Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Наши пернатые друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №4 им. В.В.Бианки» города Бийска
Конспект
организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
(разделу программы)
«Наши пернатые друзья»
Образовательная область «познавательное развитие»
(старшая группа)
Кузьмина Ю.А., воспитатель
г. Бийск, 2019
Цель: Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.
Задачи:
- Учить отгадывать загадки.
- Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы.
- Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдения за птицами на участке. Беседа о птицах.
Оборудование и материалы: Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); нагрудные знаки «Знатоки птиц (на каждого ребенка); посылка от Деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки). Проектор, компьютерная презентация - Слайды с изображением птиц.
1.Вводная часть | ||
Примечание | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Слайд 1 | Организационный момент - Ребята, отгадайте загадку: Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это … -Верно. Сегодня мы будем говорить о птицах. - Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы его проведем в виде викторины. И для того что бы нам его начать, нам нужно разделиться на две команды. (Разделение на команды. Все дети взяли карточки с рисунками птиц, на обратной стороне: воробей или синица. И таким образом разделились на две команды.) - Молодцы ребята. Но для того чтобы нам начать нашу викторину, послушайте правила. Правила: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы не выкрикивая, а поднимать карточку с правильным ответом, не перебивать друг друга, и выполнять задания. Выигрывает команда, набравшая больше всего фишек. -У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы. -Ребята, все понятно? - Тогда мы начинаем нашу викторину. | Дети стоят в кругу. Отгадывают загадку: - птица Ответы детей |
2. Основная часть занятия. | ||
(слайд2). (Получают фишку) Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 | Задание 1: - Ребята, первое задание. Отгадайте загадку. Загадка: Ночь, как смола, черным - черна Серой птице не до сна. Меж кустов, как тень, скользит Караулит, кто не спит. Ловит каждый шорох чутко А как крикнет, станет жутко. Вздрогнет спящая трава Это ухает …. - Правильно, молодцы. Это сова - Ребята, рассмотрите внимательно картинку. -Расскажите какой внешний вид у совы? (ответы детей) - Какой окрас? - Ребята, а скажите сова зимующая или перелетная птица? - Молодцы. Давайте подведем итог. - Сова – крупная птица. Голова круглая как тарелка, по бокам перышки торчат, клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Издает звуки словно охает у-ху – поэтому говорят: сова «ухает». Сова у нас зимующая птица. Птицы отряда совиных охотятся, по большей части, лишь по звукам и шорохам, которые исходят из темноты. Поскольку слух у них отменный, они великолепно определяют направление движения животных и расстояние до нее. А еще совы приносят большую пользу для сельского хозяйства, поскольку основной пищей для них являются мыши, которые вредят фермерам. Задание 2: - Ребята, следующее задание - Загадка: Спинкою зеленовата, животиком желтовата Черненькая шапочка, и полоска шарфика. - - Молодцы правильно, это синица - Ребята, рассмотрите внимательно картинку. - Расскажите, какой окрас у синицы -Правильно, молодцы. - У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками. - А вы знаете как отличить самку (девочку) синицы и самца (мальчика? (ответы детей) - Полоса на брюшке у самцов (мальчиков) к низу расширяется, а у самок девочек, наоборот, –сужается. - А чем синица питается? -Правильно, синица питается различными семенами. - Ребята, а скажите синица зимующая птица? -Правильно, молодцы. Задание 3: - Следующее задание: Загадка: Собирает он проворно, горстью брошенные зерна, И гнездится под карнизом, наш любимый…. - Правильно. Это Голубь - Ребята, рассмотрите внимательно картинку - Расскажите какой окрас у голубя? ). - Ребята, а голубь больше или меньше воробья? - Молодцы, правильно - А могут ли голуби передавать письма? - А как называют таких голубей? - Почтовые голуби. - Голуби- это птицы, которых можно научить передавать письма. - Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню. - Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. - Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе. - Ребята, а скажите голуби зимующие или перелетные птицы? - Ребята, расскажите чем питаются голуби? А сейчас я вам предлагаю покормить птиц. Задание 4: - Следующая загадка: Загадка: Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери. И вдруг, вспорхнули яблоки, Ведь это…. - Это снегирь. - Рассмотрите внимательно картинку. - Скажите, какой окрас у снегиря? - Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег? - Можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом. - Ребята, посмотрите на картинку - Расскажите чем отличаются два снегиря друг от друга? - Правильно у одного снегиря грудка красная, а другого серая. - Один снегирь самец (мальчик, а другая самка (девочка) - Как Вы думаете, где самец, а где самка? - Ребята, у самца грудка красная, а у самки серо-бурая. - Следующий вопрос, чем питаются снегири? - Питаются семенами, ягодами, и т. д. Музыкальная пауза. - Ребята, давайте с вами немножко отдохнем и сыграем с вами в игру «Перелет птиц». - Мы с вами немножко отдохнули, отвлеклись. Давайте продолжим дальше. Задание 5. - Следующее задание. Отгадайте загадку. Загадка: Все время стучит, деревья долбит Но их не калечит, а только лечит - Это дятел - Рассмотрите внимательно картинку. - Чем отличаются дятлы друг о друга? - У одного дятла на голове красная шапочка это самец (мальчик, а у другого дятла ее нет это самка (девочка). - Ребята, ответьте на вопрос: почему дятлы стучат по дереву? -Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до самых потаенных насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей. - Следующий вопрос - Чем питается дятел? - Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели. - Скажите дятел зимующая птица или перелетная? Задание 6. - Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение. Наши ласточки – сестрички, но живут не вместе! Гнездышки в особом месте строят эти птички. Кто под крышей выбирает спальню для детишек, Кто под берегом копает норки для малышек. Ласточки – друзья, как люблю вас я! - Ребята, про кого это стихотворение? - Да, правильно про ласточку. - Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки? - Ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые, с рыжиной на лбу. У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные. - Чем питаются ласточки? - Ласточки ловят мошек и насекомых. - А где стоят свои гнезда? - Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки. - Ребята, скажите ласточка зимующая или перелетная птица? (ответы детей) - Следующее задание. Задание 7. - Я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение. Что за радость! Наконец, прилетел к нам в сад скворец. Наш певец блестяще – черный, по траве снует проворно, Домик свой отвоевал, воробьев всех разогнал! С видом деловым поспешно он влетает в свой скворечник. На ступеньку без забот он садиться и поет Так, что за душу берет! - Про какую птицу говорится в этом стихотворении? - Да, правильно про скворца. - Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца? - Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета. - Ребята, скажите где живут скворцы? - Да, правильно в скворечнике. - А кто для них строит домики? - Ребята, скажите чем питаются скворцы? - Питаются дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиков, многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива. - Ответьте на вопрос, скворцы перелетные или зимующие птицы? - Правильно. - Продолжим дальше нашу викторину. Задание 8. - В этом задании вам нужно ответить на вопросы. - Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? - Назовите перелетных птиц? - Как называются птицы, которые остаются зимовать? - Назовите их. - Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать. - Да, правильно. Для перелетных птиц зимой не будет корма- они кормятся насекомыми. - Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в теплые края где тепло и есть пища. У птиц есть хвост – он помогает рулить, есть крылья поэтому они могут летать. Некоторые птицы остающиеся зимовать делают запасы семян и орехов, другие селятся поближе к людям. Перья и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. - Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? - Зимой нужно покармливать птиц. - Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Подсчитать все ваши фишки и узнать какая команда у нас выиграла. | Ответы детей Ответы детей. (Получают фишку) (ответы детей) (ответ детей) Ответы детей Дети встают в круг Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей. -Перелётные -Ласточки, скворцы, журавли, гуси -Зимующие -Ворона, синица, воробей, голубь Ответы детей Ответы детей |
3. Заключительная часть занятия | ||
(вручение нагрудных знаков «Знатоки птиц») Слайд 21 | - Я подсчитала количество фишек у команд, и у вас одинаковое количество фишек. Победила дружба. Стук в дверь. - Ребята, к нам кто то стучится. - Нам с вами принесли посылку. Давайте откроем ее. -Здесь письмо «Здравствуйте! Я Дед Природовед! Ребята, наступает зима и птицам очень нужна наша помощь. Я уже сделал много кормушек и развесил их в парке. Но птиц много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед.» - Ребята, поможем Деду природоведу повесить кормушку? - Но, ребята одной кормушки на наш детский сад будет мало, что же нам сделать? - Да, правильно, попросите своих пап и вместе с ними сделайте нам кормушки. | ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Наша армия"
конспект занятия для средней группы...
Конспект интегрированного занятия в средней группе по окружающему миру:"Наши пернатые друзья!"
Развивать познавательный интерес у детей к зимующим птицам....
Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья-пернатые» (старшая группа)
Обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. Учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешне...
Организованная образовательная деятельность во 2-й младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья--помощники».
· Показать роль помощников – органов чувств в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигатель...
Конспект интегрированной НОД в средней группе «Наши пернатые друзья» (ознакомление с окружающим миром и формирование элементарных математических представлений)
Конспект интегрированной НОД в средней группе " Наши пернатые друзья" (ознакомление с окружающим миром и формирование элементарных математических представлений)...
"Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья".
quot;Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья"....
Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Наша Родина — Россия»
Любите свою Родину!...