Проект "Проворные пальчики"
проект по окружающему миру
Материал по развитию мелкой моторики рук у детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_provornye_palchiki.docx | 47.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по теме «Проворные пальчики» для детей средней группы
Подготовила воспитатель:
Ардашева Галина Николаевна
г. Озерск Челябинской области
Пояснительная записка
Актуальность проекта: с введением ФГОС образование в ДОУ рассматривается как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» и представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
В ФГОС ДО говорится о том, что развитие ребенка должно происходить в «формах, специфических для развития данной возрастной группы, прежде всего в форме игры». Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие.
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук у дошкольников 4-5 лет.
Задачи проекта:
Для детей | Для родителей | Для педагогов |
Развивать отчетливость и координацию движений посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений. Упражнять в умении точно и ловко выполнять движения пальцев и кистей рук. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим. | Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам развития мелкой моторики рук у дошкольников. Привлекать к сбору материала для проекта. | Развивать социально-профессиональную компетентность и личный потенциал. |
Тип, вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, групповой.
Продолжительность: в течение учебного года.
Состав участников: воспитанники, родители, воспитатель средней группы (4-5 лет).
Продукт проекта: презентация проекта.
Проблемная ситуация: у детей недостаточно развита мелкая моторика рук.
Предполагаемый результат:
Для детей | Для родителей | Для педагогов |
Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие. | Развитие интереса к теме проекта. Повышение грамотности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук. | Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте. Повышение уровня знаний и умений детей по развитию мелкой моторики рук. |
Развивающая предметно-пространственная среда:
В группе организован центр «Проворные пальчики», куда вошли картотеки:
«Пальчиковая гимнастика» (по темам недели), «Пальчиковые игры-упражнения», «Штриховка», «Соедини по точкам», «Дорисуй картинку», «Скопируй узор», «Лабиринты».
Дидактические игры, пособия: «Пальчиковые шаги», «Пазлы», «Шнуровки», «Ниткопись», «Чудесные резиночки», «Коврики», «Удивительный пинцет», «Веселые прищепки», «Собери бусы», «Волшебные палочки», «Веселые клубочки», «Сухой бассейн».
Для самостоятельной деятельности детям доступны различные виды мозаики, конструкторов; различные застежки: крючки, пуговицы, шнурки, молнии; наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов.
Центр искусства: пластилин, трафареты, бумага, карандаши, фломастеры, мелки, раскраски, ножницы.
Центр строительства: различные конструкторы, конструирование из бумаги и природного материала.
Музыкально-театрализованный центр: разные виды театров.
Используемая литература:
Методическая литература:
- О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс, 2007.
- Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000.
- Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб: Издательский Дом Литера, 2005.
- Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры: учеб, пособие /О. И. Крупенчук - СПб: Издательский Дом Литера, 2008.
Информационные ресурсы:
Этапы проекта
Этапы проекта | Деятельность педагогов | Деятельность детей |
1 этап поисковый | Анализ резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений. Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта. Выявление уровня родительской компетентности в вопросах развития мелкой моторики дошкольников. | Принятие задач проекта |
2 этап аналитический | Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта. Пополнение развивающей предметной среды в группе по развитию мелкой моторики рук. Привлечение родителей к проектной деятельности через информационный уголок. Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей. | Подбор бросового материала для изготовления игр по развитию мелкой моторики рук |
3 этап практический | Проектирование работы по проекту «Проворные пальчики» (см. раздел «Перспективный план по проекту «Проворные пальчики» для детей средней группы «Непоседы») | |
4 этап презентационный-рефлексивный | Анализ достижений целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе. Презентация проекта. | Использование дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений в самостоятельной и совместной деятельности |
Перспективный план по проекту «Проворные пальчики» для детей средней группы:
Совместная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная) взрослого и детей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
Коммуникативная деятельность: Пальчиковые игры и упражнения: в течение всей продолжительности проекта по лексическим темам (см. Приложение 2) Игровая/двигательная деятельность. Дидактические игры: -«Чудесные резиночки», -«Коврики», -«Удивительный пинцет», -«Веселые прищепки», -«Разноцветные пуговицы», -«Собери бусы», -«Волшебные палочки», -«Веселые клубочки», -«Сухой бассейн», -игры с природным и бросовым материалом (см. Приложение 1) Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка) в течение всей продолжительности проекта по лексическим темам (см. Приложение 2) | Центр искусства: внести пластилин, трафареты, раскраски, обводки, бумагу, карандаши, фломастеры, мелки, ножницы. Центр строительства: внести разные виды конструктора: деревянный, плоскостной, магнитный, малый мягкий модульный, геометрический, с разными соединениями, «ЛЕГО», «Ежик», «ТИКО»; схемы; игрушки для обыгрывания: мелкие игрушки, машинки, деревья и др. Музыкально-театрализованный центр: внести разные виды театров. Центр «Проворные пальчики»: внести игры «Пазлы», «Шнуровки», «Ниткопись», «Чудесные резиночки», «Коврики», «Удивительный пинцет», «Веселые прищепки», «Собери бусы», «Волшебные палочки», «Веселые клубочки». Центр науки и естествознания: внести природный и бросовый материал, разные емкости, пинцеты, коллекции семян, растений, тканей. | Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» (см. Приложение 3). Консультации: (см. Приложение 4) -«Развитие мелкой моторики»; -«Как научить ребенка вырезать ножницами»; -«Игры и задания для развития мелкой моторики»; -«Ум на кончиках пальцев»; -«Игры для развития мелкой моторики своими руками»; -«Детский игровой массаж»; -«Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр с ребенком дома»; -«Пальчиковые игры по теме Зима». Памятки, буклеты: -«Развитие мелкой моторики»; -«Развитие мелкой моторики в домашних условиях»; -«Выполнение фигурок из пальцев»; -«Тренируем пальчики – развиваем речь»; -«Упражнения для развития мелкой моторики»; -«100 идей для развития мелкой моторики»; -«Пальчиковые игры»; -«Пальчиковые игры 2»; -«Пальчиковые игры 3». |
Мониторинг, педагогическая диагностика:
В ходе диагностики применялись задания, предложенные Н.О. Озерецким и Н.И. Гуревичем (см. Приложение 5).
Результаты, полученные в ходе диагностики уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень развития мелкой моторики в начале проекта
Уровни | Сентябрь 2018г. |
Высокий | 4 (16%) |
Средний | 17 (68%) |
Низкий | 4 (16%) |
Количество детей | 25 |
Анализ результатов показывает, что у 16% детей выявлен низкий уровень развития мелкой моторики. У таких детей движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами, не умеют их держать правильно; сгибать лист пополам. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Их движения раскоординированы.
Семнадцать детей показали средний уровень развития мелкой моторики. У них мелкая моторика развита недостаточно. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальцев, при вырезании, конструировании из бумаги.
У 16% детей выявлен высокий уровень развития мелкой моторики. У них хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Результаты повторной диагностики развития мелкой моторики у детей отражает таблица 2.
Таблица 2
Уровень развития мелкой моторики детей в конце проекта
Уровни | Май 2019г. |
Высокий | 7 (28%) |
Средний | 17 (68%) |
Низкий | 1 (4%) |
Количество детей | 25 |
Анализ результатов повторного обследования показывает, что у семи детей (28%) выявился высокий уровень развития мелкой моторики.
Семнадцать воспитанников (68%) представили средний уровень развития мелкой моторики. Еще недостаточно развита мелкая моторика, координация движений.
У одного ребенка (4%) наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики. Он затрудняется в выполнении подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Его движения еще раскоординированы.
Таким образом, результаты повторной диагностики показывают преобладание среднего и высокого уровней развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, количество детей с низким уровнем развития мелкой моторики значительно уменьшилось.
Как показал сравнительный анализ результатов, после проведенной работы, у детей значительно повысился уровень развития мелкой моторики.
Диаграмма 1
Таким образом, организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук посредством игр и сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...