" К нам Масленица идёт, блины да мёд несёт! "
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кондрусова Анжела Михайловна

Конспек титогового совместного с бабушками досугового мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_nam_maslenitsa_idyot_bliny_da_myod_nesyot.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  

ДОСУГОВОГО

 совместного с бабушками  

 МЕРОПРИЯТИЯ

«К нам масленица идёт, блины да мёд несёт!»

Автор-разработчик: Кондрусова Анжела Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 90 Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: средняя группа.

Длительность мероприятия: 35 + мин.

Цель: 1. Формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках: закрепить знания детей о традициях празднования Масленицы.

2. Используя досуговые мероприятия, вызвать у родителей и законных представителей детей желание принимать активное участие в педагогическом процессе.

Педагогический замысел:

«Социально-коммуникативное развитие»:

1.Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками:

создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов.

2.Знакомство детей с русской народной праздничной культурой и традициями гостеприимства.

«Познавательное развитие»:

1 Продолжать знакомить детей с историей русского народа через знания о русском народном празднике Масленица (его значение, символы, традиции, обряды и праздничная кухня).

 «Речевое развитие»:

 1.Воспитание интереса и любви к устному народному творчеству: частушки.

«Художественно-эстетическое развитие»:

1.Приобщение детей к народному искусству: восприятие фольклора и любовь к народному искусству.

«Физическое развитие»:

1.Развитие интереса к участию в народных подвижных играх.

Предварительная работа:

1.Беседа «Что такое Масленица».

2. Разучивание хороводного танца «Весну звали».

3. Пальчиковая игра «Солнышко- вёдрышко».

4. Разучивание народных подвижных игр «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Карусель».

5.Разучивание поговорок о блинах.

6. Слушание народных песен на тему (в современной обработке).

7. Лепка «Блины», рисование «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои».

8. Сюрпризный момент: В понедельник обратить внимание детей на то, что в мини-музее «Русская изба» появилась новая куколка.

Воспитатель: Ребята, в нашем музее много народных кукол: ярких, красивых, в разноцветных нарядах. А сегодня, когда я утром пришла в детский сад, сразу увидела, что среди них появилась новая. Может, она не такая красавица, как остальные, простенькая и ненарядная… Но очень яркая! Даже глаз радуется, глядя на неё. Зимы в России длинные, суровые, с морозами и метелями. Чего нам так не хватает зимой? О чём напоминает вам эта куколка? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. А куколку эту кличут Масленицей. Масленица зиму прогоняет, весну встречает.

9. Рассматривание куклы Масленица.

Материалы.

Демонстрационный и раздаточный материалы:

- Кукла Масленица

- Клубок нитей того же цвета, что и кукла

- Для игр и конкурсов: маска «Солнышко», лента, сковородки игрушечные, пластилин, клей-карандаш, основа «Солнышко», полосы из бумаги жёлтого цвета.

-для мастер-класса для бабушек: нити жёлтого и красного цветов, палочки, пооперационная карта «Как сделать куклу «Масленица».

- аудиозаписи русских народных песен для игр на тему мероприятия.

Примерный ход совместной деятельности.

Встреча гостей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. В гости к нам пришли наши бабушки любимые. Давайте поздороваемся с ними особенно, с любовью, скажем: «Здравствуйте, гости дорогие!»

От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу.
Вместе Февралю - помашем,
Марту - "здравствуй" скажем .

Воспитатель: Собрались мы сегодня праздник Масленицу вспомнить. Масленицу мы встречаем, зиму провожаем! Ждали Масленицу? Масленица-время чудес. И с нами такое произошло: в понедельник в нашем мини-музее появилась новая куколка Маслёна. Думаю, она нам поможет встретить Масленицу.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что вместо куклы Масленица в мини-музее лежит клубок нитей. Описывает проблемную ситуацию (Теперь весна не придёт? ) Помогает детям   понять, что моток того же цвета, что кукла Масленица, делают совместный вывод, что с куколкой беда. Возможно, это злая Зима не хочет уходить и заколдовала её.   Совместно с детьми проектирует решение проблемной ситуации: необходимо выполнить ряд условий, освободить Масленицу, тогда и наступит красавица Весна.

Воспитатель: Мы вместе вспомним традиции и обряды праздника и Зиму победим! Поможете мне? Было это так давно, что мало кто и знает о том. Но всё же память народная обычаи эти сохранила и почитать их велела с весельем и радостью- за терпение зимы длинной и холодов трескучих да за труды человеческие праведные.

 Масленица – это праздник перехода от зимы к лету, теплу, солнцу. Его празднуют весело, разгульно.  И праздновали его целую неделю. У каждого дня было своё названье.

 Воспитатель: Понедельник- встреча. По русским обычаям гостя надо сначала пригласить, позвать в гости. Встречу Масленице устраивали ребятишки. Они забирались на снежную гору и звали Масленицу. Утром они делали соломенную куколку Масленицу, наряжали её, обували, сажали на санки-салазки, ввозили в горку. Дети ходили по домам ватагою и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!». Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им старое тряпье. Насобирают ребята всякой всячины и вывозят все это на место высокое, хворосту натаскают и костер зажигают. Такой костер называли «масленкой». Дети вокруг костра пляшут и поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

 Проводится игра «Гори, гори ясно!»

 Воспитатель: Вторник-заигрыш. И в этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Находили себе жениха или невесту. Но главное- как можно дальше прокатиться с горы, так как катание на Масленицу не простое, а волшебное. Чем дальше прокатишься, тем длиннее вырастит лён.

Игра «Каруселька». 

Дети бегут по кругу под русскую плюсовую мелодию. Когда музыка замолкает, каждый ребёнок должен ухватить конец ленточки (до этого они их не трогают). При этом лент на одну меньше, чем детей: малыш, оставшийся без ленты, выбывает. Далее игра продолжается до тех пор, пока не останется двое участников и одна лента (каждый раз одна отвязывается от шеста или обруча).

Воспитатель: Среда- лакомка. Тёщи приглашали своих зятьёв на блины. Весь почёт и уваженье- молодым. Если не было своих- приглашали родственников, соседей. Внуки знают, что лучше бабушки никто блинов не испечёт!

Проводится эстафета для бабушек. «Испеки блин».

Воспитатель: Давайте, бабушки, посмотрим, каких блинов вы нам испекли?

Проводится игра малой подвижности «Блины» (с бабушками).

(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:

1. «Блин комом» - все подпрыгивают.

2. «Блин с маслом» - все приседают.

3. «Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.

4. «Блин со сметаной» - кричат мальчики.

5. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки

Воспитатель: Четверг- разгуляй. В этот день было больше всего развлечений: «широкий четверг», «разгул, перелом». Катались на санях с горок, на лошадях, строили снежный городок и брали его с боем. Начинали в своей деревне, переезжали в другую. Ребятишки с торбами бегали по избам и выпрашивали блины у хозяек. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Дети поют частушки:

1.Мы частушки пропоем,

Как мы Масленицу ждем,

Как тоскуем по блинам,

И по теплым вешним дням.

2.Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.
 3. Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула,

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

4.Веселей играй, гармошка,

Масленица, не грусти!

Приходи, весна, скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Воспитатель: Пятница- тёщины вечёрки. Зятья угощали блинами своих тёщ. Главным украшением этого праздника оставался блин. Почему? (Он очень похож на солнышко).

Проводится эстафета «Собери солнышко». Солнышко победителей эстафеты «превращается» в маску –ободок для игры, проводится игра «Солнышко». (Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко). Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее (круг сжимается,

А весна милее (круг расширяется)

Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!».

Это сигнал детям разбегаться в разные стороны, а ведущий их ловит.

Воспитатель: Суббота-золовкины угощенья. В субботу молодая невестка приглашала на блины сестер мужа. Кстати, мирились, если кто в ссоре находился. Катались на тройке с бубенцами.

Проводится эстафета «Катание на лошадках».

Воспитатель: И вот -воскресенье светлое быстро наступает. Как оно называется-подскажут нам бабушки, отгадав загадку.

День последний подошел,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печеные

А зовется воскресенье … (прощеное)

Воспитатель: Прощения просят у всех. Как это делать-научат вас бабушки.

Главным участником Масленицы становилась кукла из соломы, которую наряжали в яркие одежды. Вечером эту куклу сжигали в знак того, что люди провожают зиму и встречают весну.

Воспитатель: Вот и выполнили мы все условия вспомнили все традиции. Что мы делали, ребята? Ответы детей: «Весну звали!»

Хоровод: «Весну звали».

Воспитатель: Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Дети: Да!

Объявляется чаепитие.

Воспитатель (Обращаясь к бабушкам): Ребята хорошо постарались, а теперь ваш черёд довершить волшебство.

Проводится мастер-класс для бабушек «Как сделать куклу Масленицу». Результат преподносится детям как спасённая куколка. В нашем варианте- у каждого ребёнка на память о спасении Масленицы осталась небольшая куколка, изготовленная бабушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему: «Масленица идёт, блин да мёд несёт!»

познакомить детей с традициями народного праздника....

Сценарий открытого праздничного мероприятия для детей на тему:"Масленица идёт, блин да мёд несёт."

Цель: Познакомить детей с русским обрядовым праздником масленницей....

«Масленица идёт, блин да мёд несёт» образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Цель: повышение у детей интереса к традициям русского народа.Задачи: Обогащать духовный мир детей;Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;Обобщить и закрепить знания детей о празднике «...

"Масленица идёт, блин да мёд несёт"

Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет» в средней группеЦель: Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей.Вовлечь детей принять участие в празднике.Создать атмосфер...

«Масленица идёт, блин да мёд несёт»

Цели:Закреплять двигательные умения и навыки;Развивать быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, дисциплинированность и организованность;Воспитывать чувство коллективизма, дружбы;Вызв...

Масленица идёт, Блин да мёд несёт!

Масленица - это яркое, веселое торжество, котрое призвано прогонять зиму и зазывать весну, пробуждающую природу и солнечное тепло....