Статья на тему: «Как решить проблему ребёнка?»
статья по окружающему миру (средняя группа)

Надежда Николаевна Бабанова

 Представлены упражнения для решения проблем дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 79

компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Семицветик.

Статья на тему: «Как решить проблему ребёнка?»

Автор статьи: Бабанова Н.Н. воспитатель

       Упражнения для решения проблем дошкольного возраста

1. Цель: Познакомить детей с правилами общения (невербального), установить доверительные отношения друг с другом.

Оборудование: Шкатулка, бусинки.

План нод:

1. Поздороваемся друг с другом не вербально.

2. Правило общения.

3. 'Мусорное ведро'.

4. Разыгрывание ситуации.

Ход нод.

Стоим по кругу в парах. Давайте поздороваемся друг с другом без слов (киваем головой, возьмемся под руки, поздороваемся лбами, попками, ладошками, приобнимем за плечи).

Как было приятнее общаться, приветствовать друг друга? С кем понравилось общаться?

А сейчас мы установим правила общения и соберем их в нашу копилку-шкатулку. Раздаю детям бусинки, это и будут правила. Дети называют свое правило и помещают бусинку в шкатулку (не ругаться, не перебивать друг друга, нужно помогать, если что-то не получается, говорить 'волшебные' слова, улыбаться собеседнику, не спорить громко, нельзя обижать того с кем разговариваешь).

А что же может помешать нашему общению? (Раздаю детям небольшие бумажки, каждый ребенок называет, что ему мешает в общении и кидает, смяв листок, в 'мусорное ведро'). Важно чтобы эти бумажки были сожжены в присутствии детей.

А теперь представьте, что к вам в группу пришел новенький ребенок, ему грустно, скучно и одиноко. Как можно ему помочь? Разыгрываем ситуацию несколько раз. Один ребенок - новенький, остальные - группа (кто-то пытается приласкать, приглашает играть, задает разные вопросы, и в итоге принимают в группу).

В завершении занятия рисуем свое настроение. Затем говорим о том, что больше всего понравилось делать и каждый анализирует свое участие на занятии.

2. Цель: Тренировать в различении базовых эмоций, развивать умение в доброжелательном отношении друг к другу.

План нод:

1. 'Ласковое имя'.

2. Дарим подарки.

3. Разгадаем эмоции.

4. Рефлексия.

Ход нод.

Сидим в кругу на ковре, устроившись поудобнее.

Давайте вспомним, в каком настроении вам больше нравится быть, и подарим его друг другу. Нам хорошо и радостно когда мы слышим свое ласковое имя. Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик, и к кому он попадет, будет называть одно или несколько своих ласковых имен. А все должны запомнить их. Так делает каждый ребенок в группе.

А сейчас мы сделаем друг другу приятное: подарим подарки, но они у нас будут не настоящие, а выдуманные. И так, представим, что мы всемогущи и можем подарить любой подарок справа. Посмотрите на него внимательно и попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось иметь больше всего. Дети дарят подарки, не забывая смотреть на ребенка, а тот, кто получил - не забудет поблагодарить. Затем задаются детям вопросы:

- Что было приятнее дарить или получать подарки?

- Какие подарки понравились больше всего?

А теперь угадаем, какое настроение загадал художник (показываю изображение эмоций, видных на половину, дети отгадывают и изображают их). Изображаются эмоции: удивление, радость, печаль, гнев, страх, интерес, обида, стыд.

В заключение дарим друг другу комплименты и отмечаем, кто как занимался.

3. Цель: Развивать навыки невербального общения, умение чувствовать настроение другого и определять способы повышения человеку настроения, развивать чувство взаимопомощи. Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши.

План нод:

1. 'Волшебный мешочек'.

2. 'Старенькая бабушка'.

3. Разыгрывание ситуации.

4. 'Море волнуется'.

Ход нод.

Сидим в кругу.

Ребята, сегодня я принесла 'Волшебный мешочек' с вашими настроениями, которые вы подарили друг другу на прошлом занятии. Давайте вспомним, у кого какое было настроение (достаем игрушку и называем настроение другого ребенка). Почему-то у Яны было грустное настроение. Наверное, есть способы, чтобы повысить настроение другому. Какие могут быть способы?

-улыбнуться, попробовать рассмешить, вспомнить вместе что-нибудь хорошее, подарить воздушный шарик, нарисовать самое смешное, что есть на свете.

Вес мы в хорошем настроении отправимся вершить добрые дела. Играем в игру 'Старенькая бабушка'. Дети делятся на пары, где один ребенок - бабушка, другой - внучка, внук. Бабушки старенькие ничего не видят и не слышат (завязываем глаза). И вдруг они заболели, их нужно осторожно провести между домами - стульями и привести в кабинет врача - стулья у стены. Затем происходит смена ролей. Важно чтобы дети в роли бабушки чувствовали себя уверенно и надеялись на свою пару по игре.

Затем обсуждаем, в какой роли было интереснее и почему? Какая роль не поправилась и почему?

Вспомним, как можно разговаривать и выражать свою просьбу без слов. Предлагаю ситуации, а дети изображают их не вербально:

- Я болен, не могу говорить.

- Я хочу с тобой играть.

- Я по тебе скучаю.

- Давай с тобой дружить.

Проводится игра «Море волнуется» - изображаем эмоции: грусть, радость, страх. Ведущий ребенок оценивает точность показа.

В заключение дети цветом обозначают свое настроение и обсуждают кто работал на занятии активно.

4. Цель:

Развивать умение оценивать действие другого; через психогимпастику выражать положительные чувства и расширять представление о себе.

План нод:

1. Игра «Волшебники».

2. «Сказочный герой».

3. Этюд на выражение удовольствия.

4. Рефлексия.

Ход нод.

Сидим в кругу.

Сегодня мы попробуем отгадать настроение соседа, а он скажет, верно или нет. Все дети любят, что-то волшебное и мы с вами поиграем в игру «Волшебники». «Волшебнику» завязываются глаза, и предлагается догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребенка. Подводится к волшебнику 3-4 ребенка. Затем выбирается другой волшебник.

После завершения упражнение обсуждаем, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.

Где бывает волшебство? - в сказках, в фильмах, в мультфильмах. Каждый выбирает любимого сказочного героя, представляются от имени героя, двигаются как они, т.е. 'живут жизнью героя'. После того, как все покажут своих героев, предлагается найти сходство между собой и своим героем. Если дети затрудняются, ведущий может помочь. В зависимости от выбранного героя отмечаются качества: доброта, дружелюбие, строгость, таинственность, талант, защитник, хвастун и др. Отрицательные качества сразу обсуждаются и детьми предлагаются противоположные этим качества.

Сейчас превратимся в волшебный цветок (этюд). Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток, из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и снегу каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

Необходимо следить за выразительностью движений и мимики.

В конце рисуем свое настроение и дарим соседу слева, называя его самые хорошие качества.

5. Цель: Развивать навыки невербального общения, способствовать сплочению группы и установлению доверительных отношений со сверстниками, развивать чувства ответственности за другого человека.

План занятия:

1. Инсценировка стихотворения «Котята».

2. «Слепой и поводырь».

3. Игра «Мы очень любим».

4. Рефлексия

Ход нод.

Вспомним, как мы здороваемся без слов.

У каждого из вас дома есть какое-нибудь животное: кошка или собака, они ведут себя очень интересно, за ними всегда хочется наблюдать. Послушайте стихотворение 'Котята', что же там произошло?

Дети, прослушав стихотворение, показывают мимику сердитой хозяйки, сжалившейся; ссорящихся котят, замерзающих и спящих. Затем разыгрывается сценка. После инсценировки обсуждаем, как лучше быть в ссоре или дружить.

А если дружишь, то нужно доверять своему другу. Сейчас мы проверим, доверяете ли вы своему другу или нет. При помощи разрезных картинок дети делятся по парам: 1 - поводырь, 2 - слепой. Поводырь водит 'слепого' (ребенок с повязкой па глазах), испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями. В конце упражнения отмечаем: доверяли ли дети друг другу, и в какой роли было удобно и уверенно. Приходим к выводу: когда доверяешь и надеешься на друга, становится легко, повышается настроение, и ты знаешь, что не один.

Чтобы каждый сейчас почувствовал, что у него много друзей, поиграем в игру 'Мы очень любим'. Каждый ребенок выступает в роли ведущего по очереди, а остальные кидают ему мячик и называют его ласковое имя и какие качества в нем самые хорошие (дружелюбие, доброта, умение рисовать.)

В конце занятия каждый из ребят выбирает полоску цветной бумаги, которая соответствует настроению. Анализируем, кто как занимался, что нового узнали друг о друге.

6. Цель: Развитие эмпатии.

План:

1. Дарим комплименты.

2. Этюд «Встреча».

3. «Маленький котенок».

4. Рисование подарков.

Ход.

Сегодня у нас с вами необычный день, мы будем дарить друг другу комплименты. Внимательно посмотрите друг на друга, заметьте что-нибудь необычное в друзьях и скажите им об этом, а можно и пожелать что-нибудь.

- Как вы себя чувствовали, когда вам дарили комплименты?

- Легко ли было говорить комплименты?

- Какие выражения больше всего понравились?

Все вы видите друг друга каждый день, но представьте, что вы долго-долго не виделись, потому что были каникулы. Как вы встретитесь друг с другом, что скажите? (главное отметить выразительность движений: улыбка, объятия).

После встречи с другом, вы пришли домой, а мама принесла маленького котенка. Он испуган, потому что он первый раз в этой квартире (дети изображают поведение такого котенка). Сейчас разобьемся на пары: один будет котенком, а другой попробует познакомиться со своим котенком, успокоить его, что бы он перестал бояться. Важно, что бы каждый побывал в роли котенка и почувствовал отношение других детей в этот момент. После окончания упражнения, каждый говорит, что он чувствовал.

В конце занятия дети рисуют подарки друг другу и дарят их (необходимо, что бы каждый ребенок получил подарок, для этого сначала нужно договориться, кто кому будет дарить). Затем анализируем работы: отмечаем особенность подарка, понравился или нет, хотел бы на самом деле его иметь. Каждый ребенок благодарит того, кто подарил подарок.

7. Цель:

Развивать умение анализировать свои положительные качества, способствовать сплоченности группы.

План:

1. «Я хороший потому что,......

2. «Гадкий утенок».

3. Игра 'Прорви круг'.

4. Игра 'Море волнуется'.

5. Рисование в парах.

Ход.

Сидим в кругу. Детям предлагается продолжить фразу: «Я хороший потому что,......»

После этого вспоминаем сказку Андерсена «Гадкий утенок». Детям предлагается роль 'гадкого утенка' и других птиц. 'Гадкого утенка' выбираем по считалке, татем каждый озвучивает свою роль. Когда все дети получили роли, каждая из птиц по очереди, а затем все вместе прогоняют «гадкого утенка»со двора. Затем ведущий делает знак птицам - уснуть, остается один гадкий утенок, который постепенно меняет свою походку, выражение лица и превращается в 'лебедя'. После его слов: 'Я - лебедь' все птицы просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят и говорят: 'Какой красивый и сильный лебедь».

По окончании игры дети отмечают понравившуюся роль. Затем предлагается игра 'Прорви круг'.

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен оказаться внутри этого круга, для этого используя свои способы вхождения (с разбега, либо будет договариваться). Задача остальных - решать пустить или не пустить в круг. Важно выделить способы вхождения.

Игра «Море волнуется», заключается в изображении эмоций, гнева. печали, удивления, радости.

Игра «Нарисуй узор»: каждому ребенку дается вырезанная из бумаги варежка. Каждая из них имеет свою форму и узор, одинаковых половинок -две. Они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару, найдя ее они без слов должны закончить узор, причем на пару дается только один набор

В конце занятия каждый ребенок отмечает свою роль и роль другого.

                                        Этюд «Под дождиком»

Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.

         - воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

         -учить имитировать простейшие движения.

         - развивать ориентировку в пространстве.

         -развивать мелкую моторику рук.

Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.

Ход этюда.

Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.

Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги( разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.

Этюд « Капельки»

Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.

         - воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

         - развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.

Ход этюда.

Дети делают « капельки», подбрасывают их, стараясь « намочить» как можно больше окружающих.

Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.

Этюд «Под дождиком»

Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.

         - воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

         -развивать ориентировку в пространстве.

        - развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование: аудиозапись шума дождя, маленькие зонтики( по одному на двоих детей).

Ход этюда.

Дети начинают бегать под « дождиком», подставлять ладошки под его «капли».Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу- настоящий ливень! Взрослый раздает детям зонтики и предлагает им, прижавшись друг к другу, спрятаться от дождя под зонтиком. Педагог обыгрывает ситуацию: дети радуются тому, что стоят близко друг к другу, вместе держат зонт, могут общаться друг с другом. Педагог предлагает детям погулять под зонтами, посмотреть вокруг, поговорить друг с другом.

Этюд «Ежи».

Цели:- формировать умение управлять куклой- бибабо.

          - учить имитировать движения, характерные для ежа.

          - воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.

Ход этюда.

Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-ппых».

Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.

Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.

Этюд «Идем по лесу»

Цели:- формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога.

         - воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.

Оборудование: декорации осеннего леса- листья, шишки, грибы, пеньки.

Ход этюда.

Идем по густому лесу

( дети выпрямляются, идут осторожно).

Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).

Надо перешагнуть через поваленное дерево

( высоко поднимают ноги, как бы перешагивая),

обойти пень ( останавливаются и обходят по кругу).

Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед),

Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).

Этюд «Летящие листья»

 Цели:- уточнять представления об осени.

          - учить имитировать движения, подражая действиям педагога.

          - воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.

          - обогащать двигательный опыт детей.

Оборудование: осенние листочки.

Ход этюда.

Последний листок ( ребенок берет один листок),

Унеси меня в лесок

(держит его перед собой двумя руками).

Ветер дунул(дует на листок и бежит,

Держат  листок перед собой)-

Я лечу, лечу, лечу…

Этюд «Дождь идет»

Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

          - развивать умение отвечать на вопросы.

          - развивать умение рассказывать сказку с использованием  плоскостного театра.

          - развивать умение имитировать простейшие движения животных и насекомых.

          - развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.

Ход дождя.

Дети бегают под дождем, подставляют ладошки капелькам дождя, открывают воображаемые зонтики над головой.

Дети рассаживаются на ковре и вспоминают , в какой сказке звери прятались под грибком от дождя. Затем звучит аудиозапись сказки В.Г.Сутеева «Под грибом».Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя- стучат пальцами по ковру; полет бабочки- взмахивают руками; голос лягушки- квакают; уши зайца- показывают руками; движения лапок лисы- семеняще двигают руками по полу; солнце- обводят руками круг.

Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные фигурки животных, объяснить, почему , почему все животные и насекомые поместились под грибком.

Педагог просит детей изобразить перед зеркалом выражения мордочек и позы каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.

Этюд «Радость и грусть»

Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

Оборудование: - набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями.

Ход этюда.

Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.

Этюд «Кто как ходит»

Цели:- закреплять представления детей о животных и домашних птицах.

          - учить детей имитировать движения, характерные для различных животных, под                        музыкальное сопровождение.

          - развивать выразительность  движений.

          - учить детей дружно играть всем вместе.

Оборудование: игрушки, изображающие цыпленка, курочку, кота, петуха, лягушку; костюмы героев.

Ход этюда.

Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказки К.И.Чуковского «Цыпленок» и показать, как они умеют ходить, имитируя движения цыпленка, курочки и т. д.

В группе расставлены игрушки, изображающие героев сказки. Дети выбирают любой персонаж и идут к нему в сопровождении определенной музыки, имитируя движения.

Педагог предлагает детям превратиться в героев сказки и поиграть. Взрослый помогает детям распределить роли стать курочкой, цыплятами, котом и т. д.

Этюд «Айболит в пути»

Цели:- развивать у детей образные представления.

          - развивать эмоциональность и выразительность движений.

Ход этюда.

Педагог просит детей изобразить деревья ( дети поднимают руки и раскачиваются, шевеля пальцами-листочками), потом - ветер (дуют), град (стучат пальцами по полу).

Этюд «Как Огурчик стал смелым!?»

Цели:- развивать у детей образные представления.

          - развивать выразительность и эмоциональность движений.

          - воспитывать у детей смелость.

Оборудование: костюм Огурчика, покрывало-листочек.

Ход этюда.

Педагог (ребенок)надевает костюм Огурчика, ложится на ковер. Дети накрывают его с головой покрывалом-листочком. Ребенок изображает страх, дрожит. Дети сужают круг, гладят Огурчика, обнимают его, говорят ласковые слова: «Не бойся, мы с тобой, ты- смелый» и т. д. Огурчик встает, скидывает листочек, говорит бодрым, громким голосом: «Я - смелый! Я – не боюсь темноты!» После этого роль Огурчика исполняют другие дети. Этюд разыгрывается каждым ребенком.

Этюд «На рыбалке»

Цели:- развивать у детей образные представления.

          - учить имитировать движения.

          - познакомить детей с выражением эмоций(радость, досада, огорчение, разочарование).

Ход этюда.

Педагог приглашает всех  детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния ( радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.

Этюд «Земляничка растет»

Цели:- развивать у детей образные представления.

          - учить имитировать движения в соответствии с картинками.

          - закреплять представления детей о растениях.

          - развивать выразительность движений.

          - учить детей играть дружно.

Оборудование: набор картинок с изображением этапов развития растения, костюмы для персонажей сказки «Земляничка».

Ход этюда.

Педагог показывает детям набор картинок с изображением этапов развития растения, и предлагаем им последовательно разложить эти картинки, чтобы понять, как развивается растение из семени: сначала появляется росток( дети сидят сжавшись в комок); затем вытягивается стебель(дети постепенно поднимаются); из стебелька вырастает веточка(дети отводят в сторону одну руку); распускается цветок(дети разжимают ладонь кверху); цветок увядает( ладонь опускается); образуется маленькая ягодка(ладонь сжимается в кулачок).

Педагог показывает корзину, в которой они находят костюмы для персонажей сказки «Земляничка».

Педагог предлагает надеть костюмы и разыграть сказку. Дети наряжаются, репетируют перед зеркалом свои роли, пытаясь перевоплотиться в образ, а затем с помощью ведущего (педагога) разыгрывают сказку «Земляничка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аудиоуроки "Как секретная формула поможет Вам решить проблему капризов у ребенка". http://detpsycholog.ru/kaprizi/trening_disk.html

Ведущая: Татьяна Егорова,  психолог с более чем 10 -летним стажем практической деятельности,  эксперт по детско-родительским отношениям,  автор проекта "Ваш детский ...

КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ СНА У АУТИЧНОГО РЕБЕНКА: ПОДСКАЗКИ РОДИТЕЛЯМ.

Многие аутичные дети испытывают трудности со сном. Однако некоторые проблемы могут быть решены при правильном использовании родителями приведенных ниже стратегий по улучшению сна, которые подходят для...

Игра "Реши проблему"

Игра «Реши проблему»Цель: Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются людьми данной профессии,  учить детей  подбирать картинку с изображением человека соответст...

Как решить проблему сна у аутичного ребенка

Многие аутичные дети испытывают трудности со сном. Однако некоторые проблемы могут быть решены при правильном использовании родителями приведенных ниже стратегий по улучшению сна, которые подходят для...

Как решить проблему экологического воспитания детей?

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека....