Познавательно-исследовательская деятельность " От чего и почему?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать элементарные представления у детей старшего возраста о растворимости веществ (сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки) посредством экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ot_chego_i_pochemu.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекта НОД по реализации образовательного проекта «От чего и почему?» с детьми старшего дошкольного возраста
Тема. «Что растворяется в воде?»
Форма работы: экспериментирование
Цель: Формировать элементарные представления у детей старшего возраста о растворимости веществ (сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки) посредством экспериментирования.
Задачи.
- Выявить вещества, которые растворяются в воде и не только растворяются в воде, но и меняют ее вкус, цвет.
- Развивать интерес исследовательской деятельности детей.
- Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
Оборудование и материал: Сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки, стаканы с чистой водой каждому, ложки разовые каждому ребенку; одноразовые тарелки, контейнера с веществами, капельки из бумаги для самооценки( 4 шт.-синие,4 шт –красные), презентация «Видео письмо от Карлсона»
Демонстрационный материал: коробка-посылка, видеописьмо от Карлоса, карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории, карточки изображения какие вещества растворяются в воде.
План - конспект
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) |
Мотивация детей к деятельности | Игра –приветствие «Друг»: Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой). Ситуативный разговор Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли посылку. Но без вас я не стала ее открывать. Интересно, что лежит в посылке Вы хотите узнать, что в ней и кто нам ее прислал? В. Открывает посылку достает мешочки с веществами (сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки) В. - Ребята, что это?(дети рассматривают мешочки и называют вещества.). Интересно от кого эта посылка? А вот и видео письмо. Проблемная ситуация (включить видео письмо) -Здравствуйте ребята! Болтливые сороки рассказали мне, что все эти вещества, которые я вам прислал, растворяются в воде. Ноя им не поверил. Вы не поможите мне это узнать? |
П остановка цели детьми | -Как вы думаете, ребята, все ли эти вещества, которые прислал нам Карлсон растворяются в воде? - Как мы можем проверить. Что для это нужно сделать? |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности | 1.Работа в творческой лаборатории. Воспитатель: Ребята, пройдемте в лабораторию (дети рассаживаются по два за столы, на которых уже стоят готовые стаканы с водой и веществами, и ложечки. Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим. А) Беседа о свойствах воды Какими свойствами обладает вода? Что она может делать? Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать. Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о воде? Какая она? 1. Посмотрите на нее (бесцветная). 2. Понюхайте (без запаха). 3. Попробуйте (без вкуса). 4. Перелейте в другой стакан (текучая). Б) Повторение правила безопасности в лаборатории Вот сейчас мы вместе с проверим какие вещества растворяются в воде? Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать в лаборатории. (Воспитатель показывает карточки с символами) Дети отвечают, а воспитатель обобщает: - нельзя без разрешения брать предметы и вещества, - - внимательно слушать задание, - убирать за собой после опытов, - мыть руки после окончания опытов. Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично помните. В) Проговаривание способа самооценки работы-оценивание -Ребята, сегодня вы будете себя оценивать. Если вы справились с заданием то , берёте синюю капельку Если испытывали трудности и что- то не получилось, то красную капельку. |
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | Первое вещество, с которым мы начнем работать- это сахар. ОПЫТ №1 «Как растворяется в воде сахар» Давайте возьмем ложечки ребята, добавим сахарный песок в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром, дома, когда собираемся пить чай. Теперь наблюдаем, что изменилось? Вы видите сахар? Дети: Нет! Воспитатель: Правильно, сахар постепенно растворился в воде. Как вы думаете, ребята, какая теперь стала вода? Ведь мы туда добавили сахар. Дети: Сладкая! Вкусная! Воспитатель: А ее можно пить ребята? (Да) Ребята, у вас на столах лежат карточки, где мы будем с вами записывать результаты опыта: если вещество растворяется в воде, то мы его обведём в кружок, если не растворяется в воде, то зачеркнём его карандашом. (Самооценивание и запись результата на карточке) ОПЫТ №2 «Как растворяется в воде речной песок» Воспитатель: А, что же будет, если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он растворится? Как вы думаете? Дети: Нет! Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте речной песок и перемешайте, растворился или нет? Дети: Не растворился. Воспитатель: он не растворился, т. к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. И посмотрите внимательней ребята, что же еще произошло с водой? Какая она стала? Дети: Мутная, грязная… Воспитатель: А эту воду, можно пить ребята? (нет, потому что песок не съедобное вещество). (Самооценивание и запись результата опыта на карточке) -Ребята предлагаю вам отдохнуть и сделать веселую разминку Физминутка. Капля первая упала – кап. (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь) И другая, пробежала – кап Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх) Кап- -кап капельки запели. Намочились наши лица, мы их вытирали, Туфли посмотрите, мокрыми стали (наклон вперед) Мы плечами потрясем, Капельки стряхнем. От дождя мы убежим Под кусточком посидим (присесть). Воспитатель: Молодцы ребята, продолжим наш эксперимент. ОПЫТ № 3«Как растворяется в воде стиральный порошок» Дети, как вы думаете, чем мамы стираю ваши вещи? Дети: Вода + стиральный порошок. Воспитатель: Правильно. Почему мама добавляет в воду стиральный порошок, а не песок? Дети: растворяется, не растворяется. Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте ложечку стирального порошка в воду и перемешайте, понаблюдаем, что произойдет? Какая стала вода? Дети: мутная, мыльная, появились пенные пузырьки. Воспитатель: Что стало с порошком? Дети: Он растворился. Как вы думаете, ребята, А эту воду можно пить? Дети: Нет! Это не съедобное вещество. (Самооценивание и запись результата) ОПЫТ № 4 «Как растворяются в воде опилки» Воспитатель: Ребята возьмите ложечки и добавьте опилки в стакан с водой. Что произошло? Дети: опилки не растворяются в воде Воспитатель: опилки не растворяются, они даже не тонут в воде. Посмотрите на стакан с водой, в которой мы добавляли песок. Что произошло с песком? Дети: он оказался на дне стакана. Почему как вы думаете ребята? Дети: потому что он тяжелый… А опилки, какие? Воспитатель: а опилки такие легкие и непромокаемые, что даже не тонут в воде. (Самооценивание и запись результата) -Ребята, назовите, какие вещества растворились в воде, а какие нет. Дети: Стиральный порошок, сахарный песок, а речной песок и опилки в воде не растворились. |
Подведение итога | -Ребята, кто оказался прав? Болтливые сороки, которые утверждали, что все эти вещества растворяются в воде или Карлсон? Ведь Карлсон им не поверил и попросил нас проверить. Анализ работы по самооцениванию -Вы сегодня хорошо поработали. Все молодцы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....