Методическая разработка по экспериментированию в подготовительной группе «Знакомство с водой и ее свойствами»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами воды.
Задачи:
- Закрепление знаний детей о значении воды в нашей жизни;
- формирование представлений о разнообразных состояниях воды;
- Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
- Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи;
- Воспитание чувства бережного отношения к природе, воде;
- продолжать закреплять умения детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
- Обогащение и активизация словаря: прозрачная, жидкая, бесформенная, газообразная, лед, град, пар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_eksperim.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка по экспериментированию в подготовительной группе «Знакомство с водой и ее свойствами»
Подготовила воспитатель
Козлова Елена Викторовна
Санкт – Петербург 2018
Конспект НОД «Знакомство с водой и ее свойствами»
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами воды.
Задачи:
- Закрепление знаний детей о значении воды в нашей жизни;
- формирование представлений о разнообразных состояниях воды;
- Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
- Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи;
- Воспитание чувства бережного отношения к природе, воде;
- продолжать закреплять умения детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
- Обогащение и активизация словаря: прозрачная, жидкая, бесформенная, газообразная, лед, град, пар.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: растительное масло, термос с горячей водой, кубики льда, стеклянный поднос, большой прозрачный сосуд (прозрачная кастрюля), пузырьки с красной (горячей) и синей (холодной) водой.
Раздаточный материал:
Тазики с водой (один на стол); пластиковые предметы (ложки, кубики), шишки, деревянные кубики, металлические предметы (части конструктора, ложки); пластиковые прозрачные стаканчики; трубочки для коктейля, пипетки; чашки с песком, мукой, сахарным песком; чайные ложки; краски, кисточки; сосуды различной формы ( формочки для песочницы: круглые, квадратные и др).
Предварительная работа:
- Беседа о воде, ее значении для всего живого;
- Рассматривание иллюстраций водоемов;
- Чтение стихов о воде;
- Загадывание и придумывание загадок о воде;
- Опыты по превращению льда и снега в воду, замораживание воды в формочках для льда;
- Рассматривание плаката о круговороте воды в природе;
- Беседы на тему «Как появляются облака», «Почему идет дождь», «Откуда появляются снежинки».
Используемые технологии:
- Исследовательская деятельность;
- Игровая.
Ход НОД:
Послушайте стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без не нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить-
Без нее нам не прожить!
- Почему в стихотворении говорится, что без воды нам не прожить?
- Кому нужна вода?
Ответы детей
- Для чего она нужна?
Ответы детей
- Можно ли прожить без воды? (Подвести ответы детей к тому, что без воды не обходится ни один живой организм; что вода необходима в быту).
- А что случится, если вдруг пропадет вся вода?
Ответы детей
- Как вы думаете, мы все знаем о воде?
- Давайте поближе познакомимся с водой. Что нам для этого нужно? Конечно, провести опыты. Вы готовы? Тогда приступаем.
Опыт 1. «Вода жидкая, может течь».
- Возьмите два стаканчика - один с водой, другой - пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой.
- Что происходит с водой? Она льется? Почему? (добиться ответа «жидкая»). Если бы вода не была жидкой, смогла бы она течь в ручейках, реках, в водопроводном кране?
Вывод: вода жидкая, может течь, поэтому ее называют жидкостью.
Опыт 2. «Вода не имеет формы».
- Посмотрите на предметы, которые находятся у вас на столе, какой они формы?
Ответы детей
- А какой формы вода? Ответы детей
- Что надо сделать, чтобы определить форму воды?
Ответы детей
- Перелейте воду в формочки. Что произошло?
Ответы детей
Вспомните, какой формы бывают лужи после дождя?
Ответы детей
- Вода принимает форму того предмета, в который налита.
Вывод: вода не имеет формы.
Опыт 3. «Тонет - не тонет».
- Посмотрите на предметы еще раз, как вы думаете, какие из этих предметов утонут в воде, а какие нет?
Ответы детей
- Что надо сделать, чтобы проверить? Опускайте в воду по одному предмету, старайтесь не кидать, чтобы не обрызгать соседей, мы ведь уже знаем, что вода - жидкость и она может течь.
- Что произошло с деревянными кубиками?
Ответы детей
- Какие предметы еще остались на воде?
Ответы детей
- Давайте рассмотрим нетонущие предметы, из чего они сделаны?
- А что произошло с деталями от конструктора?
Ответы детей
- Как вы думаете, почему они утонули?
Ответы детей
- Теперь рассмотрите утонувшие предметы, из чего сделаны они?
Ответы детей
- Какие предметы легче?
Ответы детей
Вывод: вода выталкивает более легкие предметы.
Опыт 4. «Вода не имеет цвета».
- Скажите, пожалуйста, какого цвета вода?
(если будут говорить, что белая, показать стакан с молоком).
- Опустите в стаканчик с водой чайную ложку, мы ее видим?
Ответы детей.
- Сквозь воду хорошо видно, значит, она прозрачная. Теперь попробуйте добавить немного краски, что стало с водой?
Ответы детей.
- Вода приняла цвет красителя.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт 5. « В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».
- Посмотрите, у вас на столах стоят чашки с песком, мукой и сахарным песком.
- Как вы думаете, что с ними произойдет, если мы добавим в воду эти вещества?
Ответы детей.
- Все ли они растворятся?
Ответы детей.
- Добавьте в воду сахарный песок, размешайте как следует.
- Что произошло с водой?
Ответы детей.
- Вода осталась прозрачной, сахар полностью растворился в воде.
- Теперь в другой стаканчик с водой добавьте муку. Размешайте.
- Что стало с водой?
Ответы детей.
- Она осталась прозрачной?
Ответы детей.
- Мука растворилась в воде не полностью, часть муки осела в виде осадка, и вода стала мутной.
- В третий стаканчик добавьте обычный песок, размешайте.
- Что произошло с водой, с песком?
Ответы детей.
- Песок не растворился в воде, он осел на дно, вода стала грязной.
Вывод: Вода хороший растворитель для многих веществ, но не все растворяется в воде.
- Вы хорошо потрудились, пора и отдохнуть. Давайте поиграем, я буду Тучка, а вы все Капельки. ( Включаю музыку дождя). И пора вам всем в путь - дорогу отправляться. Капельки бегают, танцуют (имитируют движения Тучки). Полетели Капельки на землю, попрыгали, покружились, и скучно им стало по одной играть. Стали собираться вместе по две, по три Капельки (берутся за руки), потекли маленькими ручейками. (Аудиозапись шума ручейка) Все больше становится Капелек в ручейке, и вот это уже не ручеек, а большая река (все дети держатся за руки). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют и вдруг попадают в большое море(аудиозапись шума волн), (дети, взявшись за руки, образуют круг). Порезвились в море, пригрелись на солнышке (присели) и стали легкими- легкими, потянулись вверх (поднимаются на носочки, тянут вверх руки). И поднялись домой, к Тучке.
Вот так и в природе капельки путешествуют. Солнце нагревает воду, мельчайшие капельки воды испаряются из рек, морей, с поверхности земли, поднимаются вверх, там собираются и образуют облака. Когда капелек становится много, они тяжелеют и падают на землю. Летом – дождём, зимой – снегом, градом . Ручейками вода стекает в реки, реки – в моря. А потом вода опять испаряется. Это явление называется круговоротом воды в природе.
- Хотите посмотреть, как образуется облако?
Ответы детей.
Садитесь поудобнее ( на ковре).
Открываю термос, вверх вырываются струйки пара.
- Ребята, а пар – это вода?
Ответы детей.
- Как проверить?
Ответы детей.
Накрываю термос стеклянным подносом, это-небо, (пар оседает на стекле и собирается капельками). Показываю, как запотевает стекло. Это облако, снимаю его, а там капельки воды, держу над салфеткой, капли падают. «Капельки воды в природе ходят» - двигаются по кругу. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое.
- Что образуется на стекле?
Ответы детей.
- Вот так в облаке образуются капли дождя. Потом они падают вниз на землю дождем или снегом.
- А как вы думаете, когда капельки поднимаются наверх, когда их солнышко нагреет, или когда им холодно?
Ответы детей.
- Какая вода поднимается наверх, горячая или холодная?
Ответы детей.
- Давайте проверим. В большой прозрачный сосуд (у меня жаропрочная кастрюля) наливаем воду. На дно аккуратно опускаем два маленьких пузырька с подкрашенной (синей – холодной и красной - горячей) водой. Сначала держим пальцем отверстия пузырьков, одновременно открываем пузырьки и наблюдаем, как горячая вода поднимается наверх.
Вывод: горячая вода поднимается вверх.
- Ребята, что мы с вами узнали о воде?
Ответы детей.
- Вода – это жидкость, она не имеет формы, выталкивает более легкие предметы, она прозрачная, принимает цвет красителя, вода растворяет многие вещества.
- Нужно ли беречь воду?
Ответы детей.
- Человек ни дня не может прожить без воды. Вода добрый друг и помощник человека.
Используемая литература:
- Дыбина О.В. «неизведанное рядом», Москва, Творческий центр 2013
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е., Санкт- Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009
- Яндекс, сайт «Simple cience»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Экспериментирование в детском саду, старшая группа....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Знакомство с магнитом и его свойствами".
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе " Знакомство с магнитом и его свойствами."Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи: З...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Детское экспер...
Конспект совместной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Конспект совместной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе...
Методическая разработка игры-экспериментирования для детей старшего возраста «Фильтрация воды. Как очистить воду»
Методическая разработка направлена на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды, посвящена проблеме фильтрации воды, раскрывает способы очистки воды с помощью игры-экспериментирования....