Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Путешествие в царство воздуха».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»
Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности во средней группе.
Тема: «Путешествие в царство воздуха».
- г.
Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности Тема: «Путешествие в царство воздуха»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цели:
1. Формирование представлений о свойствах воздуха.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение распознавать свойства воздуха: невидимый, не имеет запаха, цвета, вкуса, формы);
- закреплять названия видов транспорта; умение различать и называть цифры в пределах 5.
Развивающие:
- развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире;
- развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, побуждать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать речь детей, словарный запас.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Методы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Словесные – беседа, объяснение, художественное слово, загадка, вопросы.
Наглядные – показ слайдов ИКТ технология, использование мнемотаблиц.
Практические – игровые упражнения, здоровьесберегающая технология – дыхательная и артикуляционная гимнастика, подвижная игра.
Игровые – сюрпризный момент, игровая мотивация, загадка.
Приёмы: показ способа действия, беседа, вопросы, указания, дополнение, поощрение, опыты, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Дети вместе с воспитателем входят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на гостей, даёт им возможность разглядеть присутствующих, встают на ковёр в круг.
Воспитатель: Ребята, у нас в группе сегодня много гостей давайте их поприветствуем. Посмотрите на гостей и улыбнитесь.
Дети здороваются с гостями, улыбаются.
Воспитатель: Давайте встанем в круг и познакомимся. Меня зовут Екатерина Владимировна.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг и играют в игру «Знакомство», по очереди называя, как их зовут.
Воспитатель: Мне очень приятно с Вами познакомиться.
Вдруг раздаётся звук пришедшей электронной почты.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Интересно, кто его нам прислал? Вы как считаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо. А что бы узнать кто его нам прислал, нужно отгадать загадку.
Этот мишка любит мёд,
В гости сам к друзьям идёт.
Всем поможет от души,
Вот к ИА опять спешит.
Любит сочинять он вслух,
Кто же это? (Винни-Пух)
У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нес пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчел гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, — ...
Воспитатель: Молодцы! Хотите узнать, что он нам прислал?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте тогда по - скорее откроем видео письмо и посмотрим!
Воспитатель открывает письмо, на проекторе появляется Винни Пух. Звучит музыка из мультфильма «Винни Пух». Он начинает говорить, просит ребят рассказать ему, что такое воздух.
«Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я – медвежонок Винни Пух.
Я очень проголодался и хотел полакомиться мёдом, который находится в улье на высокой сосне. Хотел долететь до улья на воздушном шаре, который принёс мне мой друг Пятачок, а он оказался не надутый. Как же мне надуть шар и чем? Говорят, что шары надувают воздухом, а что такое воздух и где его взять я не знаю. Ребята, расскажите мне пожалуйста, что вы знаете о воздухе.»
Воспитатель: Ну что ребята? Поможем Винни Пуху узнать, что такое воздух?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие в царство воздуха и узнаем всё про него. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Ой, ребята, а на чём же мы туда доберёмся? А какой транспорт вы знаете?
Дети: Автобус, машина, поезд, самолёт, пароход.
Воспитатель: А раз мы собрались с вами в царство воздуха, то и транспорт нам нужен какой?
Дети: Воздушный.
Воспитатель: Верно. А на чем можно отправиться в путешествие по воздуху?
Дети: На самолёте, ракете, воздушном шаре, вертолёте, дельтаплане.
Воспитатель: На чём же мы полетим? Придумала, а давайте отправимся в наше путешествия на воздушном шаре, как Винни Пух! Согласны?
Дети: Да.
На экране проектора появляется изображение воздушного шара, воспитатель обращает на него внимание детей.
Воспитатель: Посмотрите какой у нас воздушный шар. Я приглашаю вас всех на борт воздушного шара, чтобы совершить перелет в царство воздуха. А чтобы он полетел, нужно произнести волшебные слова «Раз, два, три! Лети!» Вы готовы? Тогда удачи!
Дети садятся на стульчики, стоящие по кругу, напоминающую корзину воздушного шара. Звучит музыка и на экране проектора появляются виды природы с высоты.
Воспитатель: Ребята, вы знаете почему наша планета Земля кажется из космоса голубой?
Дети: Нет.
На экране появляется изображение планеты Земля из космоса.
Воспитатель: Наша планета окружена воздухом. Ведь он, как удивительная голубая "рубашка " защищает землю от холода, солнца и его лучей, перегревание, метеоритов.
На экране появляется картинка солнца, метеоритов, снежинки.
Воспитатель: Идём на посадку. Вот мы и на месте. Выходите.
Дети вместе с воспитателем встают со стульев. Оглядываются по сторонам. Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором размещены пронумерованные картинки с изображением …….
Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста на мольберт, что вы там видите?
Дети: Глаз, рот, нос, краски, геометрические формы, краски.
Воспитатель: Верно. При помощи этих картинок мы и будем узнавать с вами о воздухе, посмотрите внимательно, что вы ещё видите на этих картинках?
Воспитатель спрашивает нескольких детей, как они считают.
Дети: Цифры.
Воспитатель: А какие?
Дети: 1, 2, 3, 4, 5.
Воспитатель: Молодцы! А что изображено под цифрой 1?
Дети: Глаз.
Воспитатель: А что мы делаем глазами?
Дети: Мы ими видим.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, он какой?
Дети: Невидимый.
Воспитатель: Молодцы! А вот мы и узнали первое свойство воздуха, он невидимый.
На экране проектора появляется мнемотаблица с изображением перечёркнутого глаза.
Воспитатель: Давайте смотреть дальше. Какую цифру нам нужно найти?
Дети: 2.
Воспитатель: Верно. Покажите мне пожалуйста цифру 2.
Воспитатель индивидуально спрашивает детей.
Воспитатель: Что изображено под цифрой 2?
Дети: Геометрические фигуры, краски.
Воспитатель: Что же это может быть, как вы считаете?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Хорошо. Воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем. Как вы думаете можно ли его поймать?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: Хотите я вас научу?
Дети: Да.
Воспитатель: Подойдите пожалуйста к столу. Что здесь лежит?
Дети: Пакеты.
Воспитатель: Возьмите себе по одному пакету. Посмотрите на него! Что в нем?
Дети: Ничего, он пустой.
Воспитатель: Точно, но если его раскрыть и опустить в низ, то пакет наполнится воздухом. Вот так, посмотрите.
Воспитатель показывает.
Воспитатель: Попробуйте сами.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А теперь пакет нужно закрыть, зажимаем верхний край.
Дети вместе с воспитателем зажимают верхний край пакета.
Воспитатель: Что мы видим, что стало с пакетом?
Дети: Надулся.
Воспитатель: И мы видим, что пакет изменил форму. На что стал он похож?
Дети: На шарик, подушку, мяч, мыльный пузырь…..
Воспитатель: Что теперь внутри пакета?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А можно ли воздух увидеть какого он цвета?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит, если мы не видим его цвет, значит он какой?
Дети: Бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: Молодцы! Сначала пакет был тоненький, но теперь он похож на подушку, так как в нем есть воздух. А теперь давайте выпустим воздух.
Дети вместе с воспитателем выпускаю воздух из пакета.
Воспитатель: Что произошло с пакетом?
Дети: Пакет опять стал тонким.
Воспитатель: Можно ли сказать, что воздух имеет форму?
Дети: Нет.
Воспитатель: Молодцы! А вот мы и узнали ещё свойства воздуха, он бесцветный и не имеет формы.
На экране проектора появляется мнемотаблица с изображением перечёркнутых геометрических фигур и красок.
С мамой в магазин ходили,
Шар воздушный там купили,
Будем шарик надувать, будем шариком играть
(Маршируют на месте)
(Имитируют надувание шарика, вдыхают носом, выдыхают ртом)
Надувайся наш шар, надувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся
(Руками показывают увеличивающийся шар)
Шар воздушный полетел и за дерево задел
И лопнул….
Шшшшш
(Хлопают в ладоши, Шипят и приседают на корточки)
Воспитатель: Давайте смотреть дальше. Какую цифру нам нужно найти?
Дети: 3.
Воспитатель: Верно. Покажите мне пожалуйста цифру 3.
Воспитатель индивидуально спрашивает детей.
Воспитатель: Что изображено под этой цифрой?
Дети: Рот, язык.
Воспитатель: А что мы делаем ртом?
Воспитатель индивидуально спрашивает детей.
Дети: Едим, разговариваем.
Воспитатель: Конечно. Когда мы едим, мы чувствуем разные вкусы.
На проекторе появляются картинки: лимон, сок, перец.
Воспитатель: Например, лимон он какой на вкус?
Дети: Кислый.
Воспитатель: А сок?
Дети: Сладкий.
Воспитатель: А перец?
Дети: Горький.
Воспитатель: А какой же на вкус воздух? Для следующего эксперимента нам понадобятся длинные язычки, у всех есть инструмент для исследования?
Дети: Да.
Воспитатель: Покажите.
Дети показывают свои язычки.
Воспитатель: Почувствуйте языком вкус воздуха. Какой на вкус воздух? Вы чувствуете?
Дети: Нет, он безвкусный.
Воспитатель: Молодцы! А вот мы и узнали второе свойство воздуха, он безвкусный.
На экране проектора появляется мнемотаблица с изображением перечёркнутого рта, языка.
Физминутка - подвижная игра «Самолёты»
Воспитатель. Ребята, представьте, что вы самолёты. Для полёта нужно вдохнуть как можно больше воздуха. Руки разведём в стороны – это крылья. А теперь полетели! Крылья покачиваются, самолёты летят плавно и красиво. Но воздух кончается, и самолёты приземляются.
Воспитатель: Смотрим дальше. Какая цифра идёт после цифры 3?
Дети: 4.
Воспитатель: Верно. Покажите мне пожалуйста цифру 4.
Воспитатель индивидуально спрашивает детей.
Воспитатель: Что изображено под этой цифрой ?
Дети: Нос.
Воспитатель: А что мы делаем носом?
Воспитатель индивидуально спрашивает детей.
Дети: Дышим, нюхаем.
Воспитатель: А давайте понюхаем воздух. Как вы думаете, чем он пахнет?
Дети вместе с воспитателем вдыхают носом воздух.
Дети: Ничем, он без запаха.
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Если приоткрыть окно мы почувствуем запах свежести.
(можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).
На экране проектора появляется карточка мнемотаблица с изображением перечёркнутого носа.
Воспитатель: Без воздуха долго жить невозможно, не только человеку, но и животным и растениям. А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Давайте проверим. Подойдите к столу и займите своё место.
Воспитатель вместе с детьми подходят к столам. Перед каждым ребенком стоит стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Воспитатель: Что вы видите на столах?
Дети: Стаканчик и трубочка.
Воспитатель: Что в стаканчиках?
Дети: Вода и горошина.
Воспитатель: Что делают горошины?
Дети: Лежат на дне стаканчика.
Воспитатель: Хотите оживить горошины?
Дети: Да.
Воспитатель: А как можно оживить их? Что нам надо для этого сделать как вы думаете?
Дети высказывают свои предположения.
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Чем же мы будем дуть?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Правильно, воздухом. Нужно поставить трубочку в стакан, вдохнуть воздух через нос и выдохнуть его через трубочку в стаканчик. Подуйте в трубочки слабо.
Дети вместе с воспитателем дуют слабо в трубочку.
Воспитатель: А теперь подуем в трубочку сильно.
Дети вместе с воспитателем дуют сильно в трубочку.
Воспитатель: Что появилось в стаканчике?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Появились пузырьки. Пузырьки - это и есть воздух. А что же делали наши горошины?
Дети: Они двигались.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Да, конечно же, воздух. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?
Дети: Нет.
Воспитатель: Когда мы дули слабо, сколько было пузырьков?
Дети: Мало.
Воспитатель: А когда - сильно?
Дети: Много.
Воспитатель: А откуда взялся этот воздух.
Дети: Мы сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку.
Воспитатель: Значит сейчас мы убедились, что в человек есть воздух. Мы им дышим. Так, с помощью трубочки и стаканчика с водой мы увидели воздух в виде пузырей, которые поднимаются на поверхность воды. А почему знаете?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: Потому что воздух легче воды.
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет».
На столах в тарелочках у каждого ребёнка лежат разные предметы (камень, брусочек…)
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, есть ли воздух в предметах, которые лежат у нас на тарелочках. Предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Берём камень, брусочек и опускаем в воду.)
Воспитатель: Что мы видим?
Воспитатель: Ребята, если в нас есть воздух, то мы спокойно можем им надуть шарик для Винни Пуха. Давайте попробуем. Вдохните воздух полный рот, так чтобы надулись ваши щёки, а потом плавно выпустите воздух изо рта.
Дети вместе с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику «Воздушный шар».
Мы надули шарик синий, (надуть щеки)
Он теперь такой красивый.
Отпустили полетать, (отпустить шарик)
Но его уж не поймать!
Воспитатель: Возьмите на столе ленточку, поднесите её ко рту. Вдохните воздух и выдохните его на ленточку. Что вы видите?
Дети: Ленточка шевелится.
Воспитатель: Верно, она шевелится, как листочки на дереве. А от чего на дереве листья шевелятся?
Дети: От ветра.
Воспитатель: Воздух движется и получается ветер. А ветер может быть сильным и слабым. Подуйте на ленточку потихоньку. Какой почувствовали ветер?
Дети: Слабый.
Воспитатель: А теперь сильно. Какой ветер?
Дети: Сильный.
Сейчас, я вас превращу в воздух. Физминутка «Превращение»
Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.
Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза)
А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!
Воспитатель: Что изображено на этой картинке?
Дети: Ухо.
Воспитатель: А что мы делаем ушами?
Воспитатель индивидуально спрашивает детей.
Дети: Слушаем, слышим.
Воспитатель: А можно ли услышать воздух как вы считаете?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: А давайте это проверим. Подойдите все к столу.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу.
Воспитатель: Посмотрите на подносе лежат разные предметы, возьмите себе любой и подуйте с краю.
Дети дуют на предметы.
Воспитатель: Вы что нибудь слышите?
Дети: Звук.
Воспитатель: Воздух встретил преграду на своём путь и зазвучал. А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?
Дети: Писк, воздух.
Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: С помощью воздуха.
Воспитатель: Как в природе мы слышим воздух?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Когда дует ветер, он гонит воздух, так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы). Давайте послушаем как звучит ветер.
Слушание звука ветра.
Воспитатель: А давайте подыграем ветру с помощью наших предметов.
Дети вместе с воспитателем подыгрывают звуку ветра на разных предметах.
Воспитатель: Что мы с вами слушали?
Дети: Звуки ветра.
Воспитатель: Так воздух можно услышать?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы!
На экране проектора появляется карточка мнемотаблица с изображением перечёркнутого уха.
Воспитатель: Карточки наши закончились, а мы столько много узнали. Давайте посмотрим на экран и вспомним, что мы сегодня узнали про воздух.
Дети вместе с воспитателем смотрят на экран проектора и называют свойства воздуха.
Дети: Воздух невидим, безвкусный, бесцветный, не имеет формы, без запаха, воздух нас окружает, он легче воды, мы им дышим, воздух есть внутри людей, его можно услышать, если на его пути препятствие.
Воспитатель: Молодцы! Очень много назвали свойств воздуха. Наше путешествие в царство воздуха подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад, чтоб передать Винни Пуху, что мы узнали. Нас ждёт воздушный шар, и я приглашаю вас на борт воздушного шара, чтобы совершить перелет в детский сад.
Дети вместе с воспитателем возвращаются на стулья, стоявшие по кругу. Воспитатель: Чтобы наш шар полетел, нужно произнести волшебные слова «Раз, два, три! Лети!» Готовы? Удачи!
На экране проектора появляется воздушный шар, виды природы с высоты. Звучит музыка.
Воспитатель: Идём на посадку. Вот мы и на месте. Выходите.
Дети вместе с воспитателем встают со стульев.
Воспитатель: Мне было очень интересно с вами путешествовать. Вы сегодня были большие молодцы! А давайте вспомним где мы с вами побывали?
Дети: В царстве воздуха.
Воспитатель: А что мы там делали?
Дети: Узнавали про воздух. Проводили опыты.
Воспитатель: Скажите вам понравилось проводить опыты?
Дети: Да.
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового?
Ответы детей.
Воспитатель: За вашу помощь Винни Пуху, он прислал для вас воздушные шары.
Вносят воздушные шары на каждого ребёнка, воспитатель раздаёт их.
Воспитатель: Давайте скажем нашим гостям спасибо, что пришли к нам в гости и попрощаемся с ними.
Дети благодарят и прощаются с гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)
Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки при выполнении пр...
Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе." Что мы знаем о воздухе".
Цель:Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, есть везде, нужен для жизни.Задачи:2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека.3. Развивать познавательну...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе тема: «Посадка лука»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе тема: «Посадка лука»...
План конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема «Веселый поезд»
"Веселый поезд"...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема "Путешествие в бумажную страну"
Конспект НОДпо познавательно-исследовательскойдеятельности в старшей группеТема "Путешествие в бумажную страну"...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в бумажную страну»
Дети старшего дошкольного возраста очень любят исследовать, проводить эксперементы. Эта разработка поможет детям легко и просто понять из чего делают бумагу, историю возникновения бумаги, где вп...
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Путешествие с Капелькой»
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в средней группеТема: «Путешествие с Капелькой»...
- Мне нравится (1)