Познавательно-исследовательская деятельность " От чего и почему?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Киселева Мария Михайловна

Формировать элементарные представления у детей старшего возраста о растворимости веществ (сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки) посредством экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ot_chego_i_pochemu.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекта НОД    по  реализации образовательного проекта  «От чего и почему?»  с детьми старшего дошкольного возраста

Тема. «Что растворяется в воде?»

Форма работы: экспериментирование

Цель: Формировать элементарные представления у детей старшего возраста о растворимости веществ (сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки) посредством экспериментирования.

Задачи.  

  1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и  не только растворяются в воде, но и меняют ее вкус, цвет.
  2. Развивать интерес  исследовательской деятельности детей.
  3. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.

Оборудование и  материал: Сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки, стаканы с чистой водой каждому, ложки разовые каждому ребенку; одноразовые тарелки, контейнера с веществами, капельки  из бумаги для самооценки( 4 шт.-синие,4 шт –красные), презентация «Видео письмо от Карлсона»

Демонстрационный материал: коробка-посылка, видеописьмо от Карлоса, карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории, карточки изображения какие вещества растворяются в воде.

План - конспект

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Игра –приветствие «Друг»:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Ситуативный разговор

Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли посылку. Но без вас я не стала ее открывать.

Интересно, что лежит в посылке

Вы хотите узнать, что в ней и кто нам ее прислал?

В. Открывает посылку достает мешочки с веществами (сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки)

В. - Ребята, что это?(дети рассматривают мешочки и называют вещества.). Интересно от кого эта посылка?

А вот и видео письмо.

Проблемная ситуация

(включить видео письмо)

-Здравствуйте ребята!

Болтливые сороки рассказали мне, что все эти вещества, которые я вам прислал, растворяются в воде. Ноя им  не поверил. Вы не поможите мне это узнать?

П остановка цели детьми

-Как вы думаете, ребята, все ли эти вещества, которые прислал нам Карлсон растворяются в воде?

-  Как мы можем проверить. Что для это нужно сделать?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

1.Работа в творческой лаборатории.

Воспитатель: Ребята, пройдемте в лабораторию (дети рассаживаются по два за столы, на которых уже стоят готовые стаканы с водой и веществами, и ложечки.

Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим.

А) Беседа о свойствах воды

Какими свойствами обладает вода?

Что она может делать?

Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о воде? Какая она?

1. Посмотрите на нее (бесцветная).

2. Понюхайте (без запаха).

3. Попробуйте (без вкуса).

4. Перелейте в другой стакан (текучая).

Б) Повторение правила безопасности в лаборатории

Вот сейчас мы вместе с  проверим какие вещества растворяются в воде?

Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать в лаборатории.

(Воспитатель показывает карточки с символами)

Дети отвечают, а воспитатель обобщает:

- нельзя без разрешения брать предметы и вещества,

- - внимательно слушать задание,

- убирать за собой после опытов,

- мыть руки после окончания опытов.

Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично помните.

В) Проговаривание способа самооценки работы-оценивание

-Ребята, сегодня вы будете себя оценивать.

Если вы справились с заданием то , берёте синюю капельку

Если испытывали трудности и что- то не получилось, то красную капельку.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

 Первое вещество, с которым мы начнем работать- это сахар.

ОПЫТ №1  «Как  растворяется в воде сахар»

Давайте возьмем ложечки ребята, добавим сахарный песок в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром, дома, когда собираемся пить чай.

Теперь наблюдаем, что изменилось? Вы видите сахар?

Дети: Нет!

Воспитатель: Правильно, сахар постепенно растворился в воде. Как вы думаете, ребята, какая теперь стала вода?

Ведь мы туда добавили сахар.

Дети: Сладкая! Вкусная!

Воспитатель: А ее можно пить ребята? (Да)

Ребята, у вас на столах лежат карточки, где мы будем с вами записывать результаты опыта: если вещество растворяется в воде, то мы его обведём в кружок, если не растворяется в воде, то зачеркнём его карандашом.

(Самооценивание и запись результата на карточке)

ОПЫТ №2 «Как  растворяется в воде речной песок»

Воспитатель: А, что же будет, если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он растворится? Как вы думаете?

Дети: Нет!

Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте речной песок и перемешайте, растворился или нет?

Дети: Не растворился.

Воспитатель: он не растворился, т. к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. И посмотрите внимательней ребята, что же еще произошло с водой? Какая она стала?

Дети: Мутная, грязная…

Воспитатель: А эту воду, можно пить ребята? (нет, потому что песок не съедобное вещество).

(Самооценивание и запись результата опыта на карточке)

-Ребята предлагаю вам отдохнуть и сделать веселую разминку

Физминутка.

Капля первая упала – кап. (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)

И другая, пробежала – кап

Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)

Кап- -кап капельки запели.

Намочились наши лица, мы их вытирали,

Туфли посмотрите, мокрыми стали (наклон вперед)

Мы плечами потрясем,

Капельки стряхнем.

От дождя мы убежим

Под кусточком посидим (присесть).

Воспитатель: Молодцы ребята, продолжим наш эксперимент.

ОПЫТ № 3«Как  растворяется в воде стиральный порошок»

Дети, как вы думаете, чем мамы стираю ваши вещи?

Дети: Вода + стиральный порошок.

Воспитатель: Правильно. Почему мама добавляет в воду стиральный порошок, а не песок?

Дети: растворяется, не растворяется.

Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте ложечку стирального порошка в воду и перемешайте, понаблюдаем, что произойдет? Какая стала вода?

Дети: мутная, мыльная, появились пенные пузырьки.

Воспитатель: Что стало с порошком?

Дети: Он растворился.

Как вы думаете, ребята, А эту воду можно пить?

Дети: Нет! Это не съедобное вещество.

(Самооценивание и запись результата)

ОПЫТ № 4 «Как  растворяются в воде опилки»

Воспитатель:  Ребята возьмите ложечки и добавьте опилки в

стакан с водой. Что произошло?

Дети: опилки не растворяются в воде

Воспитатель: опилки не растворяются, они даже не тонут в воде. Посмотрите на стакан с водой, в которой мы добавляли песок.  Что произошло с песком? Дети: он оказался на дне стакана. Почему как вы думаете ребята?

Дети: потому что он тяжелый…

А опилки,  какие?

Воспитатель: а опилки такие легкие и непромокаемые, что даже не тонут в воде.

(Самооценивание и запись результата)

-Ребята, назовите, какие вещества растворились в воде, а какие нет.

Дети: Стиральный порошок, сахарный песок, а речной песок и опилки в воде не растворились.

Подведение итога

 -Ребята, кто оказался прав?

Болтливые сороки, которые утверждали, что все эти вещества растворяются в воде или Карлсон?

Ведь Карлсон им не поверил и попросил нас проверить.

Анализ работы по самооцениванию

-Вы сегодня хорошо поработали. Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....