«Формирование основ экологической культуры у детей 5 – 7 лет на основе природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Формирование основ экологической культуры у
детей 5 – 7 лет на основе природы»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана в силу актуальной проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за природу с самого раннего возраста.
Актуальность
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И понимать это надо с детства.
Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.
Формирование у детей ответственного отношения к природе и умение жить в относительной гармонии с ней.
Новизна
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Цель программы:
Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края. Создавать условия для развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.
Задачи:
Способствовать развитию познавательных умений детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
Способствовать развитию взаимопонимания и взаимопомощи между детьми, педагогами, родителями, развитию потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры;
Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.
Педагогические принципы:
- Доступность.
- Непрерывность.
- Научность.
- Системность.
- Преемственность.
- Наглядность.
- Последовательность.
- Занимательность.
Условия реализации программы
- Создание образовательной среды, способствующей экологическому воспитанию детей.
- Образовательное сотрудничество детей и взрослых.
- Создание фонда методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создание мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
К концу реализации программы дети будут готовы и способны:
Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
Использовать полученные знания в повседневной жизни.
Переодичность:
1 раз в неделю по 30 минут, II половина дня, 16 часов в год.
Форма проведения:
Групповая, индивидуальная, комбинированная.
Форма проведения итогов реализации:
Организация ежемесячных выставок, тематических выставок в ДОУ.
Перспективное планирование.
№ | разделы | тема | срок | Литература |
1. | растения | Комнатные цветы | сентябрь | Энциклопедия,стр132 |
Лекарственные растения (ландыш, зверобой, крапива). | сентябрь | Стр.134 | ||
Чистотел | Сентябрь | Стр.136 | ||
Кто помогал растениям расти | Сентябрь | Николаева,стр.5 | ||
Комплексное занятие «Уходит золотая осень» | Октябрь | Николаева, стр.35 | ||
Рисование «Лекарственное растения « | октябрь | Комарова, стр.153 | ||
2. | Грибы | Что такое грибы? | октябрь | Энциклопедия,стр.169 |
Как отлечить ядовитые от съедобных. | октябрь | Энциклопедия,стр.172 | ||
Как искать грибы? (опята, рыжики, маслята, белый гриб). | ноябрь | Энциклопедия,стр.172 | ||
Апликация «Грибная поляна». | ноябрь | Гусакова, стр.6(рис) | ||
3. | Птицы. | Домашние птицы. | ноябрь | Шорыгина, стр.15 Энциклопедия |
Перелётные птицы. | ноябрь | Энциклопедия,стр.52 | ||
Сова и соловей. | декабрь | Энциклопедия,стр.29-41. | ||
«Зимующие птицы» | декабрь | Энциклопедия,стр.255 | ||
Викторина «Пернатые друзья». | декабрь | Комплексное занятие 5-6лет. | ||
4. | Дикие животные России. | Лось, Олень. | декабрь | Энциклопедия,стр.61-63 |
Семейство кошачьих «Амурский тигр, Леопард. | январь | Энциклопедия,стр.29-31 | ||
Семейство псовых (волк, лиса, песец) | январь | Энциклопедия,стр.51-55 | ||
Бурый медведь | январь | Энциклопедия,стр.45 | ||
Белый медведь | февраль | Энциклопедия,стр.43 | ||
Рисование «Зоопарк». | февраль | Колесникова, стр.183 | ||
5. | Домашние животные | Лошадь, овца, корова, коза | февраль | Николаева, стр.35,стр.25. |
Кошка, собака | февраль | Стр.77 | ||
Кролики | Март | Энциклопедия,стр.78 | ||
Лепка «Моё любимое животное». | Март | Лыкова, стр.100 | ||
6. | Деревья. | Дуб, Берёза | Март | Энциклопедия,стр.55,61 |
Липа, Каштан | Апрель | Энциклопедия,стр.72,85 | ||
Комплексное занятие по лепке из природного материала. | Апрель | |||
7. | Лес и человек | Как люди помогают лесным обитателям. | Май | Николаева,стр.56(5-6лет) |
Лес – это дом для многих жильцов. | Май | Николаева,стр.53 | ||
Как природа помогает человеку заботиться о себе. | Май | Николаева,стр.73 |
Список литературы для реализации данной программы:
1.Лыкова И.А - изо в детском саду.
2.Комарова Т.С. – изо в детском саду.
3.Николаева С.Н. (5-6лет) «Юный эколог».
4.Гусакова – изо в детском саду.
5.Шоргина «Птицы».
6.Энциклопедия «Грибы».
7.Энциклопедия «Дикие и домашние животные».
8.Энциклопедия «Лес и его обитатели».
9.Энциклопедия «Животные России».
Изучаем уровень развития ребёнка по экологическому воспитанию
5 -7 лет.
1.Какие растения вы знаете? | 9.Чем отличаются домашние животные от диких? |
2.Кто помогает растениям расти? | 10.Назови домашних животных. |
3.Что такое грибы? | 11.Какие деревья ты знаешь? |
4.Как отличать ядовитые от съедобных грибов? | 12.Как деревья помогают человеку? |
5.Каких птиц вы знаете? | 13.Что надо что бы дерево росло? |
6.Как дикие птицы заботятся о себе? | 14.Как люди помогают лесным обитателям? |
7.Почему животные называются дикими? | 15.Как природа помогает человеку заботиться о себе? |
8.Назови каких диких животных знаешь ты? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологической культуры удетей младшего дошкольного возраста
контрольная работа для повышения квалификации....
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»
Цель работы - формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...
Формирование основ экологической культуры через ознакомление с миром природы
uml;В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем п...
«Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»
laquo;Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»...
«Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»
laquo;Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»...
«Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»
laquo;Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой»...