Методическая разработка пособия по Петербурговедению
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №14 комбинированного вида
Кировского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка пособия по петербурговедению «Блистательный Санкт-Петербург»
Разработал воспитатель ГБДОУ д/с №4
Кирилюк А.А.
Санкт-Петербург
2020
Данное пособие рассчитано для работы со старшим дошкольным возрастом (обучающиеся в возрасте 5-7 лет).
Согласно ФГОС гражданско-патриотическое воспитание занимает одно из ведущих направлений в деятельности современного дошкольного образования, и содержание данной работы, на наш взгляд, обеспечивает реализацию данного направления.
Важность гражданско-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5 октября 2010г. Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Пособие «Блистательный Санкт-Петербург» содержит развернутые конспекты занятий и презентационный материал к каждому из них.
Каждый конспект занятия включает в себя не только содержательный аспект, но и практические задания, направленные на закрепление материала и активизации познавательного интереса обучающихся.
Основными методами и средствами воспитания и обучения на наших занятиях выступают:
- рассказ педагога;
- наглядная демонстрация;
- чтение и обсуждение;
- просмотр презентационного и видеоматериалов;
- ребусы, загадки, стихотворения;
- выставка работ детского творчества петербургской тематики;
- различные методы проверки знаний обучающихся: викторины, устные тесты.
Основными формами наших занятий выступили: индивидуальная, фронтальная, а также парная и групповая. Данное пособие полностью готово к использованию в педагогической практике так как, оно прошло апробацию в ГБДОУ д/с №14 Кировского района Санкт-Петербурга и отзыв внешнего эксперта содержит высокую оценку нашей работы.
Опираясь на психолого-педагогическую теорию, для нас является бесспорным тот факт, что та или иная группа обучающихся является неповторимой и каждый член входящий в данную группу по своему уникален. Поэтому мы допускаем, что наш коллега, взяв за основу содержание и логику нашего пособия, может внести в него ряд корректив с учетом особенностей его контингента учащихся, их запросов и возможностей.
Целью данной работы является: знакомство обучающихся с Санкт-Петербургом, его историей и основными достопримечательностями.
Основными задачами являются:
- Образовательная:
- рассказ обучающимся об истории Санкт-Петербурга, его
символах, архитектуре, культуре.
- знакомство обучающихся с достопримечательностями города,
памятными датами, историческими фактами посредством основных видов деятельности, организованных в рамках кружка.
- Развивающая:
- способствование развитию кругозора обучающихся благодаря
основным видам деятельности, предусмотренным в рамках данного кружка
- Воспитательная:
- способствовать формированию у обучающихся интереса к
истории города, в котором они живут;
- способствовать формированию у обучающихся гражданских
и патриотических чувств.
Длительность каждого занятия составляет 30-35 мин.
Содержание и логика данного пособия обеспечивают реализацию обозначенных выше задач, поэтому ожидаемыми результатами кружковой работы могут явиться:
- формирование гражданских и патриотических чувств;
- развитие интереса к истории России;
- развитие творческого потенциала обучающихся;
В содержание данного пособия входят занятия по следующим темам:
№ | Тема занятия | Цели занятия | Деятельность | Оборудование |
1 | «Я – гражданин России» | познакомить обучающихся с основными символами России: гимном, гербом, флагом | •рассказать обучающимся о России, символах государства; •Дидактическая игра: «Найди цвета флага России»; •заучивание стихотворения | •ноутбук; •презентационный материал к занятию; •символы государства: герб, гимн, флаг; •портреты президентов; •контуры гербов и флага для создания герба и флага кружка «Блистательный Санкт-Петербург»; •музыка гимна Российской Федерации; •свидетельство о рождении. |
2 | «Первое знакомство с Санкт-Петербургом» | познакомить обучающихся с историей возникновения о Санкт-Петербурга | •рассказать обучающимся об основание Санкт-Петербурга; •Игра «По болоту Петр шел»; •Рисунки по Трафаретам; •заучивание стихотворения | •ноутбук; •презентационный материал к занятию; •трафареты; |
3 | «Площади нашего города». | познакомить обучающихся с основными площадями нашего города | •рассказать обучающимся об основных площадях нашего города, историей их создания; •Дидактическая игра «Собери пазлы»; •заучивание стихотворения •Дидактическая игра «Найди по силуэту» | • ноутбук; •презентационный материал к занятию; •ребус «площадь»; •музыкальное сопровождение к занятию; •портрет архитектора Анри Огюста Монферрана; •пазлы с изображением Дворцовой площади; •план города; •силуэты архитектурных зданий. |
4 | «Санкт-Петербург – морской и речной город» | сформировать первичное представление обучающихся о названиях рек Санкт-Петербурга | •познакомить обучающихся с названиями рек, посредством словообразования и рассказа педагога; •Дорисовывание силуэтов; •заучивание стихотворения | • ноутбук; •презентационный материал занятия; •незаконченные силуэты с символами города; •запись Р. Глиэра «Гимн Великому городу ». |
5 | «Острова Санкт-Петербурга» | расширить представления обучающихся о родном городе | •сформировать первичное представление обучающихся об островах нашего города, их количеством; •рассказать обучающимся об особенностях остров: Васильевский, Адмиралтейский, Заячий, Аптекарский, Елагин. •Лепка по карте-схеме •заучивание стихотворения «Елагин остров» | •ноутбук; •карта-схема островов Санкт-Петербурга; |
6 | «Архитектурные стили» | познакомить обучающихся с архитектурными стилями Санкт-Петербурга | •познакомить обучающихся с понятием «архитектура», «архитектор»; • Дидактическая игра «Мы архитекторы»; •Раскрашивание архитектурных зданий; •заучивание стихотворения «Архитектор» | •ноутбук; •презентационный материал к занятию; •рисунки с изображениями архитектурных деталей; •раскраски с разными архитектурными зданиями |
7 | «Петропавловская крепость» | познакомить обучающихся с Петропавловской крепостью | •рассказать обучающимся о Петропавловской крепости; • Знатоки. Вопрос-ответ; • Сказка о Ботике Петра I; •заучивание стихотворения | •ноутбук; •презентационный материал к занятию; •план крепости; •фотографии крепости; •иллюстрации с изображением архитекторов; •жетоны для награждения победителей; |
8 | «Петербургские львы» | познакомить обучающихся с основными скульптурами львов в нашем городе | •познакомить обучающихся с основными скульптурами львов в нашем городе, историей их создания; •Игра «Собери пазлы»; •Описание животного; •заучивание стихотворения | •ноутбук; •презентационный материал к занятию; •аудиозапись львиного рыка; •пазлы с изображением львов; •иллюстрации с изображением скульпторов; |
9 | «Уголок уединения Зимний дворец» | познакомить обучающихся с историей строительства и архитектурными особенностями Зимнего дворца | •рассказать обучающимся об истории строительства и архитектурных особенностях Зимнего дворца; • Дидактическая игра «Кто подберет больше слов»; •заучивание стихотворения | •ноутбук; •презентационный материал к занятию; |
10 | «Ленинград - город - герой» | познакомить обучающихся с историей города-героя Ленинграда, с героизмом людей, переживших блокаду | •познакомить с историей города во время Великой Отечественной войны; •Подвижная игра «Перейди на другой берег»; •Дидактическая игра «Разрезные картинки»; | •ноутбук; •презентационный материал к занятию; •разрезные картинки; •диск с песней «Вставай, страна огромная»; •кусочек чёрного хлеба. |
11 | «Мы любим город свой» | обобщить знания обучающихся о Санкт-Петербурге | •способствовать формированию знаний обучающихся о родном городе, его достопримечательностях; •Загадки о Санкт-Петербурге; •Игра «По реке плывет кораблик»; •.Решение примера; •Моделирование соборов из геометрических фигур; •Игра «Я – экскурсовод»; • Викторина «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?» | •ноутбук; •презентационный материал к занятию; •наборы иллюстраций с видами города; •карта города; •наборы геометрических фигур; •математические таблицы; •ребус-головоломки; |
Итоговая работа Создание фотоальбома «Мой Санкт-Петербург» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка пособия для развития мелкой моторики
Методическая разработка пособия для развития мелкой моторики и сенсорных способностей у детей раннего возраста "Развивающий кубик"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОСОБИЯ «ВОЛШЕБНАЯ ТАРЕЛОЧКА» для проведения НОД и дидактических игр в рамках Программы «Разговор о правильном питании» под редакцией М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой
Данное пособие даёт возможность развития творческой фантазии, как детей, так и педагогов и родителей. С помощью него можно комбинировать ра...
Методическая разработка пособия для развития сенсорных способностей у детей
«Ёжик на лесной полянке» «Ёжик на лесной полянке» - это пособие, предназначенное для развития детей. Данное пособие помогает детям познакомиться с окружающим миром через тактильные и слуховые ощущения...
Методическая разработка пособия для развития мелкой моторики
"Волшебная коробочка" Данное пособие предназначено для развития мелкой моторики и сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста....
Методическая разработка: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ (СТАРШАЯ ГРУППА)
Цель:Развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1.Развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к городу.2.Развивать у детей способнос...
Методическая разработка "Планирование по Петербурговедению в старшей группе.
Представлен план из опыта совместной работы с детьми и родителями....
Методическая разработка. Пособие "Цветик - Семицветик"
Уважаемые коллеги! Известно, что воспитанники коррекционных речевых групп отличаются наличием трудностей в запоминании времен года, месяцев, дней недели, а также в различении цветов.Предлаг...