"В мире сказок и былин".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Беркалова Ирина Геннадьевна

«Занятие – экскурсия «В мире сказок и былин».

Цель: создать условия для повышения художественно – творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных героев, изображённых на картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnoe_razvitie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие: Ознакомление с окружающим.

С учётом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей дошкольного возраста «Внесём в свой мир Красоту» художественной направленности.

Группа: средняя.

Тема: «Занятие – экскурсия «В мире сказок и былин».

Цель: создать условия для повышения художественно – творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных героев, изображённых на картине.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
  • Оживить представление о сказочных героях, о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

2. Развивающие:

  • Развивать умение рассматривать детали картин и описывать увиденное;
  • Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  • Продолжать пополнять и активизировать словарь детей.
  • Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;
  • Развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками;

 3. Воспитательные:

  • Воспитывать навыки культурного общения;
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Репродукции картин: К.Е. Маковский «На попечении у бабушки», В.М. Васнецов «Богатыри», В.М. Васнецов «Гусляры», В.М. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», В.М. Васнецов «Алёнушка».

Словарь: колорит, сказочно-былинный жанр, передний и задний план, образ.

Оборудование и материалы: музыкальный проигрыватель, мольберт, стойки и ткань для картин.

Ход НОД:

1.Вводная часть: Мотивационная ситуация:

Мольберт с картиной «На попечении у бабушки», накрытой тканью.

Дети садятся лицом к мольберту.

- Ребята, как вы думаете, что скрыто под тканью? (предположения детей).

Как только дети догадались, что это картина, ткань снимается.

Беседа:

- Кто изображён на живописном произведении?

- Где находятся эти люди?

- Кто из них младше всех?

- Кто из них старше всех?

- Как вы думаете, кем они друг другу приходятся?

- Что делает бабушка?

- Что делают дети?

Воспитатель обращает внимание детей на детали:

- Обстановка комнаты близка к сказочной. На заднем плане, на красном ковре, изображена прекрасная сказочная героиня – птица с головой девушка, птица Феникс.

Одежда детей отличается от современной: на мальчике - рубаха, подпоясанная ремешком, высокие сапоги с узором; одна из девочек - в короне. Бабушка одета в яркий халат, на голове – кокошник, головной убор, в её руках нет книги: это значит, что сказку она помнит наизусть.

2. Основная часть:

- Ребята, сегодня мы с вами побываем «В мире сказок и былин».

Проходим в галерейную зону.

- Перед вами картины, и я предлагаю вам подумать и предположить, что на них изображено. (Ответы детей)

Затем дети рассматривают репродукции и вспоминают русские сказки и былины.

Воспитатель открывает первую картину.

- Это полотно художника Виктора Михайловича Васнецова относится к сказочно – былинному жанру живописи. На ней изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – знаменитые герои русских былин.

Слово «былина» означает то, что было на самом деле. Вот и образ Ильи Муромца написан художником с реального человека, который известен как защитник земли Русской и славился ратными подвигами. Зоркий взгляд, острое копьё, крепкий щит говорят о его готовности ринуться в бой.

Не отстанут от него и два других богатыря: по правую руку, на белом коне, Добрыня Никитич, а слева от Ильи, на коричневом скакуне – Алёша Попович.

- Ребята, что в руках у богатырей? (ответы детей)

- Когда богатыри останавливались, чтобы отдохнуть, Алёша Попович играл им на гуслях свои мелодии.

- В далёкие времена гусли были неотъемлемой частью жизни народа. Под их звучание и работали, и отдыхали, и былины сказывали, и танцевали. Человека, играющего на гуслях, называли гусляром.

Воспитатель открывает картину «Гусляры».

- Сюжет картины Васнецова навеян сказкой А.Н. Островского «Снегурочка» и рассказывает о певцах и рассказчиках Древней Руси.

- Кого вы видите на картине? (ответы детей)

- В центре композиции – трое гусляров. Они изображены сидящими на скамье внутри избы. Пальцы их рук перебирают струны, а из уст льётся песня.

Воспитатель включает фрагмент песни «Что ни три горы, обращая внимание на то, как музыка помогает услышать картину, а картина увидеть музыку.

Воспитатель приглашает детей в игровую зону и предлагает поиграть в дидактическую игру «Испорченный телефон»:

Дети встают в круг, воспитатель называет рядом стоящему ребёнку на ухо имя сказочного героя. Сказанное слово передаётся по цепочке так, чтобы его не было слышно другим игрокам. Как только слово доходит до воспитателя, его озвучивают.

По окончании игры возвращаемся в галерейную зону.

- Следующее полотно Виктора Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке». В основу сюжета легла русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Художник показывает зрителю напряжённый момент, когда Иван-царевич и Елена Прекрасная спасаются от погони. Их спаситель – огромных размеров волк. Он одним махом вырывается из непроходимого леса, оставляя позади стволы вековых дубов.

Образы главных героев отражают эмоциональный настрой и сказочность сюжета.

- Во что одеты главные герои? (ответы детей)

- Похожа их одежда на современную?

Воспитатель обобщает:

- На Елене - шёлковое платье бирюзового цвета, головной убор украшен драгоценными камнями. Иван одет в кафтан, расшитый золотом, на голове шапка с меховой опушкой, через плечо меч.

Обратить внимание детей на следующую картину.

- Полотно «Алёнушка» написано по сюжету русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». На переднем плане картины - девушка с грустными глазами, сидящая на камне, на берегу заросшей реки.

- Ребята, почему она грустит и печалится? (ответы детей).

- Правильно! Она грустит и скучает по счастливому времени и по брату.

- Что мы видим на заднем плане картины?

- Общее настроение картины – глубокая печаль.

3.Заключительная часть. Рефлексия:

- Ребята, подойдите поближе к картинам и рассмотрите их.

- Какая картина самая яркая?

- Какая самая тёмная?

- Какая самая весёлая?

- А какая грустная?

- Какая репродукция понравилась больше и почему?

Воспитатель приглашает детей присесть на ковре в круг и вспомнить название картин, с которыми познакомились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Сказочно-игровое пространство "Мир сказок и былин"

Разработка модели ознакомления детей с культуроу родного края на основе использование народных сказок и былин....

Занятие-экскурсия "В мире сказок и былин"

Занятие-экскурсия "В мире сказок и былин"  в рамках проекта "Внесем в свой мир красоту".  Проект нацелен на развитие художественн-творческой активности детей старшего дош...

"В мире сказок и былин"

для проекта "Внесём в свой мир красоту"...

Конспект занятия дополнительного образования по развитию речи в подготовительной к школе группе «В мире сказок и былин»

Цель НОД "В мире сказок и былин": Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие , внимание, мышление, память. Познакомить детей с творчеством русского художника В. М....

Картотека сказок и былин, раскрывающие экономические категории (для старшей и подготовительной группы).

Картотека сказок и былин, раскрывающие экономические отношения (по категориям) для старшей и подготовительной группы. Составила воспитатель Рямова Л.А....

Проектная работа «Мир русских сказок и былин» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Целью проекта является формирование представлений у детей о сходстве и различии русских сказок и былин....