Проект «Исследование воды»
проект по окружающему миру
Проект «Исследование воды»
По доминирующей деятельности: исследовательский
По продолжительности: долгосрочный
Заявитель: дети подготовительной группы
Автор проекта: воспитатель Ванина А.Н.
2017
Актуальность проекта.
Мир, окружающий ребёнка – это
прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой
красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума». В. Сухомлинский.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения в природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна.
Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Данный проект направлен на исследование объекта ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день – исследование воды.
Цель проекта.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода – источник жизни.
Задачи:
• Обогатить представление детей о воде, ее свойствах, видах, назначении, о ее положительных и опасных качествах.
• Познакомить с видами использования воды в процессе жизнедеятельности человека.
• Сформировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
• Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между различными природными объектами и человеком, показывать их влияние друг на друга.
• Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между объектами и явлениями природы.
• Развивать творческое воображение, фантазию.
• Воспитывать экологически грамотное поведение по отношению к воде в быту и в природе.
• Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Паспорт проекта.
Вид проекта: Исследовательско-творческий
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательные области: познание, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность.
Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Условия реализации проекта.
• Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.
• Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.
• Обеспечение тесного сотрудничества со всеми сотрудниками детского сада
• Создание экспериментального уголка в группе.
• Создание условий для самостоятельной деятельности дошкольника в рамках проекта.
• Активное участие родителей в проектной деятельности.
Этапы реализации проекта.
1 Организационно- подготовительный этап:
Постановка цели и задач.
Подбор методической и дидактической литературы:
• Подбор энциклопедий, карт, схем.
• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.
• Составление картотеки опытов с водой.
• Подготовка оборудования для опытов с водой
Составление перспективного плана.
Подбор комплексов физкультминуток.
Составление консультаций для родителей.
2 Познавательно- практический этап:
Занятия – эксперименты;
Дидактические игры;
Экскурсии к водоему;
Наблюдения на прогулке.
3 Заключительный этап:
Фото - выставка «Вода – капля жизни»;
Экологический праздник «Приключения капельки»
Реализация проекта.
1 неделя.
Вода. Какая она?
1занятие «Роль воды в появлении жизни на Земле».
2занятие «Что мы знаем о воде-водице? »
Опыты: «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах»
Чтение художественной литературы: С. Погорельского «Весенний ручеек», Л. Люшина «Капелька».,
Художественное творчество: Лепка «Морское царство».
Игры: «Море волнуется раз».
Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. (обработки современных композиторов)
Консультация для родителей: «Неизведанное рядом».
2 неделя.
Круговорот воды в природе
1занятие «О чем рассказала Капелька? »
2занятие «Ходит капелька по кругу»
Опыты: «Легкие предметы в воде не тонут, тяжелые опускаются на дно».
Художественное творчество: рисование «По морям по волнам»
Дидактические игры: «Ходит, плавает, летает», «Сравним воду», «Кому нужна вода? »
Составление плана-схемы «Круговорот воды в природе».
Чтение художественной литературы: Э. Мошковской «Капля и море», А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Г. К. Андерсена «Дюймовочка».
Музыка:слушание «Гроза» Е. Тиличеевой.
Игры: «Ходят капельки по кругу», «Круговорот, как я его понимаю».
Консультация для родителей: «Экспериментируем дома»
Просмотр мультфильма: «Капитошка», «Капитошка возвращается».
3 неделя.
Вода в жизни людей
1 занятие: ««Вода у нас дома»
2 занятие: «Вода в парообразном состоянии»
Опыты: «Очистка воды».
Чтение художественной литературы: Х. Андерсен «Снежная королева», рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели».
Игры: «Тонет, не тонет», «Два Мороза»
Художественное творчество: «Обитатели озера»
Музыка: слушание Шаинский. «Снежинки спускаются с неба».
Подвижная игра «Ручеек» Консультация для родителей: «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
4 неделя.
Почему нужно беречь воду?
1 занятие: «Берегите воду! »
2 занятие: «Вода в жизни человека»
Опыт: «Вода растворитель»
Чтение художественной литературы: Н. А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели», Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Кто живет воде»
Художественное творчество: аппликация «кому нужна вода»
Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее? », «Четвертый лишний».
Эстафета: «Пробеги - не пролей»
Результат проекта:
• Повысился уровень мотивации к занятиям;
• Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
• Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
• Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.
• У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.
• Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
• Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.
Приложения
Конспект занятия "Роль воды в появлении жизни на Земле"
Направление « Социально – личностное развитие»
Цель: дать детям представление роли воды в природе, о трех состояниях вещества, формировать естественно научные представления у дошкольников путем проведения опытов.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды, познакомить с процессом фильтрации.
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, закрепить умение работать с прозрачной и стеклянной посудой, умение работать с веществами, растворимыми и не растворимыми в воде.
3. Воспитывать у детей инициативу, самостоятельность, пытливость. Прививать бережное отношение к воде.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение занятий – экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
5. Чтение художественной литературы.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ.
· Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
· Фильтровальная бумага (салфетки)
· Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: сахар, растительное масло.
· Предметы круглой и квадратной формы.
· Глобус.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга.
А чтобы узнать, о чем сегодня будет наше занятие, посмотрим на экран.
Давайте сядем удобно на стульчики.
Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Вос-ль:
Как вы думаете, много ли воды на нашей планете? Где мы можем увидеть, сколько воды на планете (на карте, глобусе). Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим). Покажите на глобусе воду. А чего больше на планете: суши или воды? Правильно, воды на нашей планете больше, потому что каждому живому существу необходима вода. Ребята, скажите вода это хорошо или плохо? (хорошо) Чем полезна вода?
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Я хочу вам показать, какое бывает состояние воды в природе. В этом нам помогут схемы.
1. Вода жидкая.
Вос - ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
2. «Вода – твердое вещество»
Значит, вода бывает не только жидкой, но и твердой, в виде льда.
3. Пар – это тоже вода. Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая"
Вос - ль: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. В лабораторию нельзя входить в обычной одежде, нужно обязательно надевать белые халаты. А вы знаете, что в лаборатории работают ученые. (Да) И вы теперь не просто мальчики и девочки, а настоящие ученые. Давайте превращаться в ученых.
"ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ".
Вос - ль: Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: Стеклянная.
Вос - ль: Как нужно с такой посудой обращаться.
Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг о друга, можно разбить.
Вос – ль: Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
Вос – ль: Если мы опустим их в стакан, на ладошку изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Вос - ль: Скажите ребята, есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт.
Самостоятельная работа детей.
Вос - ль: Возьмите колбочку с водой и посмотрите, какую форму имеет вода, налитая в эту колбочку (форму колбочки)
А теперь давайте выльем ВСЮ воду из колбочки в стакан. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет. Какую форму теперь приняла вода, налитая в стакан (форму стакана).
Вос - ль: А теперь из стакана выльем ее в блюдце. Какую форму она принимает в блюдце?
Дети: Форму блюдца.
Вос - ль: Правильно, вода принимает форму того предмета, в который её наливают.
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
"Вода - растворитель".
Заходит Капелька: здравствуйте, ребята. Я капелька Капитошка пришла к вам из страны водного царства. В нашей стране очень грязная вода: страдают все мои друзья – птицы и звери, рыбы и растения. Мне очень грустно, что я и мои братья и сестры капельки сильно загрязнены. Я узнала, что вы мне сможете помочь.
Вос – ль: Ребята, давайте поможем капельке.
Вос - ль: Я попрошу вас подойти к следующему столу. У меня на столе стоит посуда, накрытая салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
(сахар).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Вос - ль: Вторая загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(масло).
Вос - ль: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.
Вос - ль: Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы его положим в воду. Возьмите стаканы с водой. Положите в стакан ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Сахар исчез. Почему?
Дети: Сахар растворилась в воде.
Вос - ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
"ОЧИСТКА ВОДЫ".
Вос - ль: Посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло.
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Вос - ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Вос - ль: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю. А теперь попробуйте сделать фильтр сами и научите капельку.
Вос - ль: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Вос - ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Вос - ль: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Капитошка: Ой, ребята, я все поняла. Теперь мы в своем царстве тоже организуем лабораторию: птицы принесут салфеток, лягушки будут приносить воду в кувшинах – и будет у нас вода чистая и прозрачная. Заживем мы дружно и весело. Ой, побегу я домой с хорошими новостями.
Вос - ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Вос - ль: Вода добрый друг и помощник человека.
Послушаем стихотворение о воде.
Вы, слышали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Вос - ль: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Капелька: Ой, ребята, постойте, постойте! Мои друзья капельки передают вам большое спасибо! И в знак благодарности, передают вам гостинец, сделанный в нашей лаборатории из сладкой, чистой воды (раздает петушки) До свидания, ребята!
Наша лаборатория закрывается, а мы снова превращаемся в мальчиков и девочек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 городского округа Кинешма Ивановсой области
Проект «Исследование воды»
По доминирующей деятельности: исследовательский
По продолжительности: долгосрочный
Заявитель: дети подготовительной группы
Автор проекта: воспитатель Ванина А.Н.
2017
Актуальность проекта.
Мир, окружающий ребёнка – это
прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой
красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума». В. Сухомлинский.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения в природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна.
Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Данный проект направлен на исследование объекта ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день – исследование воды.
Цель проекта.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода – источник жизни.
Задачи:
• Обогатить представление детей о воде, ее свойствах, видах, назначении, о ее положительных и опасных качествах.
• Познакомить с видами использования воды в процессе жизнедеятельности человека.
• Сформировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
• Научить детей устанавливать причинно-следственные связи между различными природными объектами и человеком, показывать их влияние друг на друга.
• Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между объектами и явлениями природы.
• Развивать творческое воображение, фантазию.
• Воспитывать экологически грамотное поведение по отношению к воде в быту и в природе.
• Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Паспорт проекта.
Вид проекта: Исследовательско-творческий
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательные области: познание, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность.
Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Условия реализации проекта.
• Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.
• Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.
• Обеспечение тесного сотрудничества со всеми сотрудниками детского сада
• Создание экспериментального уголка в группе.
• Создание условий для самостоятельной деятельности дошкольника в рамках проекта.
• Активное участие родителей в проектной деятельности.
Этапы реализации проекта.
1 Организационно- подготовительный этап:
Постановка цели и задач.
Подбор методической и дидактической литературы:
• Подбор энциклопедий, карт, схем.
• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок.
• Составление картотеки опытов с водой.
• Подготовка оборудования для опытов с водой
Составление перспективного плана.
Подбор комплексов физкультминуток.
Составление консультаций для родителей.
2 Познавательно- практический этап:
Занятия – эксперименты;
Дидактические игры;
Экскурсии к водоему;
Наблюдения на прогулке.
3 Заключительный этап:
Фото - выставка «Вода – капля жизни»;
Экологический праздник «Приключения капельки»
Реализация проекта.
1 неделя.
Вода. Какая она?
1занятие «Роль воды в появлении жизни на Земле».
2занятие «Что мы знаем о воде-водице? »
Опыты: «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах»
Чтение художественной литературы: С. Погорельского «Весенний ручеек», Л. Люшина «Капелька».,
Художественное творчество: Лепка «Морское царство».
Игры: «Море волнуется раз».
Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. (обработки современных композиторов)
Консультация для родителей: «Неизведанное рядом».
2 неделя.
Круговорот воды в природе
1занятие «О чем рассказала Капелька? »
2занятие «Ходит капелька по кругу»
Опыты: «Легкие предметы в воде не тонут, тяжелые опускаются на дно».
Художественное творчество: рисование «По морям по волнам»
Дидактические игры: «Ходит, плавает, летает», «Сравним воду», «Кому нужна вода? »
Составление плана-схемы «Круговорот воды в природе».
Чтение художественной литературы: Э. Мошковской «Капля и море», А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Г. К. Андерсена «Дюймовочка».
Музыка:слушание «Гроза» Е. Тиличеевой.
Игры: «Ходят капельки по кругу», «Круговорот, как я его понимаю».
Консультация для родителей: «Экспериментируем дома»
Просмотр мультфильма: «Капитошка», «Капитошка возвращается».
3 неделя.
Вода в жизни людей
1 занятие: ««Вода у нас дома»
2 занятие: «Вода в парообразном состоянии»
Опыты: «Очистка воды».
Чтение художественной литературы: Х. Андерсен «Снежная королева», рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели».
Игры: «Тонет, не тонет», «Два Мороза»
Художественное творчество: «Обитатели озера»
Музыка: слушание Шаинский. «Снежинки спускаются с неба».
Подвижная игра «Ручеек» Консультация для родителей: «Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
4 неделя.
Почему нужно беречь воду?
1 занятие: «Берегите воду! »
2 занятие: «Вода в жизни человека»
Опыт: «Вода растворитель»
Чтение художественной литературы: Н. А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели», Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Кто живет воде»
Художественное творчество: аппликация «кому нужна вода»
Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее? », «Четвертый лишний».
Эстафета: «Пробеги - не пролей»
Результат проекта:
• Повысился уровень мотивации к занятиям;
• Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
• Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
• Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.
• У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.
• Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
• Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.
Приложения
Конспект занятия "Роль воды в появлении жизни на Земле"
Направление « Социально – личностное развитие»
Цель: дать детям представление роли воды в природе, о трех состояниях вещества, формировать естественно научные представления у дошкольников путем проведения опытов.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды, познакомить с процессом фильтрации.
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, закрепить умение работать с прозрачной и стеклянной посудой, умение работать с веществами, растворимыми и не растворимыми в воде.
3. Воспитывать у детей инициативу, самостоятельность, пытливость. Прививать бережное отношение к воде.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение занятий – экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
5. Чтение художественной литературы.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ.
· Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
· Фильтровальная бумага (салфетки)
· Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: сахар, растительное масло.
· Предметы круглой и квадратной формы.
· Глобус.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга.
А чтобы узнать, о чем сегодня будет наше занятие, посмотрим на экран.
Давайте сядем удобно на стульчики.
Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Вос-ль:
Как вы думаете, много ли воды на нашей планете? Где мы можем увидеть, сколько воды на планете (на карте, глобусе). Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим). Покажите на глобусе воду. А чего больше на планете: суши или воды? Правильно, воды на нашей планете больше, потому что каждому живому существу необходима вода. Ребята, скажите вода это хорошо или плохо? (хорошо) Чем полезна вода?
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Я хочу вам показать, какое бывает состояние воды в природе. В этом нам помогут схемы.
1. Вода жидкая.
Вос - ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
2. «Вода – твердое вещество»
Значит, вода бывает не только жидкой, но и твердой, в виде льда.
3. Пар – это тоже вода. Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая"
Вос - ль: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. В лабораторию нельзя входить в обычной одежде, нужно обязательно надевать белые халаты. А вы знаете, что в лаборатории работают ученые. (Да) И вы теперь не просто мальчики и девочки, а настоящие ученые. Давайте превращаться в ученых.
"ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ".
Вос - ль: Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: Стеклянная.
Вос - ль: Как нужно с такой посудой обращаться.
Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг о друга, можно разбить.
Вос – ль: Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
Вос – ль: Если мы опустим их в стакан, на ладошку изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Вос - ль: Скажите ребята, есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт.
Самостоятельная работа детей.
Вос - ль: Возьмите колбочку с водой и посмотрите, какую форму имеет вода, налитая в эту колбочку (форму колбочки)
А теперь давайте выльем ВСЮ воду из колбочки в стакан. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет. Какую форму теперь приняла вода, налитая в стакан (форму стакана).
Вос - ль: А теперь из стакана выльем ее в блюдце. Какую форму она принимает в блюдце?
Дети: Форму блюдца.
Вос - ль: Правильно, вода принимает форму того предмета, в который её наливают.
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
"Вода - растворитель".
Заходит Капелька: здравствуйте, ребята. Я капелька Капитошка пришла к вам из страны водного царства. В нашей стране очень грязная вода: страдают все мои друзья – птицы и звери, рыбы и растения. Мне очень грустно, что я и мои братья и сестры капельки сильно загрязнены. Я узнала, что вы мне сможете помочь.
Вос – ль: Ребята, давайте поможем капельке.
Вос - ль: Я попрошу вас подойти к следующему столу. У меня на столе стоит посуда, накрытая салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
(сахар).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Вос - ль: Вторая загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(масло).
Вос - ль: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.
Вос - ль: Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы его положим в воду. Возьмите стаканы с водой. Положите в стакан ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Сахар исчез. Почему?
Дети: Сахар растворилась в воде.
Вос - ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
"ОЧИСТКА ВОДЫ".
Вос - ль: Посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло.
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Вос - ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Вос - ль: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю. А теперь попробуйте сделать фильтр сами и научите капельку.
Вос - ль: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
Идет самостоятельная работа детей.
Вос - ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Вос - ль: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Капитошка: Ой, ребята, я все поняла. Теперь мы в своем царстве тоже организуем лабораторию: птицы принесут салфеток, лягушки будут приносить воду в кувшинах – и будет у нас вода чистая и прозрачная. Заживем мы дружно и весело. Ой, побегу я домой с хорошими новостями.
Вос - ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Вос - ль: Вода добрый друг и помощник человека.
Послушаем стихотворение о воде.
Вы, слышали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Вос - ль: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Капелька: Ой, ребята, постойте, постойте! Мои друзья капельки передают вам большое спасибо! И в знак благодарности, передают вам гостинец, сделанный в нашей лаборатории из сладкой, чистой воды (раздает петушки) До свидания, ребята!
Наша лаборатория закрывается, а мы снова превращаемся в мальчиков и девочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Исследование воды"
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознат...
Лабораторное исследование воды в бассейне.
Особое внимание и требовани должны предъявляться к качеству воды в бассейне....
Памятка для ежедневного лабораторного исследования воды в бассейне.
Последовательность операций исследований воды в бассейне очень важна....
Конспект открытого итогового занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Три состояния воды и рисование на ней» с элементами исследования воды и экспериментирования в технике эбру
Экспериментальная деятельность старших дошкольников по изучению трех состояний воды и рисование на воде (техника эбру)...
Мнемосхема "Алгоритм исследования воды" -занятие по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте.
Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиал...
Конспект занятия по исследованию воды
Конспект занятия по исследованию водыЦель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.Задачи: образовательные – ознакомление детей со свойствами воды, развивать н...
Материал для проекта по теме исследования «Вода вокруг нас»
Экологический опытно экспериментальный проектпо теме исследования «Вода вокруг нас»в средней группе Подготовила воспитатель:...