Конспект НОД в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

"Волшебница зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_otkrytoe.docx171.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  в старшей группе «Волшебница зима».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы; формировать целостную картину мира. Знакомить с особенностями крымской зимы.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнять, углублять знания детей о живой и неживой природе родного края зимой;

2. Совершенствовать лексико - грамматический строй речи;

3. Познакомить детей с жителем Крайнего Севера - белым медведем;

5. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

1. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику,

посредством пальчиковой игры;

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь,   тактильные ощущения, творческое воображение;

4. Развивать интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение восхищаться красотой природы родного края, умения проявлять свои художественно-творческие способности.

Активизация словаря: искристый, серебристый, волчья, медвежья, лисья, беличья.

Материал и оборудование: комплект видео демонстрационного оборудования, ноутбук, фотографии зимней природы, белого медведя, картинки животных, жилища животных, мольберт, столы, ёмкости с водой, детский крем, салфетки для рук, подносы с манной крупой.

Методические приемы: художественное слово, создание проблемной ситуации, беседа, вопросы к детям, пальчиковая гимнастика, упражнение на развитие грамматического строя речи, экспериментирование, художественное творчество.

Ход НОД:

Запорошила все дорожки
     Разрисовала все окошки
     Радость детям подарила
     И на санках прокатила.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Вы любите зиму?

Есть люди, которые все изучают, а называют их - академики.

Сегодня я приглашаю вас посетить академию, которая изучает особенности зимы. А вы хотите узнать много нового и интересного? Тогда проходите в наш видеосалон.

(Дети проходят, садятся на стулья полукругом.)

-Однажды, фотограф, гуляя по улице, запечатлел красоту зимы. Посмотрите на эти чудесные снимки и послушайте стихотворение.

(На экране появляется фото зимних пейзажей, воспитатель читает стихотворение).

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница- зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Это замечательное стихотворение написал А. С. Пушкин.

Что поэт говорит о зиме? (ответы детей).

Какое у вас настроение, прослушав это стихотворение?

Дети:Хорошее. Веселое. Радостное.

Воспитатель: А что вы можете сказать о зиме, какая она?

Дети: Холодная, морозная.

Воспитатель:А что вы можете сказать про снег, какой он?

(На экране появляется снегопад.)

Дети: Пушистый, мягкий, холодный, колючий, искристый, мокрый, серебристый, красивый.

Воспитатель: А что вы больше всего любите зимой делать?

Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, строить снежные крепости, лепить снеговика.

- Ребята, а у нас в Крыму какая зима? Почему она теплая? ( ответы детей).

Дети поднимаются и подходят к «Центру науки».

Воспитатель: Посмотрите, мы попали в центр науки. Перед вами картинки, на которых изображены животные и их жилища. Я вам предлагаю найти животных нашего крымского леса, подобрать им жилище и расположить их на мольберте. Приступайте.

На доске вразброс расположены иллюстрации животных и  их жилища . Дети выбирают животных и подбирают им жилище.

Беседа по картинкам

Воспитатель:Кто это?

Ребёнок: Белка.

Воспитатель: Как называется ее жилище?

Ребёнок: Дупло

Воспитатель: Дупло чье?

Ребёнок: Беличье.

Воспитатель:Кто на этой картинке изображен?

Ребёнок: Лиса.

Воспитатель:Где она живет?

Ребёнок: В норе.

Воспитатель:Нора чья?

Ребёнок: Лисья

Воспитатель: А это кто?

Ребёнок: Волк

Воспитатель: Как называется жилище у волка?

Ребенок: Логово.

Воспитатель: Логово чье?

Ребёнок: Волчье.

Воспитатель: Назовите это животное?

Ребёнок: Медведь.

Воспитатель: Как называется его жилище?

Ребёнок: Берлога.

Воспитатель: Берлога чья?

Ребёнок: Медвежья.

Воспитатель: Молодцы, все сделали правильно. Ребята, а бурый медведь живет в нашем крымском лесу? Что вы можете рассказать о буром медведе?

Дети: Бурый медведь - хозяин  леса. Медведь питается ягодами, насекомыми, медом, рыбой, живет в берлоге. Все лето набирает жир. Зимой впадает в спячку.

Воспитатель: А почему он спит зимой?

Дети: Зимой медведю голодно, нет меда, нет ягод, реки замерзли и рыбу он не может ловить.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что у нашего бурого медведя есть родственник, который живет на северном полюсе. Это белый медведь. Хотите посмотреть на него?

Дети садятся на стулья, на доске появляются слайды с изображением белого медведя.

Это один из самых крупных хищных зверей на Земле. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира защищает его от сильных морозов. Медведь – хорошо плавает. Он может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами. Даже моржи могут стать его добычей.

Вот медведь вылезает на льдину из воды, он встряхнулся. (картинка. От него во все стороны полетели брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?

Дети: Потому что у него теплая, густая шерсть и ему не холодно.

Воспитатель: Чтобы понять, как медведь живет в таких условиях, я предлагаю пройти в «Центр экспериментирования».

Дети проходят в «Центр экспериментирования».

-Ну что, начнем эксперимент. В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте руку жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.

Так почему же белый медведь не покрывается льдом, попробуйте объяснить.

Дети: Потому, что его шерсть покрыта жиром. Капли воды скатываются с нее.

Воспитатель: Вот видите, ребята, как природа позаботилась о белом медведе. Мы тоже можем защитить свое лицо и руки жирным защитным детским кремом, чтобы не обморозиться. На этом наш эксперимент закончен, вытирайте руки салфеткой, возвращаемся в видеосалон.

На экране появляется фотографии зимней природы.

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили?

Дети:  зиме, о животных нашего леса, о белом медведе.

Воспитатель: Чтобы вам запомнилась сегодняшняя встреча в академии, мы с вами нарисуем не обычную картину. Для этого нам нужно приготовить наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики.

Медведь в берлоге крепко спит, (Руки сжаты в замок)

Всю зиму до весны сопит. (Кладут руки под щеки)

Спят зимой бурундуки (Поочередно загибают пальцы)

Колючий ёжик, барсуки,

Только заиньке не спится. (Крутя большой палец на обеих руках)

Убегает от лисицы. (Большие пальцы обеих рук соединяются)

Мелькает он среди кустов (Соединяют ладони и делают «змейку»

Напутал след и был таков. (Разводят руки в стороны)

(Дети проходят в "Центр творчества".)

Воспитатель: Пальчики готовы? Подходим к столам (беру в руки заготовку) Что вы видите?

Правильно изображение медведя, вернее контур.

Ребята, сегодня мы будем рисовать не карандашами, не акварелью. Манной крупой.

Вот поэтому наша картина и будет необычной.

И так нам потребуется: клей, кисточка, манная крупа и конечно ваши пальчики.

Сейчас берем кисточки, наносим клей только на изображение медведя.

Теперь берем манную крупу и посыпаем там, где нанесли клей. Затем остатки манной крупы ссыпаем в миску. Посмотрите, ребята! У нас получились настоящие картины

Воспитатель: Теперь мои хорошие вы настоящие знатоки!

Воспитатель: Какое у вас настроение?

Дети: Хорошее!

(Дети показывают большой пальчик).

Воспитатель: Давайте подарим друг другу свое хорошее настроение.

Дети сдувают настроение с ладошки.

Воспитатель: Зимняя академия гордится вами!

https://www.maam.ru/images/users/photos/medium/44d039249f01c341b7e1f134ca7367f8.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....