Методическая разработка по ознакомлению детей средней группы с птицами.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Ознакомление с птицами детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_oznakomleniyu_detey_sredney_gruppy_s_ptitsami.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по ознакомлению детей средней группы с птицами.
Варианты ознакомления (поквартально).
1 квартал.
Наблюдения: птицы улетают, прилетают к нам, приспособление к условиям сезона. Труд на участке. Подкормка птиц.
Дети знакомятся с видами птиц своей местности, узнают их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняют, чем питаются, как приспособлены к наземно-воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Узнают, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают прокормиться).
Приходя осенью в парк или сквер, обращайте внимание детей, на то, как тихо в парке. Дети замечают, что в парке нет птиц. Вспомните с детьми летние наблюдения за ласточками, которые ловили в воздухе мух и жуков и кормили своих птенцов. Уточняя ответы детей, воспитатель подтолкнет их к выводу, что птицы улетели. Дети заметят появление галок, сорок и ворон.
Наблюдение за сороками. Сорока привлекает ярким, контрастным оперением, черным с белым, своей подвижностью и веселым стрекотанием. Это зимующие у нас птицы. Они прилетают из лесов, где жили летом, поближе к жилью людей, чтобы прокормиться в холодную зиму.
Наблюдение за воронами. Вороны – наиболее крупные птицы, у которых клюв и ноги сильные, ноздри прикрыты щетинками, крылья широкие. Ворон мы водим в течение всего года и считаем их соседями. Питаются вороны животной и растительной пищей.
Галка меньше грача и вороны, но часто зимой образует шумные стаи возле населенных пунктов, где кормится на свалках и помойках.
Наблюдение за воробьями. На участке детского сада дети часто видят воробьев, прилетающих за кормом. У воробьев короткий, но крепкий клюв, позволяющий им раскусывать семена и зерна. Воробьи питаются как растительной, так и животной пищей. Дети спрашивают: «Почему воробьи нахохлились и не прыгают?». Воспитатель объясняет, что им холодно, так они греются.
Загадайте загадку:
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шагает,
Крошки собирает.
Сделайте с детьми кормушку для птиц, выберете для нее место и начните подкормку. Пока кормушка не установлена , насыпьте зерно прямо на землю, чтобы птицы привыкли к месту прикормки. Место для кормушки лучше выбрать укромное, окруженное деревьями и кустарниками, на которых будут сидеть птицы в ожидании пищи. Прикармливая ежедневно утром птиц, беседовать с детьми, вызывая у них желание, помочь птицам пережить тяжелую, холодную и голодную зиму. Во время подкормки, предлагайте детям наблюдать, как птицы прилетают и улетают, рассматривайте их внешний вид, отмечайте, какие из них охотнее клюют тот или иной корм.
Утром дети идут к кормушке, расчищают метелкой пушистый снег и насыпают разнообразное угощение: зерно, ягоды, крошки сухого белого хлеба и немного речного песка.
2 квартал.
Повадки птиц. Вновь прилетевшие птицы. Поведение птиц во время подкормки на участке и в кормушке. Воробьи, вороны, сороки, синицы, снегири.
Дети хорошо знают повадки воробьев. Воспитатель предлагает последить за воробьями, посмотреть, где они живут. Дети узнают, что воробьи прячутся под крышей дома и в скворечниках. Предложите помочь воробьям пережить холодную зиму. Принесите для них теплые лоскутки, вату, перья. Эти предметы положите на кормушку или на ближайший забор. Дети увидят, как воробьи унесут все к себе.
Вот прилетела сорока. Дети внимательно смотрят, какой корм она себе выберет. Причтите народную потешку:
Стрекотунья белобока
Возле горницы моей,
Скачет пестрая сорока
И зовет ко мне гостей.
Прилетают к кормушке и синицы. У них клюв тонкий и острый, даже зимой они своим острым клювом ухитряются доставать насекомых из-под коры деревьев. Воспитатель объясняет, что летом мы синиц не видим – они держатся в лесу, гнездятся в дуплах деревьев. Зимой же синицы скапливаются в городах и поселках, они прилетают к кормушкам. Синицы всегда в движении. Крупные зерна синица зажимает в лапках и разбивает клювом на мелкие части.
В середине зимы кормушку посещают снегири. Они прилетают стайками, долго сидят на одном месте, поедая ягоды и тихо пересвистываются. Воспитатель обращает внимание на снегирей, предлагает понаблюдать за ними. Оперение у снегирей разное: одни с красными грудками и голубыми спинками, другие – серые.
3 квартал.
Представление о птицах, их образе жизни (на земле, в воздухе). Установление связей между изменениями условий и прилетом птиц. Размножение, поведение (стаи, гнезда).
Воспитатель предлагает детям посеять в ящиках овес и салат для птиц. Потому что птицам то же нужны витамины, а на улице, особенно ранней весной, очень трудно найти витамины. Как только пригреет весеннее солнышко, оживятся насекомые и вылетят из мест зимовок, поэтому надо подкормить птиц. Скоро начнут прилетать птицы из теплых краев.
Прилетели крупные черные птицы с большими клювами. Рассмотрите их внешний вид и предложите детям сравнить их с вороной и галкой: чем они похожи и чем не похожи. Грач – коренастая птица в оперении черного цвета с красивым темно-фиолетовым отливом. Самое заметное отличие грача от галки и вороны – окраска оперения. Грачи стаями летают на пашни, поля и луга, где в огромном количестве истребляют майских жуков, улиток, червей, куколок насекомых. Гнездятся они на тополях и березах. Покажите детям темные гнезда грачей на деревьях, расскажите, что скоро грачи заселятся в эти гнезда и будут выводить потомство.
Загадайте загадку:
Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг поле,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица - …(Грач).
Скворцы, прилет которых , наравне с грачами, знаменуют начало весны, большую часть времени кормятся на полях и лугах различными насекомыми.
Дети вместе с взрослыми устанавливают скворечники на деревьях. Воспитатель объясняет, кто будет жить в скворечниках и предлагает понаблюдать. Скворцы возятся в скворечниках: выбрасывают оттуда все старье, а иногда выгоняют поселившихся там воробьев. Рассмотрите скворца, когда он поет перед своим домиком. Загадайте детям загадку:
« На шесте дворец, во дворце певец. Кто это?» (Скворец).
Прочитайте небольшое стихотворение:
Зиме конец. Летит скворец.
И громко распевает:
Пришла весна, ясна, красна.
Смотрите, как все тает!
Очень заметен прилет ласточек. Понаблюдайте с детьми за ласточками. У нах острые крылья хорошо приспособлены для длительного быстрого полета. Ласточки пьют и купаются, ловят на лету насекомых. Клюв у ласточек короткий, но способный раскрываться широко, чтобы ловить насекомых в воздухе. Ходить они почти не могут, поэтому на землю садятся редко. Ласточек легко узнать по оперению: спинка темная, а горлышко и грудка – белые. Хвост напоминает вилку.
Немного позже ласточек прилетают стрижи. Предложите детям понаблюдать за ними и рассказать, чем они отличаются от ласточек. Дети замечают, что у ласточки брюшко и грудка белые, а у стрижа – темные. У стрижа крылья длиннее, чем у ласточки. Ласточка приятно щебечет, а стриж пронзительно кричит. Стриж тоже очень полезная птица: она ловит в воздухе вредных насекомых и только этим питается.
Расскажите детям, что весной у всех животных и птиц появляются детеныши и птенцы. Птицы заботятся о птенцах: кормят, охраняют от опасности. Пусть дети вспомнят, как долго гоняются за кормом стрижи и ласточки, грачи ищут в полях и на пашнях червяков, жуков.
Вспомните, какую большую пользу приносят людям птицы, сохраняя урожай.
Формы работы с детьми по ознакомлению с птицами.
Наблюдение.
Наблюдение за птицами осуществляется во время прогулки во дворе детского сада, в парках, на лугах, у берегов рек и озер, а также с родителями во время поездок за город в течение года.
Рассматривание картин.
Знакомство с птицами, которых нельзя увидеть возле детского сада, по художественной литературе, картинкам. Изучение лесных, полевых, болотных, морских птиц. Знакомство с их внешним видом, повадкам, особенностями.
Развивающие игры.
Построение птицы.
Рисование.
Роспись птицы. Дети во время занятий рисуют и раскрашивают птиц, которых увидели при наблюдении во время прогулки или знакомстве с птицами на занятиях с воспитателем.
Лепка.
Дети лепят из пластилина фигурки птиц.
Аппликация.
Дети выполняют аппликацию – клеят на листке бумаги сюжет «Птица на ветке»
Труд на участке.
Подкормка птиц, постройка кормушек и домиков для птиц.
Целевые прогулки.
Прогулка по территории детского сада.
Целевые экскурсии.
Выездные экскурсии в зоологический музей, в зоопарке с родителями.
Конструирование.
Конструирование птиц из природного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ознакомлению детей средней группы с птицами
Ознакомление детей с птицами в разных видах деятельности...
Методическая разработка НОД для детей средней группы с ОНР. Тема: Пересказ адаптированного текста рассказа «Мышки» (по К.Д. Ушинскому)
Формирование связной речи - одна из основных задач логопедической работы, которая успешно решается в процессе пересказа адаптированных текстов....
Методическая разработка развлечения для детей средней группы на тему: « Пришла к нам румяная Масленица»
развлечение...
Картотека подвижных игр по ознакомлению детей средней группы с птицами
НазваниеигрыЦель игрыСодержание «Птички»Выполнять движения согласно тексту, быстро бегать; ориентироваться в пространствеДети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от дру...
Методическая разработка проект для детей старшей группы " Перелетные птицы"
Проект расширяет знание о перелетных птицах в осеннее время...
Методическая разработка по ознакомлению детей ясельной группы с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры
Формирование представлений о природных изменениях в родном крае и о труде человека....
Методическая разработка по ознакомлению детей ясельной группы с окружающим миром с элементами сюжетно-ролевой игры.
Формирование представлений о природных изменениях в родном крае и о труде человека....