Дидактическое пособие по экологическому развитию детей
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Медведева Наталья Александровна

Многофункциональное дидактическое пособие

по экологическому развитию

 «Путешествие Ванечки и Манечки по временам года»

 

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из важных условий является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда - это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада.

Одной из основных задач при ознакомлении дошкольников с временными понятиями является формирование знаний о последовательности смены времен года.  Дети должны понять и запомнить последовательность смены времён года.

Исполняются такие пособия разного размера, из различных материалов и прекрасно работают, как наглядный материал. Я не являюсь исключением и хочу предложить свой вариант использования такого пособия.

Дидактическое пособие для дошкольников позволяет применить полученные знания на практике и узнать что-то новое.

Прежде всего, дидактическое пособие осуществляет познавательное развитие детей. Игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.

     Дидактическое пособие «Путешествие Ванечки и Манечки по временам года» имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями.

      Данное пособие прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов.

Дидактическая игра многофункциональна. Представляет собой планшет с изображением четырех времен года и шаблонами, характеризующие каждое время в отдельности, а также два силуэта детей с различной одеждой по сезонам; игра имеет несколько вариантов.

Игра повышает интерес детей к выполнению заданий, что улучшает и ускоряет усвоение материала, развивает коммуникативные навыки, учит детей сотрудничать.

Цель пособия: формирование познавательного интереса детей к окружающему миру

Задачи

Образовательные:

- формировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

- отмечать характерные признаки времён года;

- совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различия.

Развивающие:

- развивать у детей познавательную активность, любознательность и интерес к окружающему миру;

- развивать все компоненты устной речи.

 

Воспитательные:

- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе;

- умение видеть прекрасное в разном времени года.

Методические рекомендации по работе с пособием

 Пособие может применяться в ходе непосредственно образовательной деятельности по познавательном развитию, развитию речи, изобразительной деятельности, в совместной и самостоятельной работе с детьми. В соответствии с темой используется как соответствующий наглядный материал. С помощью этого дидактического пособия можно обучать детей новому материалу в увлекательной форме, а также закреплять полученные представления, обогащать эмоциональный мир ребенка. Воспитателю можно планировать и проводить разнообразные развлечения, используя это дидактическое пособие. Дети старшего дошкольного возраста вносят по желанию изменения, дополняя деталями, что позволяет решать образовательные задачи по развитию инициативы, самостоятельности, творчества и фантазии, воспитывает трудолюбие. Принимая участие в изготовлении дополнений к пособию, проявляют огромный интерес к использованию данного пособия в своей деятельности.

Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры.

Вместе с данным пособием изготовлена игра «Определи время года». Дети к определенному времени года находят соответствующие картинки и выкладывают в ряд.

Шаблоны, характерные для каждого времени года, хранятся в конвертах. Играть можно как на столе, так и на ковре. Основу можно использовать как элемент развивающей среды в группе и как дидактический материал при ознакомлении с декоративно – прикладным искусством. В игру можно играть отдельно с одним ребенком, так и с несколькими детьми.

 

Практическая значимость.

Практическая значимость пособия состоит в том, что его содержание:

• привлекает внимание ребёнка и дает целостное понятие о временах года;

• способствует развитию познавательного интереса к природным явлениям;

• совершенствует речевые навыки детей, обогащает речь словами-признаками, явлениями;

• повышает интерес к творчеству, к познавательно-исследовательской деятельности.

Обучающее значение.

Обучающее значение пособия в том, что в результате игры у детей развиваются навыки мыслительных и логических операций.

Воспитательное значение.

Воспитательное значение в том, что игра формирует внимание детей; способствует к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; развивает интерес к играм и игровым действиям.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторских дидактических пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой

Об использовании авторских пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой...

Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: использование       дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с  разнообразными методами и приёмами, которые...

«ЭКОостров» - наглядно- дидактическое пособие по экологическому развитию

Наглядно-дидактическое пособие по экологическому развитию....

Презентация "Роль дидактических пособий в раннем развитии детей"

Фотографии с дидактическими разработками пособий для занятий с детьми раннего возраста. Развитие мелкой моторики, ознакомление с основными цветами, развитие речи, учить бережно относиться к труду взро...

Дидактические пособия по математическому развитию детей

Нам педагогам, следует помнить: чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо ...

Презентация "Наглядно-дидактическое пособие по экологическому развитию "Наш мир"

Наглядно-дидактическое пособие по экологическому развитию “НАШ МИР” https://yadi.sk/i/1UkuoO6FJZAcdgНДП “НАШ МИР” предназначено для детей старшего дошкольного возраста. По...

Дидактическое пособие по экологическому развитию «Домашние и дикие животные»

Дидактическое пособие "Домашние и дикие животные" предназначено для работы по экологическому развитию и  развитию речи у детей дошкольного возраста. Игры можно проводить как с подгруппо...