контрольное занятие по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема:«Путешествие в зимний лес»

Программное содержание:. Расширение словаря по теме «Животные в зимнем лесу». Формирование грамматического строя речи ;расширять представления о зиме; закреплять знания о животных леса;  учить образовывать притяжательные прилагательные;  учить употреблять в речи существительные в дательном падеже; формировать навык словообразования.  обогащать словарный запас. развивать сенсорные способности; совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи при разгадывании загадок; вызвать интерес к дидактическим играм на развитие речи;  активизировать внимание и память;  развивать логическое мышление;  формировать интерес к окружающему миру; воспитывать любовь к родной природе, к лесным животным, культуру поведения и общения.

Оборудование. Картины с изображением зимнего леса и диких животных; конверт со снежинками, на которых написаны загадки о лесных животных; карточки с заданиями, карта с изображением животных, картинки изображением продуктов; песочный стол.

ХОД НОД

Вводная часть.

Воспитатель.Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется – Утро доброе начнется.

Пожелаем всем: - Доброе утро!

Воспитатель. – Какое время года наступило? (Дети: зима)

- Как люди встречают зиму? (Одевают теплую одежду: шубы, пальто, сапоги, шапки, варежки)

- Чем зима отличается от других времён года? (Идет снег, холодно)

- Что происходит с водоёмами? (Они замерзают, покрываются льдом)

- Что происходит с растениями? (Они как бы засыпают)

- Как ведут себя птицы? (Они перебираются ближе к жилью людей)

-А как ведут себя животные в зимнем лесу(Укрываются в норках, дуплах, меняют шубку)

Воспитатель. Я предлагаю вам совершить путешествие по зимнему лесу. Вы готовы отправиться со мной? Закройте глаза и выполняйте то, что я буду говорить. Один раз хлопни, два раза топни, вокруг себя повернись, в зимнем лесу очутись!

Основная часть.  Изображение леса.

Воспитатель. Вот мы и на месте. Посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Ой, какой-то конверт! Давайте посмотрим, что в нём. Письмо!

«Дорогие гости!

Перед вами зимний лес. Много он таит чудес!  Здесь, ребята, не шумите

И негромко говорите. Чтобы вам было интересно, мы приготовили для вас задания, которые лежат в этом конверте.

Чтобы дальше вам шагать,  Загадки надо отгадать».

1 задание.

Воспитатель. Поможете их отгадать? (Да)

Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (Медведь)

Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу.

Он - хозяин, а не гость – хмурый и сердитый… (лось)

Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней. (Лиса)

Это что за шалунишка? Рвет с еловой ветки шишку.

Семена в ней выгрызает, шелуху на снег бросает? (Белка)

У косого нет берлоги, не нужна ему нора.

От врага спасают ноги, а от голода кора. (Заяц)

Кто в лесу голодный рыщет, под кустом зайчишку ищет? (Волк)

Ты рукой его не трогай, а иди своей дорогой.

У нег кругом иголки, и иголки эти колки. (Ёж)

Воспитатель. Вы догадались, кто это оставил нам этот конверт? (Дети: дикие животные)

 2 задание от белки«Найди мой дом и назови, кто где живет?»

Воспитатель. Посмотрите на животных в зимнем лесу! У каждого есть свой дом. Назовите, кто и в каком доме живет.Алиса, где живет белка? (Даня: белка живёт в дупле, Алиса: лиса - (в норе, медведь - (в берлоге, волк - (в логове, заяц - (в ямке, под кустиком, ёж - (в норке, а лось среди деревьев. А всех ли животных можно увидеть в зимнем лесу(Дети: нет, медведь и еж зимой спят)

Пальчиковая гимнастика «Медведь в берлоге»

«Медведь в берлоге крепко спит (руки сложены лодочкой под щечкой)

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук (загибаем поочерёдно пальцы)

Только заиньке не спится (указательный и средний пальцы подняты вверх – ушки, мизинец, безымянный и большой соединяются вместе – голова)

Убегает от лисицы (руку с фигурой «зайчик» опускаем вниз и «убегаем»указательным и средним пальцами)

Мелькает он среди кустов,

Напетлял - и был таков! (разводим руки в стороны)

Воспитатель. А чем животные отличаются от нас, от людей? (Дети: животные ходят на четырех лапах, у них есть хвост, клыки у хищников, рога, им не нужна одежда, сами добывают себе пищу, едят сырую пищу)

3 задание от лисы«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова»

Дидактическая игра с мячом «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова»

Голова белки – беличья голова.

Голова зайца – заячья голова. И т. д.

То же со словами: хвост, лапа, ухо.

4 задание. «Лось».

Воспитатель. Это лось. Ему ночью не спалось. Посмотрите, зимой в лесу много снега. Как животные по нему передвигаются?

Динамическая пауза. «Кто идёт и бежит?»

«Вот идет по снегу лось. Ему ночью не спалось (идут, высоко поднимая ноги)

Заяц пробежал вот так – не поймать его никак (прыгают как зайчики)

Вот лиса бежит за ним, машет хвостиком своим (рука за спиной делает волнообразные движения)

По сугробам волк бежит, он от холода дрожит («дрожат» всем телом)

А теперь идет медведь. Громко начал он реветь: р-р-р» (идут вперевалочку)

5 задание. «Медведь» «Кто оставил этот след? Ну-ка, дай скорей ответ»

Работа на песочном столе.

Воспитатель. Когда мы ходим, то оставляем свои отпечатки следов. А я предлагаю вам сделать отпечатки следов животных. Подойдите к столу с песком, выберите одну карточку с изображением животного и его следов и сделайте отпечаток следа, как на картинке. (Дети тройками подходят к столу) Назовите, чей это след. (Дети: у меня заячий след, волчий и т. д.)

6 задание. «Волк» «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?

Воспитатель. Зима - трудное время для животных. Им становится сложно добывать себе пищу? Давайте угостим гостеприимных обитателей леса.

Дидактическая игра «Кто что любит?»

 Дети по одному берут прищепку с изображением животного и прикрепляют к картинке с угощением, которое ему подходит и объясняют, почему (курочку - лисе, потому что она - хищник; морковку зайцу, потому что это травоядное животное, шишку белочке и т. д.)

7 задание. «Ёж»

 Дети, послушайте, какое необычное стихотворение я вам прочитаю. Но вы должны будете мне помочь его закончить:

Как – то днем, простой тропой, звери шли к себе домой:

За мамой зайчихой прыгал… (зайчонок).

За мамой волчицей топал (волчонок).

За мамой лисицей крался… (лисенок).

За мамой лосихой плёлся… (лосёнок).

За мамой бельчихой скакал… (бельчонок).

А в норке с ежихой спал крепко. (ежонок).

-Молодцы, ребята. Хорошее стихотворение у нас получилось.

Воспитатель. Наше путешествие по зимнему лесу закончилось и нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закрывайте глаза и выполняйте то, что буду говорить. Один раз хлопни, два раза топни, вокруг себя повернись, в детский сад возвратись!

Заключительная часть.

Воспитатель. Вот мы и вернулись назад в детский сад. Животные остались в своём родном доме – в лесу.

Рефлексия

Где мы с вами побывали? (в лесу). Кого вы там встретили? (диких животных). Что интересного вы увидели в лесу? (следы животных, их жилища)

Что нового вы узнали? (ответы детей)

--Будем оберегать птиц и зверей? (Да)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»

Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...

Конспект занятия по окружающему миру старшая группа«Защита окружающей среды от мусора»

Цель: формирование осознанного отношения к проблеме загрязнения окружающей среды бытовом мусоромЗадачи:Образовательные:• уточнить представления детей о причинах возникновения...