Проект "Комнатные растения"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Экологический проект для второй младшей группы детского сада: «Комнатные растения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazets_proekta_2.docx | 298.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Комнатные растения
в детском саду»
во второй младшей группе.
Составитель: Латыпова Ю.Р.
2018год
Описание проекта
Проект осуществляется в период с 7октября2018 года по 30 мая 2019 года.
Проект направлен на более углублённое изучение воспитанниками комнатных растений. Знакомить с комнатными растениями.
- Дать представления о том, роста растений нужны земля, вода и воздух.
- Формирование умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
Кроме этих задач, я хочу в совместной деятельности (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-воспитатель) познакомить детей с наиболее благоприятными условиями для роста растений; научить определять состояние растения по его внешнему виду (нужно полить, растение погибает от перелива, скоро зацветёт - значит ему комфортно), научить ухаживать за растениями, бережно к ним относиться, ответственно подходить к трудовым поручениям, уважительно относиться к природе в целом, чувствовать свою ответственность перед ней.
В процессе работы я проводила с детьми беседы по знакомству с жизнью комнатных растений; мы читали энциклопедии и художественную литературу о наших соседях, рассматривали иллюстрации растений, а полученные знания закрепляли на практических занятиях: посев семян, полив, протирание широких листьев влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листочками, составление описательных рассказов о вновь изученных комнатных цветах.
После проведенного анкетирования на тему: «Что Вы знаете о комнатных растениях» я поняла, что родители заинтересованы в том, чтобы дети овладели углублёнными знаниями о комнатных растениях. Еще родители вместе со своими детьми участвовали в создании альбома «Наши комнатные растения». Мне хотелось заинтересовать родителей, сделать их более активными, включить в образовательный процесс.
Подводя итоги проекта, отмечаю, что дети знают названия многих растений, произрастающих в группе и дома, подробно описывают их внешний вид, отмечают существенные особенности, называют наземные и подземные части, знают о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений, их жизни на родине; знают о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями, умеют подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий.
Воспитанники с удовольствием самостоятельно осуществляют текущий уход за растениями в уголке природы - поливают цветы, опрыскивают, аккуратно рыхлят землю.
Тип проекта: исследовательский, групповой , долгосрочный.
Исполнители:
- воспитатель Стаматова Н.Р.., воспитанники 2 младшей группы, родители воспитанников.
Сроки работы над проектом с 7 сентября 2018г. по 30.05.2019г.
Актуальность.
Мир вокруг нас стремительно меняется. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно- действенного и эмоционально- чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть и не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.
Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна.
Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.
Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами. Впервые о фитонцидахв своих работах говорит Б.П.Токин, по его мнению, фитонциды – это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий и микроскопических грибов.
Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.
Целью данной работы является формирование представлений детей об условиях жизни комнатных растений, правилах ухода за ними, их значение для жизни человека
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами дошкольников.
- Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
- Обогащать знания детей о комнатных растениях,
- Познакомить со строением растений
- Учить устанавливать связи между совершаемыми действиями и состоянием растений.
- Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.
- Расширять словарный запас.
Теоретическая значимость: формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Практическая значимость
- расширение зелёного уголка в группе детского сада;
- составление картотеки комнатных растений в детском саду;
- составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
- создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки с описательными рассказами, составленными совместно со взрослыми).
Новизна
Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.
Предполагаемый результат:
Владение детьми информацией:
- что растению для роста необходимы свет, тепло, вода, воздух, земля;
- что растение состоит из корня, стебля, листа, цветка;
- что растения отличаются друг от друга;
- что состояние растения зависит от ухода человека;
План мероприятий по реализации проекта:
Реализация проекта будет проходить в три этапа:
- Предварительный этап
- Практический этап
- Обобщающий этап.
1 этап предварительный
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников, в частности о комнатных растениях;
- Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
- Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
- Составить картотеку комнатных растений в детском саду.
- Сбор разнообразной информации по теме
- Создание соответствующей предметно-развивающей среды
- Привлечение родителей для оказания помощи воспитателю
2 этап практический
Задачи:
- Осуществить план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений
- Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
- Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми, эксперименты, дидактические игры(посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатором т.д.);
- Пополнить уголок природы необходимым оборудованием.
- Оснастить группу новыми растениями.
- Изготовление паспорта комнатных растений
- Провести акцию «Подари растение детскому саду»
3 этап обобщающий
Задачи:
- Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
- Фотоотчёт
- Подготовить методический и практический наглядный материал .
План реализации проекта.
Образовательная область
Виды детской деятельности
Социализация
- Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»
- дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши»
- пальчиковые игры «Красные цветы», «Посадим цветы», «Цветок».
- занятие по экологии в группе «Друзья природы»
- беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом»,
- практикум для родителей «Комнатные растения- улыбка природы»
Коммуникация
- составление рассказов совместно с родителями о своём комнатном цветке
- заучивание стихотворения «Бальзамин»
- отгадывание загадок о комнатных растениях
- подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения»
- дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову»,
Познание
- беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями» «Если бы ты был комнатным цветком»
Художественное творчество
- Рисование акварелью на тему «Кактус »
- аппликация «Комнатное растение».
Труд
Хозяйственно-бытовой труд:
- дежурство в уголке природы
(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)
- трудовые поручения – индивидуальные и коллективные
Физическая культура
- Утренняя гимнастика «Весенние цветы»
- физкультминутка «Красивые цветы»
- психогимнастика «Посадим цветок»
Музыка
- прослушивание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковского
Чтение художественной литературы
- работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях
- чтение художественной литературы
- загадывание загадок, заучивание стихов
Предварительные итоги проекта.
Проведенные мною анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?» позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.
Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.
Дальнейшее развитие проекта.
• Обмен практическим опытом по ознакомлению дошкольников с жизнью комнатных растений .
• Участие в педагогических конкурсах передового опыта, межрегиональных научно-практических конференциях;
• Целенаправленная деятельность, обращенная на воспитание детей в интересах устойчивого развития;
- Познакомить детей с жизнью растений в природных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.
Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....
Комнатные растения. Тема: Ознакомление с комнатными растениями.
Программное содержание:...
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....