Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Интересное - вокруг нас»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мандеш Любовь Ивановна

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Интересное - вокруг нас»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_poznavat-issled.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Интересное - вокруг нас»

Воспитатель: Мандеш Л.И

 

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Актуальность

Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. Оно  призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольник. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, формирование познавательно-исследовательских умений дошкольников – одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов, и поэтому, актуальность выбранной темы очевидна.

Дошкольник познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных связях между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире, достигнуть высокого умственного развития.  

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители старшей группы «Непоседы».

Цель проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире посредством  познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость;

- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей; о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач;

- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать

предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации:

 С 01.10.2018 – 29.12. 2018 - учебного года.

Материалы и оборудование:

Уголок по познавательно-исследовательской деятельность (детская лаборатория), наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для ООД.

Альбомы со схемами опытов, мнемосхемы, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3.Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»Вопросы психологии, 1990 №5.

4.Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

5.Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6.Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

7.РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.

8.Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.

9.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10.Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

11. Интернет ресурсы. ДОБАВИТЬ

 

Этапы реализации проекта

  1.  Подготовительный
  1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями.
  1. Основной
  1. Разработка конспектов ООД с детьми по опытно- экспериментальной деятельности и познавательно-исследовательской.
  2. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка  «Наши эксперименты».
  3. Оформление консультативного материала для родителей.
  1. Заключительный

Подведение итогов (отчет о проделанной работы на сайт детского сада).

Формы работы:

- ООД;

- эксперименты;

- беседы;

- наблюдение и труд;

-работа в лаборатории.

Перспективный план работы  по познавательно-исследовательской деятельности

 

Месяц

ООД

Беседы

Организованная деятельность

Октябрь

 «Наша Земля, Глобус»

Цель: расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.

«Что есть на нашей Земле»

Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.

Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах

Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.

Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус».

 «Как хлеб на стол пришёл»

Цель:

познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлении муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Виды хлеба»

Цель: показать детям хлебные изделия (баранки, булки, каравай, пряники, сухари и др). Сравнить их свойства и состав.

Оформление уголка «Хлеб».

Экскурсия на кухню детского сада.

Выставка рисунков «Как хлеб на стол попал».

 «Свойства окружающих  вещей»

Цель:

познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас.

Учить пользоваться журналом научных наблюдений.

Беседы: «Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?», «Интересные предметы».

В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина, песок).

 

«Волшебница соль»

Цель: познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует лёд на снег. Учить готовить соляной раствор.

Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег.

Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?

Закреплять знания о применении соли.

Наблюдать за работой

повара  (как она солит еду,

зачем это делает, какой солью пользуется).

Работа с родителями

Предложить родителям (Попова Н.В) провести ряд экспериментов с солью и сделать отчет в виде фото презентации.

Ноябрь

«Бумага – наша помощница»

Цель: познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением.

Беседы:

«Берегите бумагу»,

«Где изобрели бумагу»,

«Почему бумага разная?».

Познавательно-исследовательская деятельность, «Какая бывает бумага?».

«Магнит. Как достать скрепку?»

Цель:

познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.

.

Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы.

Экспериментальная деятельность «Что любит магнит?».

Учить рисовать схемы.

Декабрь

«Зачем нужна вода? Ее свойства»

Цель:

расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

Объяснять, что жизнь зародилась в воде.

Беседы с показом опытов «Солёная вода».

Беседы об охране воды.

Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.

«Где применяется вода».

Цель: развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий.

Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть).

Изготовление цветного льда.

Экскурсия (дети с родителями в выходные дни) к реке Чулым.

Экспериментирование «Свойства воды» (работа с родителями - Мелешко О.В).

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты.

Просмотр  альбома «Свойства воды».

«Свойства снега и льда»

Цель:

закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.

Беседа по презентации «Снег, лед, вода».

Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика».

Цель:

учить сравнивать снег и лёд. Рисуем снежные постройки.

«Круговорот воды в природе»

Цель: объяснять понятие круговорота воды в природе. Показывать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность.

Просмотр мнемотаблицы и видео урока «Круговорот воды в природе»+ беседа.

В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе.

«Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель:

установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер).

На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия

Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

Наблюдение за зимним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный).

Вводить дыхательную гимнастику на занятиях и в свободную деятельность («Поиграем носиком»).

Работа с родителями

Провести ряд экспериментов в кругу семьи с ребенком (Золотухина О.С).

Подготовить отчет  в виде презентации (фотоотчета).

 

Продуктивные результаты проекта:

1. Преобразована предметно-развивающая среда:

– оформлен уголок «Интересное вокруг нас», который дают возможность проводить индивидуальную и подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям;
– изготовлены  дидактические и развивающие игры, с помощью которых дети познакомятся с предметами и явлениями, окружающими нас;
– пополнен информационный уголок для родителей папками передвижками и информационными листами.

2. В результате реализации проекта:

 у детей сформировались предпосылки  познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы;

- обогатились умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- появилось желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности;

- развилась речевая активность детей, обогатился словарный запас,

- повысился рост уровня любознательности, наблюдательности;

- прослеживается сотрудничество и сотворчество как равноправных партнеров, обеспечивается диалогичность взаимодействия, возможность самореализации каждого;

- повысился уровень родительской активности в организации совместной образовательной деятельности (познавательно-исследовательской).

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и интересный способ его реализации. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Реализация проекта «Интересное – вокруг нас» осуществлялась в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Учебно-воспитательный процесс был спланирован на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную при совместной творческой деятельности .

Мы считаем, что именно поисково – исследовательская деятельность удовлетворяет любознательность дошкольника, познавая его окружающий  мир «Интересное – вокруг нас».

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас»

АктуальностьРебенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная де...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас»

АктуальностьРебенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная де...