Путешествие по реке Енисей
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель – расширение представлений детей о диких животных Красноярского края.
Основная образовательная область – «Познание».
Задачи по основной образовательной области:
- Формировать целостную картину мира старших дошкольников: углубить знания детей о
животных края, выяснить места обитания видов, их приспособленность к климатическим
зонам.
- Развивать желание сохранять природу, убеждать в полезности всех видов животных.
-Совершенствовать навыки познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе ознакомления с краеведческим материалом.
Интегрируемые области: «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическая культура».
Задачи по интегрируемым образовательным областям:
Образовательной области «Коммуникации»:
- стимулировать и развивать речевую активность детей;
- формировать коммуникативные навыки.
Образовательной области «Физическая культура»:
- удовлетворять потребности детей в двигательной активности.
Образовательной области «Чтение художественной литературы»:
- развивать чувства прекрасного к природным объектам и животному миру через восприятие произведений художественно – литературного творчества.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к родной природе.
- Учить видеть красоту природы Красноярского края.
- Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным края.
- Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивающая:
- Развивать связную речь детей, обогащать их словарь.
Обучающая:
- Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Виды детской деятельности:
- Познавательно-исследовательская;
- игровая;
- коммуникативная;
Формы работы с детьми:
- Игра - путешествие, дидактические игры, подвижная игра, беседа, ситуативный разговор.
Оборудование:
- Для презентации: экран, проектор, ноутбук;
- схема Красноярского края;
- карта - пазл «Климатические зоны красноярского края»;
- детские стулья для игры-путешествия;
- стол, фигурки животных, «волшебная» палочка;
- пособия для дидактических игр;
- маска рыси для подвижной игры.
Демонстрационный материал:
- Слайды «Схема территории Красноярского края», «Енисей», «Лесостепь», «Тайга», «Тундра», «Крайний север»;
- слайды с изображениями диких животных Красноярского края;
- презентации «Саяно-Шушенский заповедник», «Столбы».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природно-климатических особенностях Красноярского края, просмотр презентаций; беседа о разных животных, населяющих Красноярский край, подбор наглядных иллюстраций - слайдов, литературы о животном мире Красноярского края.
Планируемый результат: элементарные представления дошкольников о животном мире Красноярского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_itogovogo_meropriyatiya.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе.
Тема: «Путешествие по реке Енисей»
Цель – расширение представлений детей о диких животных Красноярского края.
Основная образовательная область – «Познание».
Задачи по основной образовательной области:
- Формировать целостную картину мира старших дошкольников: углубить знания детей о
животных края, выяснить места обитания видов, их приспособленность к климатическим
зонам.
- Развивать желание сохранять природу, убеждать в полезности всех видов животных.
-Совершенствовать навыки познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе ознакомления с краеведческим материалом.
Интегрируемые области: «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическая культура».
Задачи по интегрируемым образовательным областям:
Образовательной области «Коммуникации»:
- стимулировать и развивать речевую активность детей;
- формировать коммуникативные навыки.
Образовательной области «Физическая культура»:
- удовлетворять потребности детей в двигательной активности.
Образовательной области «Чтение художественной литературы»:
- развивать чувства прекрасного к природным объектам и животному миру через восприятие произведений художественно – литературного творчества.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к родной природе.
- Учить видеть красоту природы Красноярского края.
- Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным края.
- Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивающая:
- Развивать связную речь детей, обогащать их словарь.
Обучающая:
- Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Виды детской деятельности:
- Познавательно-исследовательская;
- игровая;
- коммуникативная;
Формы работы с детьми:
- Игра - путешествие, дидактические игры, подвижная игра, беседа, ситуативный разговор.
Оборудование:
- Для презентации: экран, проектор, ноутбук;
- схема Красноярского края;
- карта - пазл «Климатические зоны красноярского края»;
- детские стулья для игры-путешествия;
- стол, фигурки животных, «волшебная» палочка;
- пособия для дидактических игр;
- маска рыси для подвижной игры.
Демонстрационный материал:
- Слайды «Схема территории Красноярского края», «Енисей», «Лесостепь», «Тайга», «Тундра», «Крайний север»;
- слайды с изображениями диких животных Красноярского края;
- презентации «Саяно-Шушенский заповедник», «Столбы».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природно-климатических особенностях Красноярского края, просмотр презентаций; беседа о разных животных, населяющих Красноярский край, подбор наглядных иллюстраций - слайдов, литературы о животном мире Красноярского края.
Планируемый результат: элементарные представления дошкольников о животном мире Красноярского края.
План – конспект
непосредственно образовательной деятельности
Подготовительный этап:
1. Воспитатель: - Велика наша Родина, чудесны ее просторы. На огромной территории нашей страны есть место, где ты родился и живешь. Это наш родной край, о разнообразии его природы сегодня мы узнаем из нашего путешествия, которое я предлагаю совершить по главной реке края – Енисею. И как настоящим путешественникам составить свою карту - пазл «Климатические зоны Красноярского края». Вы согласны отправиться в путешествие? (Ответы детей).
- Посмотрите это границы нашего края.
- А кто из вас может мне сказать, как называется наш край. (Ответы детей).
- По всей огромной территории Красноярского края протекает река Енисей.
(Рассматривание слайда «Схема территории Красноярского края»).
2. Воспитатель: - Как вы думаете, на чем мы можем совершить наше путешествие? (Ответы детей).
- Помогать нам в пути будет кораблик. Давайте соорудим его из наших стульчиков.
(Сооружение корабля).
- Наш корабль готов. Занимайте места, и мы начнем свой путь.
Основной этап:
1. Воспитатель:
- Река Енисей берет свое начало высоко в горах Саян.
Где волшебник – туман
Белый занавес ткет
В снежных кручах Саян
Он начало берет.
Тесновато порой Енисею меж гор,
Словно конь молодой
Рвется он на простор.
(Просмотр слайда «Енисей»).
На территории Саян расположился Саяно - Шушенский заповедник. Заповедник это место, где растения и животные охраняются человеком. В нем живут разные виды животных. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми обитателями заповедника.
Внимательно слушайте и запоминайте их название.
(Просмотр презентации о биосферном заповеднике).
-Каких животных вы видели в фильме? (ответы детей).
- Вы правильно ответили, и наш кораблик готов плыть дальше.
2. Воспитатель:
- Вырываясь из гор на простор Енисей – батюшка попадает в зону лесостепи. Здесь располагаются холмы и равнины, покрытые густой травой и лишь вдоль ручейков и речушек растут березки да осины.
(Просмотр слайда «Лесостепь»).
- Как вы думаете, какие животные могут здесь обитать, если кругом много густой и
сочной травы?
Ответы детей: Травоядные.
(Просмотр слайдов «Заяц», «Кабан», «Белка», «Еж»).
- А если есть травоядные, то есть и …?
Ответы детей: Хищники.
(Просмотр слайдов «Лиса», «Волк», «Медведь»).
- Еще на данной территории обитает такое хищное животное как рысь. Это крупный зверь семейства кошачьих. У нее короткий, словно обрубленный хвост, пышные «бакенбарды» и кисточки на ушах. Мех у рыси серый или рыжеватый с темными пятнами. Рысь – ночное животное. Она, как любая кошка, хорошо лазает по деревьям и любит охотиться.
(Просмотр слайда «Рысь»).
-Ребята, у меня есть интересная игра.
Подвижная игра «Осторожно, рысь».
Выбирается «рысь». Остальные дети – «мышки». «Рысь» ходит и высматривает «мышку». «Мышки» ходят вокруг «рыси» и произносят слова:
-Очень тихо ходит рысь,
Осторожно, берегись!
После последнего слова «рысь» ловит «мышку». Пойманная «мышка» становится «рысью».
Игра повторяется несколько раз.
(После игры дети садятся на стульчики).
- Вы активно отвечали на вопросы и играли, а тем временем у нас готова первая часть нашей карты «Лесостепь».
3. Воспитатель:
- Наш кораблик продолжает свой нелегкий путь. Ведь на пути - тайга.
(Просмотр слайда «Тайга»).
- Ребята, что такое тайга? (Ответы детей).
- На окраине Красноярска есть место, которое называют жемчужиной сибирской природы – заповедник «Столбы». Заповедник раскинулся по правому берегу Енисея. Здесь среди тайги, возвышаются причудливые скалы.
(Просмотр презентации о красноярских «Столбах»).
- У подножия «Столбов» расположен «Приют доктора Айболита» - живой уголок, в нем живут представители животного мира Сибири.
- Давайте вспомним животных тайги, и сыграем в игру «Волшебная палочка» - «Дикие животные и их детеныши».
Воспитатель передает «Волшебную палочку» ребенку, и называет животное. Ребенок должен назвать детеныша этого животного и вернуть «Волшебную палочку» воспитателю.
- Вот и с этим заданием вы справились хорошо, и у нас готова вторая часть карты «Тайга». Отправляемся дальше.
4. Воспитатель:
- Становиться все холоднее, лето короче, а зима длиннее, снег глубже, а солнце холоднее. Мы с вами приближаемся к Северному ледовитому океану. Вслед за тайгой появляется новая зона – зона вечной мерзлоты. Эта местность называется – тундра.
Здесь много влаги, и мало солнца, поэтому растительность очень скудная, в основном здесь растут мхи да лишайники, да небольшие кустарники – карликовые деревья. Но и здесь живут животные, которые приспособились к этому климату.
(Просмотр слайда «Тундра»).
-Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте мне назвать этих животных:
- Словно царскую корону, носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
любит снежные луга (северный олень).
- Кто зимой холодной по тундре бродит злой, голодный (волк, песец).
- Слывет он грозою всего побережья,
Гордиться дохою своей белоснежной,
Живется привольно в ледовых хоромах,
На льдине как дома и в море как дома (белый медведь)
- Белый, по снегу бежит, петляет (заяц - беляк).
(Отгадывание загадок сопровождается просмотром слайдов с изображением загадываемых животных).
- А еще живет в тундре маленький зверек, очень похожий на мышь, только побольше – зовут его лемминг. Об этом зверьке нам расскажет Валерия. Вместе с мамой она узнала много интересного о лемминге.
(Просмотр слайда «Лемминг»).
- Теперь мы знаем о северных животных. Осталось познакомиться с обитателями побережья.
5. Воспитатель:
- Ведь Енисей – батюшка заканчивает свой нелегкий и длинный путь. Он
впадает в Северный – Ледовитый океан.
На Таймырском побережье
В мае ветрено и снежно,
В море льдины холодины –
Для морских зверей перины.
Вот проснулось побережье
Моржи, нерпы и тюлени.
Тюленята и моржата – закаленные ребята
И в мороз и в непогоду
Не робея, лезут в воду.
(Чтение стихотворения сопровождается просмотром слайдов с изображением моржа, нерпы, тюленя).
- О каких животных вы узнали из стихотворения?
- Где они обитают, чем питаются?
- Как они приспособились к жизни на Севере?
(Ответы детей).
- Вот и третья часть карты «Тундра и крайний Север» готова.
Заключительный этап:
- Закончилось и наше путешествие по Енисею. Пора отправляться в детский сад. Давайте попросим волшебную палочку помочь нам. Закройте все глаза. Волшебная палочка помоги нам скорее попасть в детский сад раз, два, три.
- Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте соберем нашу карту - пазл. Подойдите к столу и посмотрите, сколько животных обитает на территории нашего края. Возьмите любого животного. Вспомните, как его зовут, где он обитает?
Обобщающая игра по путешествию – «Места обитания».
Цель: закрепить знания, полученные на занятии.
Дети определяют место обитания выбранного животного и согласно этому располагают картинку на карте «Климатические зоны Красноярского края»:
I. Зеленый фон – это степь
II. Темно-зеленый фон горы и тайга.
III. Белый фон – это тундра и крайний север.
Итог.
- Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось и запомнилось?
Ответы детей.
Приложение № 1
Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе
«Путешествие по реке Енисей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие по реке Енисей» (познавательная экскурсия)
В рамках регионального компонента образования, природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания, усвоение материала, который позво...
Методическая разработка "Путешествие по реке Енисей"
Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае. Каждый ребенок должен знать родословную и уважать свои корни. Это наследство, которое мы должны не только исполь...
НОД "Путешествие по реке Енисей"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы дошкольного учреждения через игровую ситуацию "Путешествие по реке Енисей"...
Краткосрочный проект по исследовательской деятельности детей старшей группы «Мир рыб реки Енисей»
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей реки Енисей; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педагогами, д...
Туристическая прогулка на набережную реки Енисей
Сценарий туристической прогулки на набережную реки Енисей...
Презентация эко-макета "Рыбы живущие в реке Енисей"
Эко макет "Рыбы живущие в реке Енисей"...
Методическая копилка на тему Река Енисей
Тема «Енисей»...