Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Интересное - вокруг нас»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Интересное - вокруг нас»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_poznavat-issled.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Интересное - вокруг нас»
Воспитатель: Мандеш Л.И
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Актуальность
Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. Оно призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольник. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Таким образом, формирование познавательно-исследовательских умений дошкольников – одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов, и поэтому, актуальность выбранной темы очевидна.
Дошкольник познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных связях между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире, достигнуть высокого умственного развития.
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители старшей группы «Непоседы».
Цель проекта:
Расширить знания детей об окружающем мире посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость;
- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей; о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач;
- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать
предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Сроки реализации:
С 01.10.2018 – 29.12. 2018 - учебного года.
Материалы и оборудование:
Уголок по познавательно-исследовательской деятельность (детская лаборатория), наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для ООД.
Альбомы со схемами опытов, мнемосхемы, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3.Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»Вопросы психологии, 1990 №5.
4.Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
5.Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6.Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
7.РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
8.Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
9.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10.Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
11. Интернет ресурсы. ДОБАВИТЬ
Этапы реализации проекта
- Подготовительный
- Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
- Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями.
- Основной
- Разработка конспектов ООД с детьми по опытно- экспериментальной деятельности и познавательно-исследовательской.
- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка «Наши эксперименты».
- Оформление консультативного материала для родителей.
- Заключительный
Подведение итогов (отчет о проделанной работы на сайт детского сада).
Формы работы:
- ООД;
- эксперименты;
- беседы;
- наблюдение и труд;
-работа в лаборатории.
Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности
Месяц | ООД | Беседы | Организованная деятельность |
Октябрь | «Наша Земля, Глобус» Цель: расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России. | «Что есть на нашей Земле» Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой. Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах | Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы. Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус». |
«Как хлеб на стол пришёл» Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлении муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Беседа «Виды хлеба» Цель: показать детям хлебные изделия (баранки, булки, каравай, пряники, сухари и др). Сравнить их свойства и состав. | Оформление уголка «Хлеб». Экскурсия на кухню детского сада. Выставка рисунков «Как хлеб на стол попал». | |
«Свойства окружающих вещей» Цель: познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас. Учить пользоваться журналом научных наблюдений. | Беседы: «Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?», «Интересные предметы». | В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина, песок).
| |
«Волшебница соль» Цель: познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует лёд на снег. Учить готовить соляной раствор. | Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег. Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная? Закреплять знания о применении соли. | Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется). Работа с родителями Предложить родителям (Попова Н.В) провести ряд экспериментов с солью и сделать отчет в виде фото презентации. | |
Ноябрь | «Бумага – наша помощница» Цель: познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением. | Беседы: «Берегите бумагу», «Где изобрели бумагу», «Почему бумага разная?». | Познавательно-исследовательская деятельность, «Какая бывает бумага?». |
«Магнит. Как достать скрепку?» Цель: познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля. . | Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы. | Экспериментальная деятельность «Что любит магнит?». Учить рисовать схемы. | |
Декабрь | «Зачем нужна вода? Ее свойства» Цель: расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде. Объяснять, что жизнь зародилась в воде. | Беседы с показом опытов «Солёная вода». Беседы об охране воды. Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах. «Где применяется вода». Цель: развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий. | Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть). Изготовление цветного льда. Экскурсия (дети с родителями в выходные дни) к реке Чулым. Экспериментирование «Свойства воды» (работа с родителями - Мелешко О.В). Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Просмотр альбома «Свойства воды». |
«Свойства снега и льда» Цель: закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега. | Беседа по презентации «Снег, лед, вода». | Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика». Цель: учить сравнивать снег и лёд. Рисуем снежные постройки. | |
«Круговорот воды в природе» Цель: объяснять понятие круговорота воды в природе. Показывать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность. | Просмотр мнемотаблицы и видео урока «Круговорот воды в природе»+ беседа. | В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе. | |
«Где прячется воздух. Свойства воздуха» Цель: установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер). На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия | Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев | Наблюдение за зимним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный). Вводить дыхательную гимнастику на занятиях и в свободную деятельность («Поиграем носиком»). Работа с родителями Провести ряд экспериментов в кругу семьи с ребенком (Золотухина О.С). Подготовить отчет в виде презентации (фотоотчета). |
Продуктивные результаты проекта:
1. Преобразована предметно-развивающая среда:
– оформлен уголок «Интересное вокруг нас», который дают возможность проводить индивидуальную и подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям;
– изготовлены дидактические и развивающие игры, с помощью которых дети познакомятся с предметами и явлениями, окружающими нас;
– пополнен информационный уголок для родителей папками передвижками и информационными листами.
2. В результате реализации проекта:
– у детей сформировались предпосылки познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы;
- обогатились умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- появилось желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности;
- развилась речевая активность детей, обогатился словарный запас,
- повысился рост уровня любознательности, наблюдательности;
- прослеживается сотрудничество и сотворчество как равноправных партнеров, обеспечивается диалогичность взаимодействия, возможность самореализации каждого;
- повысился уровень родительской активности в организации совместной образовательной деятельности (познавательно-исследовательской).
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и интересный способ его реализации. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Реализация проекта «Интересное – вокруг нас» осуществлялась в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Учебно-воспитательный процесс был спланирован на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную при совместной творческой деятельности .
Мы считаем, что именно поисково – исследовательская деятельность удовлетворяет любознательность дошкольника, познавая его окружающий мир «Интересное – вокруг нас».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас»
АктуальностьРебенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная де...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас»
АктуальностьРебенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная де...