«Пернатые друзья дошкольников»
проект по окружающему миру

Самошина Тамара Владимировна

Проект краткосрочный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pernatye_druzya.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект: «Пернатые друзья дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта: информационно - творческий

Срок реализации: одна неделя (13 января- 19 января)

Возраст детей: 5-7 лет

Пояснительная записка

Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому педагоги включились в активную поисковую, инновационную деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни. Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Бережное отношение должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни животных.

Мы решили реализовать проект «Пернатые друзья дошкольников». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. В ходе воспитательно-образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Проблема проекта:

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании зимующих птиц лесов Хабаровского края. Нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Причины проекта:

Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по ознакомлению с зимующими птицами. Отсутствие интереса родителей к воспитанию у детей бережного гуманного отношения к живому миру.

Актуальность проекта:

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель проекта:

Сформировать целостное представление о зимующих птицах Московской области, их характерных отличительных признаках. Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Дать представление детям о зимующих птицах Московской области, их видами и особенностями.

2. Научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

3. Обогащать представление детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городе, о взаимодействии человека и природы).

Развивающие:

1. Расширять, обогащать и активизировать словарь детей, (зимующие птицы, сорока, синица, снегирь, воробей, ворона,, красногрудый, желтогрудый, длиннохвостая).

2. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о зимующих птицах.

3. Повысить уровень знаний детей о птицах родного края, а также формировать экологическую культуру.

Воспитательные:

1. Вызвать интерес детей к явлениям природы, формировать заботливое отношение к зимующим птицам и окружающей природе.

2. Воспитывать умение внимательно слушать сверстников и педагогов.

Методы проекта:

Практические:

Создание развивающей среды, наблюдение, оформление уголка для познавательного развития детей, Творческая деятельность родителей с детьми (создание книжек – раскрасок), изготовление кормушек, выставки детских работ «Как мы кормили птиц», продуктивная деятельность педагога с детьми, консультации для родителей.

Словесные:

Беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, заучивание : стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, дидактические и подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.

Наглядные:

Ознакомление с художественной литературой, рассматривание иллюстраций, конкурс.

Формы работы:

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная;

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта «Пернатые друзья дошкольников» у детей пополнятся знания о зимующих птицах Московской области, об их жизнедеятельности в зимний период, дошкольники смогут составлять описательные рассказы о зимующих птицах, используя опорную схему. Ребята научатся вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производить анализ увиденного. Овладеют умениями различать птиц по внешнему виду, оперениям, повадкам. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. Приобщать к совместной деятельности родителей. Дети совместно с родителями изготовят книжки раскраски, примут участие выставке кормушек.

  1. этап  подготовительный

План график мероприятий

Этапы проекта

1 этап – предварительный

•Мониторинг уровня знаний детей о зимующих птицах.

•Анкетирование родителей.

• Определение темы проекта, целей, задач.

• Подбор необходимой методической литературы по теме

•подбор художественной литературы, картинок, фотографий, предметов, связанных с птицами по данной теме.

•Подборка музыкальных композиций и произведений с пением птиц, песен о птицах;

•Подготовка цикла бесед, рассказов, видеоматериала и презентаций о зимующих птицах;

•Рекомендации-памятки для родителей о том, как правильно вызвать интерес и желание у ребенка помогать птицам;

•Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах)

2 этап – основной (практический)

1) внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;

2) продуктивная деятельность детей.

Мероприятия и задачи.

Формирование целостной картины мира «Знакомые незнакомцы», чтение Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»

Чтение В.Бианки «Синичкин календарь», «Кто к кормушке прилетел?», «Молодая ворона»,

М. Н. Богданова «Домашний воробей»

домишки».

К. Ушинского «Голубь»

Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.

Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»

Беседа «Как птицы готовятся к зиме, чем питаются» -

Беседа «Птичья столовая»

Беседа «Что бывает зимой». Беседа «Какие птицы с нами зимуют?», Беседа «Каких птиц называют «северными попугайчиками?»

Учить называть части тела птиц, закрепить как ухаживать за птицами зимой.

Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Задачи: Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой. учить детей поддерживать беседу.

Наблюдение:

- за воробьями. Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает»

- за зимующими птицами

- рассматривание птичьих следов .

- за голубями

Задачи: Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.

- углубление знаний о жизни птиц зимой, закрепить какие птицы называются зимующими, формировать умение и желание помогать им.

- научить различать птичьи следы (в сопоставлении с рисунками)

Трудовая деятельность: подкармливание птиц, чистка кормушек

Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.

Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.

Лепка: «Птичка синичка»

Задачи: Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать  навыки работы с пластилином, умение лепить птичку, используя ранее освоенные навыки лепки: вытягивание крылышек, прищипывание при выполнении клюва. Развивать композиционные умения.

Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы»

Задачи: Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.

Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках»

«Зимующие и перелетные птицы

"Воробушки и автомобиль":

Задачи: Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке. Закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные».

развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо?«Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь»

«Четвёртый лишний». "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?".

«Назови ласково»:

«Угадай птицу по описанию"

Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.

Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются).

учить узнать и отличать зимующих птиц от перелетных.воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.

упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко)

загадывание загадок от имени птиц, с использованием метода эмпатии.

Музыкальная деятельность

Слушание голосов птиц (аудиозапись) - узнавание знакомых голосов птиц.

Прослушивание музыкальных произведений Э.Денисов «Пение птиц», Ю.Новиков «Зимние гости»,

Прослушивание песни Е.Шалимовой «Добрая песня», «Мои птицы»

Музыкально-дидактическая игра1.«На чем играю», стр. 41

2.«Слушаем внимательно», 3.«Музыкальные загадки» - развитие тембрового слуха.

4. «Узнай по голосу» - развитие фонематического слуха.

5. «Скок, скок, угадай, чей голосок»- развивать внимание, память, слуховое восприятие.

Задачи: Воспитывать в детях чувство прекрасного – любовь к природе, музыке.

Познакомить с голосами птиц и произведениями композиторов. Научить детей внимательно вслушиваться в музыкальные произведения. Чувствовать их красоту, давать им музыкальную характеристику. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Развивать познавательные интересы детей, используя фольклор;

3 этап – заключительный

- Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

- Оформление коллективной газеты «Зимующие птицы»

В ходе проекта достигнуты определенные результаты

1. Дошкольники узнали, как птицы готовятся к зиме, чем они питаются.

2. Сформировалось у детей обобщенное представление о зимующих птицах, внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

3. Обогатился словарный запас детей по теме.

4. Научились составлять небольшие описательные рассказы о зимующих птицах с помощью алгоритма.

5. Проявилось постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.

Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.

Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Работа с родителями

Рекомендации для домашнего чтения:

- «Зимние гости» Ю. Никонова,

- «Берегите птиц» Т. Евдошенко,

- «Поет зима аукает» С. А. Есенин,

- «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский;

- «Птичий год: зима» В. Бианки;

- Заучивание стихотворений:

«Воробей» Н. Рубцов;

«Зяблик» С. Михалков;

«Снегири» Л. Татьяничева;

Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Рассматривание изображений птиц на картинках, фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах;

Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

- Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах)

- Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц»

В период проведения акции проводилась следующая работа:

Ежедневное кормление птиц;

Наблюдение за их поведением;

Использование разных кормов;

Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

За время проведения акции к кормушкам прилетали:

Синицы – 15;

Воробьи – 20;

Вороны – 5;

Голуби – 10;

Сороки – 7.

В результате проведенной работы дети узнали:

Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;

Как различить птиц по окраске;

Какие корма предпочитают птицы.

Были сделаны следующие выводы:

Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;

В ветреные дни птицы не прилетают;

Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;

Воробьи, голуби, прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – поодиночке;

Кормушку посетили 5 видов птиц;

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Работа с детьми.

Защита сообщений детьми о птицах.

Дети совместно с родителями приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т.д. Из сообщений мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.

II. Оценка результатов

1. Знают ли о повадках зимующих птиц наиболее распространенных в нашей местности?

2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм?

3. Умеют ли выделить отличительные признаки птиц, которые прилетают к нам зимовать?

4. Относят ли птиц к живым существам и по каким признакам?

5. Знают ли перелетных и зимующих птиц?

Показатель не сформирован (нс)- ребенок не дает подробный ответ, не может объяснить свою точку зрения, не устанавливает связи.

Показатель в стадии сформирования (всф) – ребенок дает ответ, объясняет свою точку зрения, устанавливает связи с помощью педагога и наводящих вопросов.

Показатель сформирован (сф)- ребенок дает подробный ответ, объясняет свою точку зрения, устанавливает связи самостоятельно или с небольшой помощью педагога.

Выводы:

1. По результатам диагностики было видно, что знания детей о птицах расширились;

2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.

3. На протяжении реализации проекта «Пернатые друзья дошкольников» у детей развивалась связная речь.

4. Дети научились правильно подкармливать птиц.

5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).

6. Повысился познавательный интерес у детей.

                                                                   

                                                                Список литературы

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г

3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».

4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

5. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.

6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пернатые друзья"

Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...

«Использование проектной деятельности с дошкольниками с ОНР 3уровня, в условиях группы компенсирующей направленности» Проект: «Поможем пернатым друзьям!!!»

В современном мире актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информ...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию старших дошкольников «Наши пернатые друзья».

Программные задачиОбразовательные: Обобщать, закреплять знания о зимующих птицах. Упражнять детей в классификации птиц на городских, лесных, водоплавающих. Продолжать учить отгадывать загадки.Развиваю...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Пернатые друзья»

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в старшей группе. Тема: "Пернатые друзья". В конспекте содержатся опыты и эксперименты, с помощью которых у детей будут расширины и ...

Презентация "Пернатые друзья"Задачи. Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес.

Презентация «Пернатые друзья.  Задачи.  Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять...

Квест для старших дошкольников «Наши пернатые друзья - Птицы»

Обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.Способствовать активизации и расширению словаря по теме (слова: перелетные, вестники весны и т. д.);Развивающие ...