Научно-исследовательский проект "Дельфины наши друзья"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Прошлым летом я со своими родителями отдыхал в курортном посёлке Архипо-Осиповка в Краснодарском крае. Мы решили посетить местный дельфинарий. Я знал о существовании дельфинов, но до этого момента никогда не видел их в «живую». Во время представления дельфины выполняли такие невероятные трюки: прыгали через кольца, играли с мячами! Они настолько мне понравились! Это было яркое, захватывающее представление, такое удивительное шоу, что я не мог оторвать от них взгляд! Я смотрел на дельфинов и думал: как же человеку удалось их приручить, да ещё и научить выполнять такие сложные трюки? У меня возникло желание узнать как можно больше об этих животных: где они живут, как давно люди подружились с дельфинами, какую пользу могут приносить дельфины человеку?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательский проект "Дельфины наши друзья" | 216.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс научно – исследовательских работ и творческих проектов обучающихся муниципальных образовательных организаций
«Я – исследователь»
Дельфины наши друзья
Автор работы: Кошляк Дмитрий Михайлович 5 лет |
Научный руководитель: Марченко Дарья Петровна воспитатель МАДОУ «Снежинка» |
г. Лабытнанги, 2019 г.
Аннотация
Цель: выяснить, в чём причина приручения и использования дельфинов человеком.
Объект исследования: дельфины
Предмет исследования: организм дельфинов, приручение, дрессировка и использование животных человеком.
Практическая значимость: посетив библиотеку, изучая энциклопедии, научную литературу, справочники, интернет я узнаю больше о дельфинах и отвечу на свой главный вопрос – в чём причина приручения и использования дельфинов человеком.
Полезность проекта: я буду знать о жизни дельфинов их применении и использовании людьми, смогу поделиться со своими друзьями и близкими сведениями об этих удивительных животных.
Методы исследования:
Теоретические
- Анализ литературы
- Объяснение и обсуждение процессов и результатов работы
- Сравнения и противопоставление
Эмпирические
- Наблюдение
- Фотографирование
- Сравнение
- Беседа
Практические
- Выполнение презентации.
- Изготовление сборника сказок, рассказов и загадок.
- Изготовление панно, рисунка на конкурс.
Вывод: во время работы над проектом я узнал интересные факты из жизни дельфинов. Это загадочные животные, которые помогают человеку и во многом схожи с людьми. Дельфины прекрасные актёры и верные друзья, готовые всегда придти на помощь, как своим сородичам, так и человеку. Я открыл для себя, то, что у дельфина и человека много общего: дельфины обладают высоким интеллектом, а это значит, что они очень умные! Они вскармливают детенышей молоком, так же как и человек, они дышат легкими. Они помогают человеку и человек смог приручить дельфина, потому, что у них, действительно много общего. Моя гипотеза подтвердилась.
Введение
Актуальность: Прошлым летом я со своими родителями отдыхал в курортном посёлке Архипо-Осиповка в Краснодарском крае. Мы решили посетить местный дельфинарий. Я знал о существовании дельфинов, но до этого момента никогда не видел их в «живую». Во время представления дельфины выполняли такие невероятные трюки: прыгали через кольца, играли с мячами! Они настолько мне понравились! Это было яркое, захватывающее представление, такое удивительное шоу, что я не мог оторвать от них взгляд! Я смотрел на дельфинов и думал: как же человеку удалось их приручить, да ещё и научить выполнять такие сложные трюки? У меня возникло желание узнать как можно больше об этих животных: где они живут, как давно люди подружились с дельфинами, какую пользу могут приносить дельфины человеку?
Совсем недавно я стал посещать детский сад «Снежинка». У меня появился новый воспитатель и много друзей. Во время знакомства, в первые дни посещения детского сада, мы с ребятами с удовольствием общались, делились своими знаниями, увлечениями. И когда наш воспитатель Дарья Петровна спросила, кем бы мы хотели стать в будущем, я ответил, что хочу стать дрессировщикам дельфинов. Дарья Петровна удивилась и попросила объяснить, почему я об этом мечтаю. Тогда я поделился своими впечатлениями после посещения дельфинария. Воспитатель рассказала нам много интересного из жизни этих удивительных и загадочных животных. Всё это послужило созданию моей исследовательской работы «Дельфины наши друзья».
Цель исследования: выяснить, в чём причина приручения и использования дельфинов человеком.
Задачи исследования:
- Провести исследование, чем похожи человек и дельфин;
- Изучить, как помогает дельфин человеку;
- Создать сборник сказок, стихов и загадок о дельфинах.
- Создать панно и рисунок, с использованием различных материалов, по мотивам прочитанных сказок о дельфинах.
Гипотеза: Между организмом животного и человека много общего, поэтому человек смог приручить это животное.
Объект исследования: дельфины
Предмет исследования: организм дельфинов, приручение, дрессировка и использование животных человеком.
Часть 1. Теоретическая часть.
Меня привлекли эти животные, потому что они симпатичные и интересные. Дельфины - милые, ласковые, дружелюбные, разумные создания, которые хорошо идут на контакт с человеком. Дельфины в моём понимании ассоциируются с чем-то добрым, красивым, грациозным. Может быть, дело в улыбке дельфина? Ведь они всегда улыбаются - так уж устроено их лицо - края рта у дельфинов изогнуты, кажется, что они нам улыбаются и рады встрече (даже мордой называть его не хочется!). И эта улыбка с большими глазами - из тех улыбок, что заставляют и нас непроизвольно улыбнуться в ответ - не все люди умеют так улыбаться.
Учёные всего мира занимаются изучением этих животных, но очень многое ещё остаётся загадкой. Я хочу поделиться с вами тем, что уже узнал о дельфинах.
Дарья Петровна посоветовала нам с мамой посетить библиотеку. Там мы нашли множество энциклопедий и книг о дельфинах. Чтобы более подробно рассказать об этих замечательных животных я бы хотел начать с истории.
Из истории дельфинов
Дельфины-млекопитающие, которые живут стаями и дышат лёгкими. Считается, что их предки жили на суше и были обычными животными. Но по неизвестной нам причине примерно 70 млн. лет назад они перебрались в водную среду. Они уже жили в воде, но пока не могли долго обходиться без воздуха. Считается, что 20 млн. лет назад все изменения закончились, и животным больше не приходилось перестраивать свой организм. Сегодня они почти такие же, как их далекие предки. В древних летописях можно найти сведения о дельфинах – их восхваляли, воспевали в песнях и легендах, упоминали в мифах и преданиях древних народов, их изображали в наскальных рисунках, на древних монетах и вазах. Дельфин символизировал власть, помогал богам.
Виды и места обитания
Дельфины встречаются во многих морях и океанах мира. Практически все виды живут в тёплых солёных водах, потому что дельфины теплолюбивые животные. Холодные воды предпочитают лишь отдельные виды. Но кроме морских млекопитающих существуют также и речные дельфины. Они обитают в заиленных тропических реках, плавают намного медленнее своих морских сородичей и отличаются скрытным поведением. Пресноводные дельфины плохо видят и ориентируются с помощью ультразвука, уступают по размерам и весу своим морским родственникам.
Я открыл для себя, то, что у дельфина и человека много общего: дельфины обладают высоким интеллектом, а это значит, что они очень умные! Они дышат легкими, кормят своих детёнышей молоком, у них четырехкамерное сердце, кровь горячая и алая, вес мозга примерно. И люди, и дельфины – теплокровные существа. Дельфины, общаясь между собой, используют примерно столько же звуковых сигналов, сколько и люди.
Однако, есть у дельфинов и отличительные особенности, например: дельфины, лишены обоняния, хорошо видят и под водой, и на воздухе, удивительное свойство организма дельфинов – быстрое заживление ран.
Меня впечатлило то, что дельфины никогда, по-настоящему, не спят. Спят - поочередно - то левое, то правое полушария мозга. При этом один глаз остаётся открытым и способен обнаружить пищу или признаки опасности в воде. Через пару часов мозг "переключается", и теперь бодрствует первая половина, а вторая отдыхает.
Дельфинам свойственна взаимопомощь, этим не может похвастать ни одно живое существо кроме них и человека. Для меня было удивительно узнать, что дельфин, как и человек, бережно относится к своей подруге, дарит ей знаки внимания и ухаживания. Когда я это выяснил, я сказал своей маме, что когда я стану дрессировщиком дельфинов приглашу её на своё представление. Я обязательно поставлю такой номер, в котором дельфин принесёт в своём «клювике» букет цветов для моей любимой мамы!
Во время исследования меня интересовал вопрос: почему дельфин постоянно выпрыгивает из воды? Когда я спросил об этом Дарью Петровну, она объяснила мне, что дельфины выпрыгивают из воды, чтобы дышать воздухом, не снижая скорости движения. Ныряют они обычно не дольше чем на 1-3 минуты, но могут оставаться под водой и по 10 минут, погружаясь в глубину на десятки метров. Я узнал, что у каждого дельфина в стае есть свое имя, и он на него откликается, когда к дельфину обращаются сородичи. Имя даётся дельфину при рождении и представляет собой характерный свист.
Человек и дельфин.
Какую же пользу могут приносить дельфины человеку? Я всё время задавал себе этот вопрос. И, наконец, я выяснил, что общение с дельфинами благотворно влияет на организм человека, особенно на детскую психику. Я был очень удивлён, когда узнал, что люди лечатся с помощью дельфинов. Дельфинотерапия основана на взаимодействии пациента с дельфином-терапевтом. Подобное лечение оказывает положительное влияние на организм больного и ведет к быстрому выздоровлению. Ее применяют для лечения физических и психических заболеваний. Плавание с дельфинами снимает хроническое боли, повышает иммунитет и помогает развитию речи у детей.
Дельфины очень многое делают для людей. Часто дельфины приходят людям на помощь: спасают потерпевших кораблекрушение, выталкивают на поверхность тонущих людей, защищают людей от акул, сопровождают в море корабли и предупреждают моряков об опасности.
Было интересно узнать, что дельфинов используют и в военных целях – для обнаружения подводных лодок и мин, поднятия затонувших судов и предметов, уничтожения диверсантов и торпед, для патрулирования участков моря и др.
Дружба человека и дельфина.
Как же человек дрессирует дельфинов, и они становятся такими замечательными актёрами?
Оказалось, что человека, который дрессирует дельфинов, называют тренером. Тренировка, это, прежде всего игра, в которой ученик дельфин получает много удовольствия. Но прежде чем начать тренировки, дельфина необходимо приручить. Только что отловленный дельфин боится людей. Поэтому задача тренера научить дельфина есть, не бояться человека и высовываться из воды. В природе дельфин ловит рыбу сам, поэтому если просто высыпать её в бассейн, то он не будет её кушать. Тренер подбрасывает рыбу, а дельфин учится её ловить. Во время тренировки у дельфинов развиваются способности выполнять различные трюки. Оказывается, дельфины так увлекаются на тренировках, что вся предназначенная рыбка для поощрения уже закончилась, а дельфин упорно продолжает работать, просто из интереса. Животное любит, когда его чешут и поглаживают. Это очень сближает тренера и дельфина. Как только дельфин начал хорошо кушать, высовываться из воды и разрешает себя почесать и погладить, то его начинают обучать различным трюкам. Когда я был в дельфинарии, то заметил, что тренер пользуется свистком. Оказалось, что он подаёт сигнал дельфину о том, что актёр всё делает правильно и заслужил рыбку. Вот так, с терпением и любовью тренер превращает дикое животное в весёлое, игривое, доброжелательное к людям существо – звезду дельфинария!
Часть 2. Практическая часть
Как я использовал полученные знания о дельфинах
Во время исследования Дарья Петровна читала нам с ребятами сказки о дельфинах. В каждой из них рассказывалось о дружбе дельфина и человека, о приключениях, о тех случаях, когда дельфин приходил на помощь людям или наоборот. Мы решили создать сборник сказок, стихов и загадок о дельфинах. К одной из сказки «Мальчик и дельфин» я нарисовал рисунок. Кроме этого я с помощью моих родителей подготовил презентацию для детей о дельфинах. Мне хотелось, чтобы они побольше узнали интересного об этих замечательных животных. По окончанию моего исследования я с помощью друзей и воспитателя изготовил картину «Морские обитатели» с использованием различных материалов: ракушек, пластилина, пайеток, бусинок. Работа была увлекательной и интересной.
Заключение
В результате проведённого мною исследования я узнал много нового из жизни дельфинов. Я смотрел на дельфинов и думал: как же человеку удалось их приручить, да ещё и научить выполнять такие сложные трюки? Я открыл для себя, то, что у дельфина и человека много общего: дельфины обладают высоким интеллектом, а это значит, что они очень умные! Они вскармливают детенышей молоком, так же как и человек, они дышат легкими. Они помогают человеку и человек смог приручить дельфина, потому, что у них, действительно много общего. Моя гипотеза подтвердилась.
Для пополнения знаний о жизни дельфинов, их видах, среде обитания и возможностях я использовал книги и энциклопедии, для этого я с мамой посетил городскую детскую библиотеку, ознакомился с литературой в группе, просмотрел информацию в интернете. Работа над проектом очень увлекла меня. Я открыл для себя много нового. Оказалось, что у дельфина и человека есть много общего: высокий интеллект, забота о потомстве и сородичах, некоторые особенности организма, желание общаться и познавать мир, дружелюбие, помощь больным и многое другое. Дельфины очень многое делают для людей. Часто дельфины приходят людям на помощь: спасают потерпевших кораблекрушение, выталкивают на поверхность тонущих людей, защищают людей от акул, сопровождают в море корабли и предупреждают моряков об опасности, а так же их используют в военных целях. Ну и, конечно же, дельфины – прекрасные актёры! Чтобы приручить дельфина и обучить его трюкам, тренера вкладывают много сил и времени. Но это того стоит! Каждый человек, который посетил дельфинарий, поймёт это.
В ходе работы над проектом мне удалось поучаствовать в городском конкурсе «Мир сказок». После прочтения произведения «Мальчик и дельфин» автора Татьяны Домарёнок, я под руководством Дарьи Петровны нарисовал замечательный рисунок. Теперь с нетерпением жду результатов конкурса. Так же мои друзья помогли мне в изготовлении панно «Морские обитатели». Я им очень благодарен за это.
Список литературы
- Киты и дельфины/ С.Дэвидсон, пер.с англ. И.Н.Чаромской.-М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012.-48с.:ил.-(Детская энциклопедия).
- Атлас животных. - М.: Эксмо, 2011.-96с.
- Подводный мир/И.В.Травина.-М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012.-96с.: ил.- (Детская энциклопедия РОСМЭН).
- Энциклопедия животных/Е.М.Акимова, Е.И.Кобозева.-М.: Дом Славянской книги, 2007.- 207с.: ил.
- http://www.dolphintherapy.ru
- http://savedolphins.net
- https://www.miloliza.com/117-skazki-pro-feyu-na-noch-detyam-chitat/4640-skazka-puteshestviya-delfina-salto-i-fei-zhemchuzhinki
- http://ekogradmoscow.ru/sreda/ekologija-detstva/skazka-pro-delfinyonka
- https://www.proza.ru/2009/04/30/772
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская разработка "Оздоровление молодого поколения через повышение двигательной активности"
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ...
Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»
Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»...
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"
Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:• Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...
научно- исследовательская работа: "Каша- пища наша"
Выяснить отношение детей к каше, полезна ли каша? Сформировать знания о полезности каши. Каша – залог здорового питания....
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
Научно - исследовательская работа Тема: «Каша – пища наша»
Научно - исследовательская работа Тема: «Каша – пища наша»...
- Мне нравится (2)