Проект "Живые барометры"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность темы
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать,
Дождь и снег, в любое время года
Надо благодарно принимать!
Э. Рязанов
Каждый человек интересуется прогнозом погоды. Выходя из дома, мы часто, смотрим на небо, затянутое подозрительно серой пеленой, задумываемся: брать с собой зонт или нет? Будет ли дождь скоротечным или затяжным?
Большую работу проводят метеорологи. Во всех этих случаях прогноз погоды, передаваемый по телевизору - плохой помощник. Он дает лишь самые общие представления о состоянии атмосферы на обширной территории. Зачастую погода очень неоднородна, - в нескольких километрах поливает дождь, а у вас над головой светит солнышко. По форме облаков, цвету неба, характеру ветра и тысяче других деталей опытный наблюдатель без труда узнает погоду на ближайшие несколько дней, причем с очень высокой степенью достоверности.
А ведь есть на земле существа, которые действительно предсказывают погоду и делают это без всяких расчетов. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности и температуры, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды.
И вот нам стало интересно, можно ли благодаря нашим наблюдениям за поведением животных и жизнью растений предугадать погодные изменения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_-_zhivye_barometry.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы
У природы нет плохой погоды,
Каждая погода благодать,
Дождь и снег, в любое время года
Надо благодарно принимать!
Э. Рязанов
Каждый человек интересуется прогнозом погоды. Выходя из дома, мы часто, смотрим на небо, затянутое подозрительно серой пеленой, задумываемся: брать с собой зонт или нет? Будет ли дождь скоротечным или затяжным?
Большую работу проводят метеорологи. Во всех этих случаях прогноз погоды, передаваемый по телевизору - плохой помощник. Он дает лишь самые общие представления о состоянии атмосферы на обширной территории. Зачастую погода очень неоднородна, - в нескольких километрах поливает дождь, а у вас над головой светит солнышко. По форме облаков, цвету неба, характеру ветра и тысяче других деталей опытный наблюдатель без труда узнает погоду на ближайшие несколько дней, причем с очень высокой степенью достоверности.
А ведь есть на земле существа, которые действительно предсказывают погоду и делают это без всяких расчетов. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности и температуры, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды.
И вот нам стало интересно, можно ли благодаря нашим наблюдениям за поведением животных и жизнью растений предугадать погодные изменения.
Цель: исследовать растения и виды животных – барометров как естественных предсказателей погоды
Задачи:
Изучить литературу по данной теме, найти народные приметы о погоде.
Провести наблюдения за погодой и сравнить их с изученной литературой
Сопоставить поведение животных и народные приметы в зависимости от изменения погоды.
Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Объект исследования: животные, растения
Предмет исследования: поведение животных и жизнь растений в определенных условиях
Гипотеза: если вести наблюдение за поведением животных, то можно составить прогноз погоды, не имея специальных приборов.
Методы исследования: сбор информации: изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет; обобщение полученной информации; опрос, наблюдение.
Проблема: узнать, как и какие растения и животные на экологической тропе детского сада предсказывают погоду и почему их называют барометры.
Как всегда, летом, после завтрака мы выходим на прогулку. Так было и в этот день, хоть погода и была пасмурной. Мальчики играли в мяч, девочки в свои любимые игры, а Ксюша с Варей стояли около клумбы с цветами. Искали там бабочек, но не могли их найти, так как одни цветы закрылись, другие поникли. Девчонки подбежали ко мне и стали наперебой спрашивать, а почему некоторые цветы закрылись? Тогда мы позвали всех детей и вместе с ними подошли к клумбе. Дети долго рассматривали цветы, сравнивали с цветами на другой клумбе. Оказалось, что действительно, не все цветы закрылись и поникли, некоторые были раскрыты. Ребята стояли в недоумении. Тогда я обратила внимание детей на небо, и попросила охарактеризовать состояние погоды. Ребята быстро описали, какое над нами небо. Узнала у детей, кто предсказывает погоду, какие инструменты нужны для того, чтобы узнать каким будет день. А чтобы самим узнать связь между пасмурным и солнечным небом и цветами, мы решили создать проект и назвать его «Живые барометры, предсказывающие погоду». Так же нами было решено, обратиться к помощи родителей и второму воспитателю, ведь наши наблюдения не должны были прерываться.
Для того чтобы родители поняли чем мы будем заниматься, мы провели с ними консультации, сводили на экскурсию к видовой точке «Живые барометры» экологической тропинки детского сада.
1. Материал:
картинки и фотографии живых барометров;
подарки для живых барометров: ветряные вертушки в виде цветочков;
схема экологической тропинки детского сада;
сказочные герои видовых точек: «Бабочка» - цветники, «Лесовичок»;
компьютерные презентации: «Растения, животные предсказывающие погоду»; «Какие они цветы, животные?»; «Живые – барометры».
детская познавательная и художественная литература;
дидактические игры по теме проекта;
фотоаппарат.
2. Методическое обеспечение:
1. Анцыперова Т. А. Экологические проекты (из опыта работы прогимназии
№ 2 г. Волгограда): методическое пособие. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. -96с. Приложение к журналу «Учебный год» № 87. Серия «Экологическое образование. Выпуск 7.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград: Перемена, 2001.-83с.
3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду/ - Волгоград: Учитель, 2009- 232с.: ил. с. 48-55.
4. Рыжова Н., Логинов Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка - пресс, 2008. -256с.
5. Рыжова Н. А. Проект «Мусор» // Дошкольное образование. – 8. – 2001. –
№ 16 (64).
6. Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево». – М.: «КАРАПУЗ ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256с.
7. А. Н. Сергеев Живые барометры рядом с нами. —Д.: Издательство Сталкер, 2003.— 288 с: ил.
8. Черезова Л. Б., Анциперова Т. А. Проектная деятельность в экологическом образовании детей – оптимальная форма осуществления преемственности между дошкольными учреждениями и школой. / Модернизация системы в регионе: потенциал повышения квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений. Мат. региональной научно - практ. конфер., часть 1. – Волгоград: изд-во ВГИПК РО, 2005. – С. 92-95.
9. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей. – М.: ГНОМ и Д, 2002. – 64 с.
10. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОЕКТА:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: дать детям первичную информацию о живых барометрах и познакомить их с разнообразием и особенностями.
1. Рассматривание иллюстраций, фотографий с живыми барометрами.
2. Подбор научных и художественных произведений.
3. Создание паспорта растений и животных, видовой точки «Живые барометры» экологической тропики детского сада.
4. Подбор материала родителями для проекта по теме:
создание семьей Карабушиных папки «Стихи о растениях и животных - предсказателях»;
создание семьей Желтовых папки «Прогноз погоды от живых барометров»;
создание семьей Сучковых игры таблицы «Цветы – синоптики»;
сочинение сказок родителями о «живых барометрах».
5. Составление перспективного плана работы с детьми старшего дошкольного возраста:
1. июнь
Коммуникативная деятельность: беседа с детьми на тему: «Живые барометры».
2. июнь
Познавательно – исследовательская деятельность: экскурсия с детьми по экологической тропинке детского сада. Составление списка «Растения и животные – барометры на экологической тропе детского сада».
3. июнь
Познавательно – исследовательская деятельность: экскурсия к видовой точке «живые барометры» экологической тропе детского сада.
5. июнь
Познавательная и коммуникативная деятельность: просмотр и обсуждение презентации: «Растения, животные предсказывающие погоду».
6. июнь
Познавательная и коммуникативная деятельность: просмотр и обсуждение презентаций созданных родителями.
7. июнь
Продуктивная деятельность: написание писем детьми живым барометрам, оформление и отправка писем.
8. июль
Коммуникативная и продуктивная деятельность: придумывание и изготовление с детьми дидактических игр: «Я - синоптик», «Дорисуй правильно картинку».
9. Июнь – август
Чтение художественной литературы: чтение стихов, рассказов, сказок, отгадывание загадок.
10. Июнь – август
Игровая деятельность: игры детей в словесные и дидактические игры.
11. Июнь – август
Продуктивная деятельность: рисунки, аппликации, коллажи, лепка и т. д.
12. Июнь – август
Познавательно – исследовательская деятельность: наблюдение с детьми за цветами барометрами видовой точки «живые барометры» экологической тропы детского сада.
13. Июнь – август
Продуктивная деятельность: создание детьми фенологических календарей «живые барометры».
II. Основной
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о растениях – барометрах экологической тропинки детского сада, предсказывающих погоду в летний период.
1. Беседа с детьми «Живые барометры».
Беседуя с детьми о «живых барометрах», мы постарались обобщить знания воспитанников об их многообразии. У детей появился интерес, желание узнать как о растениях – барометрах, так и о животных - барометрах. Когда вечером приходили родители, чтобы забрать детей домой, они просили их сходить в библиотеку и взять книжки о растениях-барометрах и животных-барометрах.
Отвечали на вопросы «Бабочки»:
- Кто предсказывает погоду?
- Где можно узнать о погоде?
- Кого называют синоптиками?
2. Экскурсия с детьми по экологической тропе детского сада.
На экскурсии по экологической тропинке детского сада мы с детьми наблюдали, рассматривали цветы, кустарники, деревья. Чтобы детям было легко находить растения - барометры, наши экскурсии были как в солнечную, так и в пасмурную погоду. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому наши наблюдения были непродолжительны.
После экскурсии мы с детьми составили список растений – барометров, растущих на экологической тропе детского сада. Подобрали картинки к этим растениям. Также составили список животных – барометров, подобрали картинки.
3. Экскурсия к видовым точкам «Цветники», «Лес», «луг», «Огород» экологической тропы детского сада.
Рассматривая схему экологической тропинки детского сада, мы нашли видовые точки «Цветники», «Лес», «луг», «Огород» и все вместе отправились на экскурсию.
Мы рассмотрели, какие цветы растут на клумбе, подобрали картинки. Так как эта видовая точка экологической тропинки детского сада называлась «Цветники» все дети согласились, что все эти цветы предсказывают погоду. Экскурсия наша проходила как в солнечную, так и в пасмурную погоду. А сказочный герой «Бабочка» попросила детей почаще приходить к цветникам и тогда они смогут увидеть много интересного. Чтобы детям было понятно, что собой представляют живые барометры, была проведена беседа об этих цветах и животных.
4. Беседа с детьми на тему: «Живые барометры».
У детей появились представления о живых барометрах, они познакомились
с цветами, животными предсказывающими погоду.
Отвечали на вопросы «Бабочки»:
- Чем отличаются между собой цветы, кусты, деревья?
- Все ли растения пахнут?
- Цветы, каких растений пахнут сильнее перед дождем?
5. Просмотр и обсуждение презентации: «Растения, животные предсказывающие погоду».
После просмотра презентации мы с детьми постарались вспомнить, какие живые барометры растут у нас на экологической тропинке. Нашли картинки этих растений, животных и сделали журнал. Дети с удовольствием делились впечатлениями с родителями, когда их забирали домой, показывали журнал с картинками живые барометров.
6. Просмотр и обсуждение презентаций, созданных родителями.
Дети с интересом посмотрели презентацию «Цветы. Какие они?», «Животные. Какие они?» Познакомились с новыми цветами, животными узнавали знакомые. Во время обсуждения дети отвечали на различные вопросы:
- Какие цветы (животные) вы знаете?
- Почему нельзя рвать и топтать цветы? Убивать животных?
- Какую пользу приносят цветы (животные)?
Чтобы закрепить знания детей о живых барометрах, мы посмотрели еще одну презентацию «Живые барометры».
7. Написание писем «живым – барометрам», оформление и отправка писем.
Наблюдая во время прогулок за живыми барометрами, дети обращали внимание на насекомых, вьющихся около некоторых растений. Замечали, как закрылись цветки некоторых растений в пасмурную погоду.
Чтобы узнать, почему так происходит, нами было решено написать письма живым барометрам. Дети с удовольствие сочиняли письма, оформляли и подписывали конверты, рисовали свои «вопросы».
8. Придумывание и изготовление с детьми дидактических игр:
Чтобы детям легко было запоминать названия живых барометров, мы все вместе решили придумать игры. Они помогали детям запоминать названия, причину, внешний вид, состояние погоды. Одну из игр мы решили назвать «Я - синоптик», а другую «Дорисуй правильно картинку». Когда игры были сделаны, дети с удовольствием играли в них.
9. Чтение стихов, рассказов, сказок, отгадывание загадок.
Дети с интересом слушали стихи,
рассказы, сказки. Отгадывали загадки.
Нужную литературу мы находили в
кабинете эколога или методическом кабинете.
Огромную помощь в поборе литературы
оказали родители, которые принесли как книги,
так и журналы о живых барометрах.
10. Игровая деятельность.
На прогулке мы с детьми играли в словесные и подвижные игры. Благодаря этим играм у детей развивалась память, речь, так как в игре был
задействован каждый ребенок. В группе дети играли в различные дидактические, пальчиковые игры.
11. Художественно – творческая деятельность детей и родителей.
Не менее эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от общения с растениями в изобразительной деятельности. Изображая, дети уточняют представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже познают ее. Единственное условие: дети должны так отобразить объект, чтобы его легко могли узнать окружающие. При этом важна не столько техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные для этого объекта признаки. В рисунке дети передают те впечатления, которые они получают от окружающей жизни, выражают свое отношение к тому, что увидели, услышали, о чем узнали, как бы заново переживают увиденное, а в результате обогащаются их знания, уточняются представления об объектах и явлениях природы, развиваются наблюдательность и память.
Родители тоже не остались в стороне, вместе со своими детьми они тоже
сделали несколько поделок и рисунков.
12. Наблюдение с детьми за живыми барометрами экологической тропинки детского сада.
Наблюдая за живыми барометрами дети узнали, что перед дождём закрывают свои соцветия цветки одуванчика, мальвы, календулы. От «Бабочки» дети узнали, что о приближении дождя могут рассказать вьюнок полевой, кислица обыкновенная, клевер, чистотел большой, герань, василёк луговой, цветы картофеля. Так же «Бабочка» рассказала детям, что перед дождем сильнее пахнут цветки акации, флоксов, сирени, выделяя нектара больше, чем обычно, и тем самым привлекая рои насекомых. Вместе с детьми сделали альбом фотонаблюдений за цветами – барометрами.
13. Создание фенологических календарей «Живые барометры».
Огромное удовольствие дети получили при оформлении фенологических календарей. Каждый раз, замечая изменения у цветов – барометров, они зарисовывали их. Чтобы задействовать всех детей, они разделились на группы.
Если кто-то из детей забыл понаблюдать, то другой уже брался за карандаш и зарисовывал увиденное.
III. Заключительный
Цель: презентация детьми результатов проекта.
Мы считаем, что описанную выше работу по прогнозированию погоды проводить необходимо не ради составления прогноза погоды, хотя само по себе это интересно и может пригодиться, а ради того, чтобы дети развивались умственно, творчески, чтобы формировались экологическое мышление, экологическое сознание и ценностную ориентацию на природу.
Когда наша работа была завершена, весь материал собран, сложен в папку, радости детей не было предела. Мы решили сделать презентацию – выставку нашего проекта для наших родителей и старших детей детского сада. На этой презентации дети показывали свои работы, рассказывали сказки, загадывали загадки. Презентация проекта прошла в дружеской обстановке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Барометр настроения
Этот метод поможет вам строить образовательную и развивающую деятельность с детьми с учетом их эмоционального состояния. Зная, какой смайлик своего настроения выбирает ребенок мож...
Учебно-методическое пособие: Проект "Определение погоды путём наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, используя живые "барометры"".
Учебно-методический материал по ознакомлению детей с окружающим миром....
Растения барометры
Предлагаю Вашему вниманию материалы для занятий по экологии с детьми старшего дошкольного возраста. Народные приметы, основанные на многолетних наблюдениях за животными и растениями, предсказывают пог...
Животные-барометры
Предлагаю Вашему вниманию материалы для занятий по экологии с детьми старшего дошкольного возраста. Народные приметы, основанные на многолетних наблюдениях за животными и растениями, предсказываю...
"Живые барометры"
Оовершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи; отражать полученные знания и впечатления в изобразительной деятельности, закреплять общие знания о жизни живых существ; народные прим...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Кузенькины барометры".
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада "Кузенькины барометры"Познакомить детей с «живыми барометрами»: лягушка, паук, муравьи, вороны, ласточки. Учить опр...
цветы-часы и цветы-барометры
цветы-часы и цветы-барометры...