого образа; 2) смешивание только одного цвета (получение из желтого золотистого, лимонного, медового, солнечного и др.; из зеленого — цвета морской волны, темно-зеленого, светло-зеленого, сине-зеленого). Игра-драматизация «Теремок». Активизация отражения впечатлений детей в творческой игре. Педагог предлагает рассказать старую сказку «Теремок» на новый лад: вместо героев сказки будут новые персонажи— краски. Дети распределяют роли, вместе с педагогом придумывают слова краскам-персонажам (о чем хотела бы рассказать краска, какая она по настроению, что бывает такого же цвета). С помощью педагога разыгрывается сюжет Организация выставки «Радужный мир» (совместно с детьми). Педагог предлагает детям оформить выставку «Радужный мир» (другие возможные названия: «Краски дружат», «Палитра волшебной страны», «Хоровод красок», «Радужная улыбка»), совместно обсуждают форму представления (как лучше расположить? Что будет представлено в качестве экспонатов? Какие цвета и оттенки лучше расположить рядом?). В галерее можно представить репродукции известных полотен разного размера, детские работы в процессе проекта, наборы красок, кисти, цветную бумагу, оригинально скрепленную (бабочка, радуга и др.), кляксы для дорисовки, игровые персонажи разного цвета (разноцветные гномы, человечки и др.), фотографии и картинки с изображениями типичных по цвету предметов, предметы сенсорной коллекции (предметы, лоскут и бумага разных оттенков, цветные стекла и др.) | Рассматривание разнообразных материалов и веществ (камней, песка и др.), раскладывание по цветам. Самостоятельное повторение опытов с опорой на схему (листы рабочей тетради - по желанию детей) | Посещение музея, Ботанического сада, выставки, на которой данное содержание будет раскрыто экскурсоводом на основе экспозиции. Домашнее задание: совместно с родителями найти дома красящее растение (овощ, фрукты) |
Творческий этап. Творческий досуг или игра «Что узнали мы о красках?» («Краски дружат» (обобщение и уточнение освоенного, начальная систематизация представлений о цветах и оттенках, палитре, стимулирование индивидуальных и творческих проявлений детей)).
Для активизации интереса детей можно включать записи «цветных» песенок, внести новые разноцветные карандаши или организовать игру в галереи. Детям предлагается составить палитру природы: вспомнить, какие цвета можно встретить в природе, отобрать краски и оттенки из специального материала (круги или кляксы разного цвета), назвать предметы заданного цвета, рассмотреть в представленных в галерее репродукциях картин. Воспитатель зачитывает описание цвета, загадку или называет предмет, имеющий типичную окраску, предлагает детям определить цвет, пояснить ответ.
Далее предлагается вспомнить царство Красок, изобразить пластикой и образом называемые педагогом цвета и оттенки. Воспитатель для активизации детей может использовать образные описания ситуаций («яркие языки пламени огня вздымаются ввысь, словно пляшут», «теплый солнечный лучик согревает все вокруг, и сразу радостней становится»).
Далее детям предлагается вспомнить палитру зимы и осени, припомнить цвета лета и весны.
Составить коллаж (разрисовать пейзажную заготовку) по теме сезонных изменений в природе (возможные темы: «Золотой листопад», «Белоснежный лес в снеге засыпает», «Лето красное — прекрасное!»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Рисование красками как вид художественно-творческой деятельностти"
Данная консультация предназначена воспитателям, и рассказывает о значении рисования красками в художественно-творческой деятельности....
Творческо-познавательный проект «Краски осени»
Работа по проекту расчитана на два месяца, участниками являются воспитатели, дети, родители....
Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносто...
Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Работа детей с красками- начало творческой деятельности»
Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Работа детей с красками- начало творческой деятельности»...
Творческо - исследовательский проект "Волшебные краски"
Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с красками и изучения истории красок. Эта работа осуществлялась через пои...
Познавательно - творческий проект на тему : «Краски осени»
В наше время, все чаще ставится вопрос об охране окружающей среды, об охране природы, которая нас окружает.Одна из важнейших задач для нашего общества прививать любовь и уважение к родной природе с са...