Времена года
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
«Времена года»
Цель:
. Расширение представлений детей о временах года.
Задачи:
1. Образовательные:
- обогащать словарный запас;
- формировать знания о диких животных
- обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах.
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке.
2 .Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать.
- развивать эстетическое восприятие красоты природы .
- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к природе;
- доставить детям радость и удовольствие от игр.
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Ход занятия
- Сегодня к нам в гости хочет прийти интересная игрушка – зверюшка, но появится этот гость только тогда, когда вы разгадаете загадку о нём:
Комочек пуха, белое ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это? - Зайчик.
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. Ой, посмотрите, что-то у зайчика в лапках (необычный конверт).
-А ты, зайчик, садись на стульчик, будешь гостем в нашей группе.
_ Дети, посмотрим, что в конверте. Письмо. Зайчик забыл все приметы времён года и просит нас ему их напомнить. Поможем Зайке?
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня в руках волшебное покрывало, с помощью него можно совершить увлекательное путешествие в страну «Времен года», стоит только всех нас накрыть этим платком. Хотите отправиться в интересное и познавательное путешествие, которое поможет Зайке вспомнить все времена года?
Дети: (отвечают)
Дети подходят к воспитателю. Воспитатель накрывает детей покрывалом
Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»
На экране картинка весны
Воспитатель: Посмотрите куда мы с вами попали
Лера, загадай детям загадку:
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла (Весна)
Дети: (отвечают) .
Воспитатель: Ребята, а что происходит весной, попробуйте описать весну.
- Зайчик мне шепчет, что он вспомнил приметы весны и хочет попасть в другое время года. Поможем зайке?
И с помощью волшебного покрывала мы отправимся в путешествие в другое время года.
Включается щебетание птиц. На экране картинка лета
Воспитатель: Какие звуки мы слышим?
Дети: Пение птиц.
Воспитатель: А в какое время года это можно услышать?
Дети: Это можно услышать летом.
Воспитатель: Правильно, летом, когда на улице тепло. А лето у нас было или еще будет?
Дети: Лето уже было.
Воспитатель: Конечно, лето в этом году уже прошло. Но посмотрите, какое зеленое дерево стоит у нас сегодня в группе, а на нем висят не просто листочки, а листочки с приметами лета. Давайте подойдем поближе и рассмотрим это деревце. Каждый из вас может сорвать по листочку и назвать ту примету, которую он держит.
(Например: - Все дети летом любят играть в песочнице.)
Дети срывают по одному листочку и называют ту примету, которую держит.
А теперь, я вам предлагаю поиграть с зайкой и листочками (проведение физминутки)
Мы, как шустрые зайчата,
Прискакали на лужок.
Прыг – скок, прыг – скок.
Ветер деревце качает,
Влево – вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке,
Прыг – скок, прыг – скок.
Воспитатель: Какое время года наступает за летом?
Хотите попасть в следующее время года? Зайчик? А ты?
Покрывало. Музыка «Осень»
- И в какое же время года мы попали? (дети отвечают)
- А какая погода осенью?
- Холодная, дождливая, солнце за тучками прячется, ветер дует холодный.
Ребята, послушайте уже не слышно пения птиц, куда они пропали?
- Улетели в тёплые края.
Воспитатель. А животные, что делают осенью?
- Готовятся к зиме.
Воспитатель. А что происходит с листьями на деревьях?
- Они желтеют, краснеют и опадают с деревьев. Листопад.
Стихотворение (читает ребенок)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Воспитатель. А что убирают с полей, огородов?
- Убирают с полей урожай.
Воспитатель. Ой, ребята посмотрите кто – то вёз урожай и рассыпал, давайте мы его соберём, овощи в одну корзину, а фрукты в другую.
Мальчики собирают фрукты, а девочки овощи.
Пока дети играют, появляется заставка зимы и потом начинает играть музыка «Зима»
- Ребята, посмотрите, мы неожиданно оказались в другом времени года. Попробуйте отгадать загадку и вы узнаете это время года.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила
(Зима)
Дети: (отвечают).
А что вы знаете о зиме?
- Зимой холодно, мороз, вьюга.
Воспитатель. Ребята, а чего так много зимой?
- Зимой много снега.
Воспитатель. Какой бывает снег?
- Белый, пушистый, мягкий, холодный.
Воспитатель. Молодцы. А с чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья? На что он похож?
- Он похож на ковёр, одеяло, шапку.
Воспитатель. Умницы! Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой?
- Мы любим, играть в снежки, катать друг друга на санках, лепить снеговиков, делать горки
- А давайте поиграем в снежки (игра «Снежки»)
Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте еще поиграем. Игра называется «Когда это бывает?». У каждого из вас по две фишки, красная, белая. Я вам буду читать загадки, если я прочитаю загадку про зиму, вы должны будете показать мне белую фишку, а если про лето – то красную. Слушайте внимательно.
И светла и широка
Наша тихая река
Побежим купаться,
С рыбками плескаться. ЛЕТО,
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым. -
Перестал медведь реветь.
В спячку впал в бору медведь.
(Зима)
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!»
приглашаю.
(Лето)
Воспитатель: Умницы, со всеми трудностями вы справились. Зайчик мне нашептал на ушко, что ему понравилось с вами путешествовать и он вспомнил все времена года. И он говорит , что у него для вас подарок. Он, конечно, не художник, но очень старался и дарит вот такой красивый рисунок «Зимний лес» (дарит рисунок на ватмане).
- Спасибо тебе, Зайчик. Мы с ребятами дополним картинку, посыплем ее снегом (дети рисуют коллективный рисунок.)
- А зайчик нам еще что – то хочет сказать. Он видел как вы здорово играли в снежки дарит вам необычные снежки, их можно есть.
- Дети: Спасибо.
Воспитатель. Зайчик, ты устал и проголодался, наверное, вот тебе подарок, корзина с овощами.
Заяц. Спасибо. До свидания.
Воспитатель. Ребята, мы долго путешествовали и устали. А сейчас мы укроемся нашим волшебным покрывалом и вернемся в детский сад.
Музыка
В какие времена года мы сегодня путешествовали?
Дети :(отвечают)
Воспитатель: В какие игры играли?
Дети : (отвечают)
Воспитатель: Что вам особенно понравилось?
Дети : (отвечают)
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо все у вас получалось
Музыка. Дети уходят
Самоанализ занятия.
Занимательное дело по теме «Времена года» проводилось в средней группе. Форма проведения – групповая.
На занятии присутствовало человек. Разрабатывая данный конспект занятия я, прежде всего, учитывала возрастные и психические особенности детей моей группы.
Занятие проводилось в соответствии с задачами основной образовательной программы, по которой работает наш детский сад.
Решались следующие задачи:
1. Образовательные:
- обогащать словарный запас;
- расширять представления детей о временах года;
- закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке.
2 .Развивающие:
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать;
- развивать эстетическое восприятие красоты природы;
- развивать творческое воображение, смекалку, сообразительность, фантазию и логическое мышление.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
- доставлять детям радость и удовольствие от игр;
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Все этапы занятия были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, смена видов деятельности на каждом этапе позволяла предотвратить утомляемость детей. С помощью просмотра слайдов мы закрепили материал. В ходе игрового дела я использовала наглядные, словесные, игровые методы.
Занятие прошло по плану и в доброжелательной обстановке.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активизации, использовали имеющиеся у них знания и умения, они были внимательны, заинтересованы, организованны.
Внимание уделялось каждому ребенку, в игровом деле были задействованы все дети.
Анализируя проведенное занятие, можно сказать, что поставленные задачи были выполнены. По ответам детей было понятно, что игровое дело им понравилось, и я, в свою очередь от работы с детьми получила большое удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядный материал (Времена года, время суток)
"Времена года", "Время суток"...
Природный мир: « Времена года» Воспитатель: Комлева. Н. Л Природный мир: « Времена года» Воспитатель: Комлева. Н. Л
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122...
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....
Наглядное пособие Времена года, время
Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...
Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»
Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...
Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.
Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...
Лето-самое любимое время года у детей. Это время положительных эмоций и хорошего настроения. Летом значительно увеличивается детский травматизм, и родители обязаны предупредить возможные риски и уберечь детей от травматизма.
Памятка для родителей "Профилактика детского травматизма в летний период"...