Проект "Комнатные растения"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Латыпова Юлия Равильевна

Экологический проект для второй младшей группы детского сада: «Комнатные растения» 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazets_proekta_2.docx298.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Комнатные растения

в детском саду»

http://hdflowerwallpaper.com/wallpaper/2015/08/begonias-flowers-40-cool-wallpaper.jpg

во второй младшей группе.


Составитель: Латыпова Ю.Р.


2018год

Описание проекта


Проект осуществляется в период с 7октября2018 года по 30 мая 2019 года.

Проект направлен на более углублённое изучение воспитанниками комнатных растений. Знакомить с комнатными растениями.

  1. Дать представления о том, роста растений нужны земля, вода и воздух.
  2. Формирование умения устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.

Кроме этих задач, я хочу в совместной деятельности (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-воспитатель) познакомить детей с наиболее благоприятными условиями для роста растений; научить определять состояние растения по его внешнему виду (нужно полить, растение погибает от перелива, скоро зацветёт - значит ему комфортно), научить ухаживать за растениями, бережно к ним относиться, ответственно подходить к трудовым поручениям, уважительно относиться к природе в целом, чувствовать свою ответственность перед ней. 

В процессе работы я проводила с детьми беседы по знакомству с жизнью комнатных растений; мы читали энциклопедии и художественную литературу о наших соседях, рассматривали иллюстрации растений, а полученные знания закрепляли на практических занятиях: посев семян, полив, протирание широких листьев влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листочками, составление описательных рассказов о вновь изученных комнатных цветах.

После проведенного анкетирования на тему: «Что Вы знаете о комнатных растениях» я поняла, что родители заинтересованы в том, чтобы дети овладели углублёнными знаниями о комнатных растениях. Еще родители вместе со своими детьми участвовали в создании альбома «Наши комнатные растения». Мне хотелось заинтересовать родителей, сделать их более активными, включить в образовательный процесс.

Подводя итоги проекта, отмечаю, что дети знают названия многих растений, произрастающих в группе и дома, подробно описывают их внешний вид, отмечают существенные особенности, называют наземные и подземные части, знают о некоторых лекарственных растениях, происхождении растений, их жизни на родине; знают о роли света, тепла и влаги в жизни растений, об особенностях ухода за отдельными растениями, умеют подмечать, что некоторые растения для нормального их роста и развития нуждаются в изменении условий.

Воспитанники с удовольствием самостоятельно осуществляют текущий уход за растениями в уголке природы - поливают цветы, опрыскивают, аккуратно рыхлят землю.

Тип проекта: исследовательский, групповой , долгосрочный.

Исполнители:

- воспитатель Стаматова Н.Р.., воспитанники 2 младшей группы, родители воспитанников.

Сроки работы над проектом с 7 сентября 2018г. по 30.05.2019г.

Актуальность.

Мир вокруг нас стремительно меняется. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Поэтому наша основная задача - создать у дошкольников прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно- действенного и эмоционально- чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.

Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствует экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.

Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но актуальна и значима. В ходе проектной деятельности сформировался коллектив педагогов и родителей, увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть и не велики, но позволяют решить поставленные задачи, и от озеленения группового уголка перейти к озеленению участка для прогулок, привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.

Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений – не только в создании уюта. В своем большинстве у них преобладает зелёный цвет, который благоприятно воздействует на психику человека, успокаивает и придает уверенности. Влияние того или иного цвета на эмоциональное воздействие людей было замечено ещё в глубокой древности. В современном мире лечение цветом – цветотерапия стала очень популярна. 

Ещё одно полезное качество домашних растений – это биоэнергетика. Все растения, находящиеся в доме, отдают свою биоэнергетику и тем самым поднимают психофизические качества людей, которые находятся в непосредственной близости от этих растений.

Следующая составляющая пользы комнатных растений – это их влияние на микрофлору. Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами. Впервые о фитонцидахв своих работах говорит Б.П.Токин, по его мнению, фитонциды – это образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий и микроскопических грибов.

Влажность в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространенные из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.

Целью данной работы является формирование представлений детей об условиях жизни комнатных растений, правилах ухода за ними, их значение для жизни человека

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами дошкольников.
  2. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
  3. Обогащать знания детей о комнатных растениях,
  4. Познакомить со строением растений
  5. Учить устанавливать связи между совершаемыми действиями и состоянием растений.
  6.  Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.
  7. Расширять словарный запас.

Теоретическая значимость: формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Практическая значимость

  • расширение зелёного уголка в группе детского сада;
  • составление картотеки комнатных растений в детском саду;
  • составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
  • создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки с описательными рассказами, составленными совместно со взрослыми).

Новизна

Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.

Предполагаемый результат:

Владение детьми информацией:

- что растению для роста необходимы свет, тепло, вода, воздух, земля;

- что растение состоит из корня, стебля, листа, цветка;

- что растения отличаются друг от друга;

- что состояние растения зависит от ухода человека;

План мероприятий по реализации проекта:

Реализация проекта будет проходить в три этапа:

  1. Предварительный этап
  2. Практический этап
  3. Обобщающий этап.

1 этап предварительный

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников, в частности о комнатных растениях;
  2. Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
  3. Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
  4. Составить картотеку комнатных растений в детском саду.
  5. Сбор разнообразной информации по теме
  6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды
  7. Привлечение родителей для оказания помощи воспитателю

2 этап практический

Задачи:

  1. Осуществить план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений
  2. Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
  1. Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми, эксперименты, дидактические игры(посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатором т.д.);
  2. Пополнить уголок природы необходимым оборудованием.
  3. Оснастить группу новыми растениями.
  4. Изготовление паспорта комнатных растений
  5. Провести акцию «Подари растение детскому саду»

3 этап обобщающий

Задачи:

  1. Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
  2. Фотоотчёт
  3. Подготовить методический и практический наглядный материал .

План реализации проекта.


Образовательная область

Виды детской деятельности

Социализация

  • Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»
  • дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши»
  • пальчиковые игры «Красные цветы», «Посадим цветы», «Цветок».
  • занятие по экологии в группе «Друзья природы» 
  • беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом»,
  • практикум для родителей «Комнатные растения- улыбка природы»

Коммуникация

  • составление рассказов совместно с родителями о своём комнатном цветке
  • заучивание стихотворения «Бальзамин»
  • отгадывание загадок о комнатных растениях
  • подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения»
  • дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову»,

Познание

  • беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями» «Если бы ты был комнатным цветком» 

Художественное творчество

  • Рисование акварелью на тему «Кактус »
  • аппликация «Комнатное растение».

Труд

Хозяйственно-бытовой труд:

  • дежурство в уголке природы

(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы деревянной палочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора)

  • трудовые поручения – индивидуальные и коллективные

Физическая культура

  • Утренняя гимнастика «Весенние цветы»
  • физкультминутка «Красивые цветы»
  • психогимнастика «Посадим цветок»

Музыка

  • прослушивание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Чтение художественной литературы

  • работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях
  • чтение художественной литературы
  • загадывание загадок, заучивание стихов

Предварительные итоги проекта.

Проведенные мною анкетирование родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?» позволили составить план работы по конкретизации знаний детей об условиях жизни комнатных растений.

Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни комнатных растений, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.

После проведённых мною практических занятий с группой детей, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы, дети с большим удовольствием заботятся о наших питомцах в зеленом уголке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.


Дальнейшее развитие проекта.

• Обмен практическим опытом по ознакомлению дошкольников с жизнью комнатных растений .

• Участие в педагогических конкурсах передового опыта, межрегиональных научно-практических конференциях;

• Целенаправленная деятельность, обращенная на воспитание детей в интересах устойчивого развития;

  • Познакомить детей с жизнью растений в природных условиях.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....