День снятия блокады
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Готфрид Татьяна Михайловна

Этот материал поможет педагогам рассказать детям о дне снятия блокады Ленинграда в годы войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_snyatiya_blokady.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.
Тематическое занятие для старшего возраста.
Время проведения - 27 января


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,
- формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца,
- воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества,

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- чтение художественных произведений по теме
- слушание песен и музыки военных лет,
- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе,
- занятие по изо - деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под музыку марша « Славянки», делая круг, садятся на стулья.

Ведущая
Здравствуйте ребята, Вы знаете, по какому поводу мы с вами собрались.
Сегодня исполнилось 75 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата
Для нашего города. Наш город раньше назывался Ленинградом, а ленинградцы были окружены в блокадное кольцо более 2-х лет.
Более 70 лет отделяют нас от суровых дней войны, но время никогда не изгладит её из памяти людей. Много испытаний выпало на долю нашего прекрасного города: наводнения, пожары, революции. Но эта война была самым страшным испытанием.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев. Город наш тогда назывался Ленинградом, а его жители - ленинградцами. В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: « Вставай, страна огромная!» И весь русский народ встал на защиту своей Родины! (Звучит сообщение Левитана « Священная война» )Дети слушают стоя
Ведущая
Ребята, давайте с вами посмотрим, как выглядит наш город на карте. (дети рассматривают границы, город, Ладожское озеро). Хотите мне помочь построить наш город? Мы с вами увидели на карте границы, а что ещё есть в нашем городе? ( дома, дороги, машины.)
Звучит бодрая музыка довоенного времени. Из конструктора выкладываются дома, выставляются машины, дети садятся на свои места.


Какой замечательный получился город. До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и сады. Вечером и в выходные гуляли в парках, ходили, ходили в музеи, театры, кино. Очень скоро враги оказались рядом с городом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Но жители Ленинграда, ленинградцы – дети, женщины, пожилые люди проявляли стойкость и мужество, и всеми силами поднялись на защиту города./ Детям предлагается встать в плотное кольцо вокруг города.
Муз.руководитель исполняет песню « Мой город-герой».
Ведущая
В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года .               (показ презентации о блокадном городе Ленинграде. )
Ведущая

 Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода.
Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.
В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.
Город жил напряженной жизнью. Изменилось лицо города. Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги - чтобы осколки стёкол не ранили кого- нибудь при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы - чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Ведь фашистские самолёты летали ночью над городом и бомбили его. А когда совсем темно, то лётчику не видно - где же дома, город?
Невский проспект, главный проспект нашего города тоже изменился. Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, падали бомбы.

В процессе рассказа и показа дети читают стихи :

Ребёнок

 В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.

Ребёнок

 Кружился снег, а город наш бомбили.
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!

Ведущая
Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога
( запись воздушной тревоги)
Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.
Жизнь в городе становилась всё труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро, по которому пролегла « Дорога жизни». По этой дороге под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно везли детей, стариков, раненых. К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…
Звучит песня « Ладога». Дети  читают стихи:

Ребёнок

Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.

Ребёнок

 Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить

Ведущая
Ленинград оказался отрезанным от большой земли. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. Женщины рыли окопы, но это было нелегко, так как с воздуха вражеские самолёты бросали бомбы. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.
Несмотря на такое тяжёлое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Исполняется песня
о ленинградских мальчишках.


В январе 1943 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. А 27 января 1944 года город Ленинград был освобождён от блокады. Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Дети  читают стихи:

Ребёнок 

На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.

Ребёнок 

Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
« Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.



Дети исполняют песню о Петербурге « Мой Петербург боевой»
Раздаются листы для изо деятельности . Раскрашивают предлагаемый материал.
Все под музыку марша выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий проведения "День снятия блокады"

Этот проект имеет цель привить детям любовь и уважение к своей истории,стране,городу.Для детей старшей и подготовительной групп....

Тематическое занятие для старшего возраста ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДАТематическое занятие для старшего возрастаВремя проведения - 27 январяЦЕЛИ И ЗАДАЧИ- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,- формиров...

День снятия блокады

Музыкально-литературное мероприятие посвященное дню полного снятия блокады.На мероприятие были приглашены люди пережившие блокаду. Для гостей была показана презентация, дети детского сада исполнили дл...

День снятия блокады (презентация)

Музыкально-литературное мероприятие посвященное дню полного снятия блокады.На мероприятие были приглашены люди пережившие блокаду. Для гостей была показана презентация, дети детского сада исполнили дл...

День снятия Блокады. Ленинградский День Победы.

Сценарий вечера памяти,посвященный Дню снятия Блокады.  Дошкольникам в доступной форме рассказывают о том, как жили, трудились и сражались люди, живущие в блокадном городе....

Зимний город (25 января – День освобождения Воронежа, 27 января - День снятия блокады Ленинграда)

Цель: познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны по освобождению Ленинграда от фашистских захватчиков. Задачи: дать детям представление о мужестве и героизме защитников Ле...

Тем.день "День снятия блокады Ленинграда"

расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группы...